Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 790
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Вариативностьпространства детского оздоровительного лагеря определена нами в качестве ключевой характеристики. Это связано с тем, что в условиях детского оздоровительного лагеря воспитанникам предлагаются как разнообразные по деятельностному и содержательному наполнению лагерные смены, так и возможность реализовать себя в разнообразных видах деятельности. Ребенок проектирует индивидуальную траекторию «движения» в
пространстве детского оздоровительного лагеря, самостоятельно выбирая отвечающие его личным интересам и особым потребностям содержание и виды деятельности. Таким образом, ребенок имеет возможность выйти за рамки, привычно ограничивающие его в условиях школьного образования, и попасть в «нестандартизированное» пространство, которое позволяет раскрыть себя как субъекта жизни и деятельности. Безусловно, нельзя не отметить, что в современных условиях пространство общего образования также обладает вариативностью: учитель свободен в выборе основной образовательной программы, использовании методов и форм обучения и воспитания и т.п. Но свобода учителя, тем не менее, ограничена рамками федеральных государственных образовательных стандартов, которые, с одной стороны, позволяют ему реализовать творческий потенциал, с другой, все-таки обязывают оставаться в рамках учебного процесса с незначительным отступлением в пространство внеурочной деятельности, которая в данных условиях является обязательной и зачастую не отвечает интересам обучающихся. Поэтому вариативность, реализуемая в пространстве детского
оздоровительного лагеря, действительно, позволяет ребенку ощущать себя творцом собственного отдыха и досуга.
Специфику пространства детского оздоровительного лагеря также характеризует его открытость.Отметим, что открытость рассматривается нами в двух аспектах, первый из которых касается возможности преобразования содержательного компонента лагерной смены (при согласовании с основной программой дополнительного образования), второй – определяет возможности адресного включения и использования технологий, методов и форм работы в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Ребенок в данном случае выступает как основной интересант отдыха и досуга, индивидуальные запросы и потребности которого определяют выбор форм, методов и технологий работы в каждом конкретном случае. Поэтому открытость как характеристика напрямую зависит
от готовности педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря адекватно реагировать на индивидуальные запросы и особенности основных интересантов отдыха и досуга.
Мобильностькак характеристика пространства детского оздоровительного лагеря делает акцент на быстроте его реакции на любые изменения. Выделим специфику пространства детского оздоровительного лагеря как мобильного. Контингент воспитанников детского оздоровительного лагеря очень подвижен, воспитатели и вожатые в течение сезона проводят четыре лагерные смены, в рамках которых каждый раз работают с «новыми» детьми. Таким образом, мобильность, с одной стороны, определяется
в контексте быстроты реакции пространства детского оздоровительного лагеря на изменения, происходящие непосредственно на территории детского оздоровительного лагеря. С другой стороны, мобильность связана со спецификой работы педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря: воспитатели, вожатые и другие сотрудники создают условия для того, чтобы воспитанники могли быстро ориентироваться и адаптироваться в пространстве разнообразных возможностей, предоставляемых детским оздоровительным лагерем.
Также в качестве одной из важных характеристик пространства детского оздоровительного лагеря мы определили инклюзивность. Отметим, что данная характеристика выделена нами, исходя из реалий и потребностей системы образования в целом и дополнительного образования, в частности. В интервью средствам массовой информации министр просвещения Ольга Васильева неоднократно подчеркивала, что к 2024 году 70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут вовлечены в систему дополнительного образования детей. Для этого в настоящее время создаются необходимые условия. Отметим, что в настоящее время многие исследователи обращают внимания на тот потенциал, который имеет детский оздоровительный лагерь для решения задач социокультурной и социально-педагогической адаптации и
реабилитации различных категорий детей с особыми социально- образовательными потребностями. Дети с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, дети-мигранты, имеющие языковой барьер, дети, оставшиеся без попечения родителей и/или
попавшие в трудную жизненную ситуацию, – все эти категории воспитанников могут одновременно находится в едином образовательно-воспитательном пространстве детского оздоровительного лагеря, который может организовывать и принимать как специфические и профильно- ориентированные смены для конкретной категории воспитанников, так и инклюзивные смены, включающие воспитанников всех выше перечисленных категорий [26; 36; 110; 181 и др.]. Данное обстоятельство обусловливает необходимость наличия у педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря особых профессиональных умений и навыков, а также предъявляет высокие требования к их личным качествам.
Принимая во внимание вышеперечисленные характеристики пространства детского оздоровительного лагеря, и опираясь на положения аксиологического, событийного, проектного и деятельностного подходов, дадим содержательные характеристики элементов составляющих структуру дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря: целевой, содержательный, технологическийи рефлексивныйэлементы.
Основные ценностные и целевые ориентиры реализации дополнительного образования, соотнесенные с особенностями организации работы в условиях кратковременного детского коллектива в пространстве детского оздоровительного лагеря, составили основу целевогоэлемента структуры. Главным целевым ориентиром в соответствии с государственной образовательной политикой является организация условий для получения доступного дополнительного образования. Пространство детского оздоровительного лагеря, объединяющее воспитанников самых разных категорий, в том числе имеющих специфические