Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 788

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения

Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования

Выводы по первой главе исследования

ГЛАВА 2

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ

оздоровительного лагеря

Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году

Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в

Рисунок 2. Динамика контингента обучающихся в организациях дополнительного образования детей в Ростовской области

Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям

Рисунок. 4. Процентный состав категорий детей с нарушениями в развитии, занимающих по дополнительным образовательным программам

Обеспечение образовательной деятельности УДО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями

Условия реализации модели организационно-методического

Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного

Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены

Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения

Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ

Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом

Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены

Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены

Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены

Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены

Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены

Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены

Выводы по второй главе исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета «Я выбираю…»

Методика «Диагностика интереса»

Методика «Дерево»

Методика «Градусник»

Диагностика мотивации

Анкета участников мероприятия или занятия

Методика «Поведение в конфликтах»

Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»

Регистрационный бланк

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Регистрационный бланк

Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

Анкета итоговая (конец смены)

Приложение Б

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЭКСПРЕСС»»

Задачи программы:

Формы реализации:

ДОЛ « ЭКСПРЕСС» ОАО РЖД КАБАРДИНКА

этом в типовом лагере основным условием успешности освоения дополнительных образовательных программ является самостоятельность и активность воспитанников. Максимальное использование самоорганизующего потенциала детского социума в ДОЛ при органичном сочетании образовательной составляющей и повседневной досуговой деятельности свидетельствует о преобладании информальных характеристик в дополнительном образовании детей. При этом, как отмечают некоторые исследователи, в частности, А.В. Окерешко, успешность информального образования находится в прямой зависимости от наличия мотивации к формальному и неформальному образованию [195, с. 77]. Рассматривая дополнительное образование в условиях детского оздоровительного лагеря как информальное, мы полагаем, что оно должно быть организовано таким образом, чтобы пространство детского досуга в условиях ДОЛ было наполнено событиями, отвечающими индивидуальным интересам и потребностям

воспитанников, направлено на формирование положительной мотивации к учебной деятельности и развитие творческих способностей каждого ребенка.

Некоторые авторы (О.В. Павлова, Т.П. Родькина и др.) полагают, что информальное образование обладает большим потенциалом, является

«катализатором» непрерывного образования [200, с. 315] и может быть идентифицировано как один из характерных социокультурных феноменов современности. Т.П. Родькина отмечает гибкость и мобильность информального и неформального видов образования, что позволяет говорить об их высоких адаптивных возможностях в условиях «происходящих глобальных
изменений в области образования» [232, с. 12]. Л.В. Бурая, Т.Ю. Фетисова, Е.Г. Панченко и Л.В. Кузнецова отмечают, что информальное образование дает обучающимся «возможность профильного и профессионального самоопределения» [40; 265], а также особенно эффективно используется в работе с одаренными детьми. При этом возможности его организации в сетевой форме позволяют, по мнению О.В. Павловой, говорить о нем как о «средстве воспитания личности и человека культуры» [199].

Таким образом, детский оздоровительный лагерь как пространство дополнительного образования детей имеет несколько особенностей [159, с. 282]:

      1. Обеспечение организованного досуга воспитанников является одним из ведущих ориентиров деятельности детского оздоровительного лагеря, в котором различные виды деятельности, не связанные напрямую с обучением, становятся средством формирования умений и навыков детей, необходимых им для жизни. Таким образом, пространство детского оздоровительного лагеря априори является пространством информального образования.

      2. Неформальная составляющая является неотъемлемой частью деятельности субъектов детского оздоровительного лагеря. Она органично дополняет содержание основного образования детей, позволяя воспитателям и

вожатым работать с ними в зоне ближайшего развития. Каждая лагерная смена имеет заранее запланированную тематическую направленность, решает ряд конкретных образовательно-воспитательных задач и ориентирована на интересы и потребности воспитанников. Организованные виды деятельности, используемые в пространстве ДОЛ, обобщены единой целевой установкой.

