Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 779
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
дополнительном образовании детей. Сочетание неформального общения и информального образования в условиях лагерной смены, позволяют получить доступное дополнительное образование всем воспитанникам, находящимся в пространстве детского оздоровительного лагеря.
Основой содержательногоэлемента структуры дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере являются дополнительные общеобразовательные программы, которые реализуются в период сезонных и межсезонных лагерных смен. Поясним отличия сезонных и межсезонных лагерных смен. Смены, организуемые в период летнего оздоровительного отдыха, в рамках которых реализуются тематические дополнительные образовательные программы разной направленности, мы называем сезонными. Программа смены, общая для всех воспитанников, ориентирована на достижение конкретной цели, направленной на формирование качеств, необходимых для совместной деятельности. В программе сезонной смены используются различные формы работы с воспитанниками: конкурсы, тренинги, экскурсии, мастер-классы, научно- популярные лекции и т.п. Каждая из этих форм прямо или косвенно затрагивает общую тематику лагерной смены. В условиях информального пространства детского оздоровительного лагеря сезонные смены выполняют образовательную, воспитательную и развивающую функции. При этом при реализации общей дополнительной образовательной
программы преобладает воспитательно- развивающая деятельность.
Межсезонные лагерные смены имеют ряд отличий, связанных как с особенностями контингента воспитанников, так и с содержанием дополнительных образовательных программ. Межсезонные смены могут иметь социально- адаптирующую, научно-образовательную или художественно-творческую направленность и чаще используются при работе с конкретными категориями детей, имеющими особые образовательные потребности. Так, в период межсезонья могут проводиться смены для юных художников и музыкантов, смены для юных биологов или химиков, математические смены и т.д. Также в последнее время
распространена практика организации социально-адаптирующих смен для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и т.д. По специфике организации межсезонные лагерные смены ближе к неформальному (дополнительному) образованию в контексте его привычного для нас понимания. Для данных смен ведущий акцент сосредотачивается на реализации образовательного компонента дополнительной программы. Воспитательные и развивающие результаты становятся сопутствующими «бонусами» проделанной работы.
Педагогические технологии и соответствующие им методы, приемы и формы работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря
составляют содержание технологического элемента структуры дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере.Выбор методического и технологического инструментария связан с основными видами деятельности воспитанников детского оздоровительного лагеря, планируемыми в соответствии с общей программой лагерной смены, и должен осуществляться с учетом индивидуальных потребностей и интересов детей. В детском оздоровительном лагере дети получают навыки художественно-творческой, спортивной, коммуникативной, поисковой, трудовой, познавательной, игровой, проектной и других видов деятельности. В соответствии с особенностями взаимодействия с кратковременными детскими коллективами в работе с воспитанниками в условиях детского оздоровительного лагеря целесообразно использовать технологии игровой деятельности, элементы технологии проблемного обучения, технологию коллективного творческого дела, технологию проектной деятельности и др. Каждой из вышеназванных педагогических технологий соответствуют формы, методы и приемы работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря. Так, в процессе дополнительного образования детей условиях детского оздоровительного лагеря активно используются имитационные, операционные и деловые игры, познавательные, организаторские и художественные виды коллективных творческих дел. Технологии проектной
деятельности и проблемного обучения
используются частично. Так, из технологии проблемного обучения включается этап постановки проблемы, для стимулирования активности воспитанников ДОЛ создаются проблемные ситуации. Также в сочетании с вышеназванными технологиями в условиях ДОЛ используется метод проектов, что позволяет активизировать деятельность детей и отследить результативность дополнительного образования в пространстве детского оздоровительного лагеря.
Отметим, что использование педагогических технологий в том варианте, в котором это соответствует формальному образованию в школе, в условиях детского оздоровительного лагеря нецелесообразно. Именно поэтому рекомендуется включение элементов вышеназванных технологий в зависимости от возраста и интересов детей. При этом необходимо помнить, что период сезонной лагерной смены – это, в первую очередь, для ребенка время отдыха. Поэтому больший упор при работе с детьми стоит делать на технологии и методы игровой деятельности с привлечением элементов проектного и проблемного обучения. Так как в пространстве детского оздоровительного лагеря доминируют коллективные и групповые формы взаимодействия между воспитанниками, технология коллективного творческого дела
по отношению к остальным выполняет функции метатехнологии.
Основной целью рефлексивногоэлемента структуры дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере является анализ и оценка (самооценка) результатов деятельности педагога-вожатого и воспитанников. Данные результаты чаще всего представляются в формате тематических проектов разной направленности, стимулирующих у воспитанников развитие адаптивных способностей, навыков социальной коммуникации и работы в команде. Рефлексивный элемент структуры дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере связан с деятельностью специалистов, которые принимают участие в реализации дополнительных образовательных программ лагерной смены опосредованно. Специалисты могут работать в течение всего сезона или привлекаться для работы в рамках конкретной лагерной смены. Так, организация
работы лагерной смены для детей с ограниченными возможностями здоровья, помимо медика, который обязательно присутствует в штате детского оздоровительного лагеря, требует привлечения узких специалистов, таких как педагог-психолог и дефектолог. Функции ассистентов-помощников могут выполнять как педагоги-вожатые, так и родители, сопровождающие своих детей.
Отметим, что в состав сотрудников классической лагерной смены также целесообразно привлекать педагога-психолога. Для контингента воспитанников, в