При этом в деятельности воспитанников доминирует мотивационная составляющая, что является основой результативного формирования дополнительных умений и навыков.

      1. Вариативность пространства детского оздоровительного лагеря является следствием органичного и оптимального сочетания информальности и неформальности как его ключевых характеристик. Многообразие форм деятельности отвечает индивидуальным возможностям, личным интересам и особым потребностям воспитанников, которые самостоятельно выбирают те, что больше им подходят.

      2. В условиях детского оздоровительного лагеря, сочетающего элементы информального и неформального образования, воспитанники имеют возможность получить опыт непрерывного образования, который еще не осознается ими таковым, но является основой для формирования у детей навыка «извлечения позитивного опыта» в процессе реализации любого вида деятельности. Время развлечений и досуга в пространстве ДОЛ становится, таким образом, составляющей личной образовательной траектории ребенка.

Пространство детского оздоровительного лагеря требует эффективно организованной и продуманной деятельности всех субъектов, находящихся в нем, что обусловливает продуктивность и активность членов кратковременного детского коллектива. Детский оздоровительный лагерь является пространством, в котором ребенок получает возможность для самореализации [25], проявления инициативы и творчества, участия в различных видах проектной деятельности [154], информационной активности [78], формирования гражданской идентичности [237] и т.д.

Многогранность возможностей, предоставляемых ребенку в детском
оздоровительном лагере, обусловлена вариативностью тематических направленностей лагерных смен, позволяющих удовлетворить самые разнообразные интересы и потребности детей. Детские оздоровительные лагеря организуют спортивно-оздоровительные [8; 62; 146 и др.], интеллектуально-

образовательные [1; 163; 165; 183 и др.], технические [169; 187 и др.],

культурно-творческие [11; 131; 179; 184; 251 и др.], этно-патриотические [12;

22; 177; 204; 228 и др.], социально-адаптирующие [23; 33; 103 и др.] смены в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ для различных категорий детей, в том числе с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Подобная вариативность закономерно обусловливает потребность в сопровождении организации дополнительного образования в условиях детского оздоровительного лагеря.

Современные исследователи обращаются к некоторым аспектам сопровождения образовательного процесса в детском оздоровительном лагере. Так, Л.В. Воронкова рассматривает психолого-педагогическое и правовое сопровождение охраны здоровья детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическое сопровождение, по мнению автора, должно быть ориентировано, в первую очередь, на воспитательный процесс, который происходит во время лагерной смены. Осуществляет эту деятельность специально организованная в детском оздоровительном лагере служба, в ведение которой входят «психолого- педагогическая диагностика воспитанников, психокоррекционная
работа, организация и проведение социально-психологических тренингов, психолого- педагогическое и медико-социальное просвещение, социально-педагогическое и психологическое консультирование, исследование социума детского оздоровительного лагеря, социально-педагогическая и психологическая профилактика, а также организационно-методическая деятельность» [48, с.

342]. Ю.В. Большакова и С.В. Неделина рассматривают возможности психолого-педагогического сопровождения летних лагерных смен в контексте задач социальной и образовательной инклюзии, затрагивая, в том числе некоторые вопросы методического характера [35; 181]. Н.Г. Куприна, О.Н. Позднякова, Ю.В. Литвинова и другие исследователи рассматривают содержательные аспекты организации и сопровождения летнего отдыха детей в процессе их экологического воспитания [144; 214 и др.]. Ряд авторов обращается непосредственно к организационным и методическим вопросам, связанным с реализацией дополнительных общеразвивающих программ в условиях детских оздоровительных лагерей, раскрывая единые подходы к проектированию образовательных программ организаций отдыха детей и их оздоровления [262], методы использования современных образовательных технологий в условиях дополнительного образования при организации летнего отдыха детей [209], вопросы оценивания результатов реализации дополнительных общеразвивающих программ в условиях детского оздоровительного лагеря [207; 263 и др.] и т.д.

Раскрывая методические аспекты моделирования программы смены в детском оздоровительно-образовательном учреждении, М.П.