Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 783
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
В настоящее время развитие системы дополнительного образования детей является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики, что подтверждается нормативно-правовыми документами федерального уровня и наличием региональных программ поддержки развития учреждений дополнительного образования детей. Один из ключевых федеральных документов – Концепция развития дополнительного образования детей – была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 году [205]. В том же году был разработан план реализации вышеназванной концепции на 2015-2020 годы [213]. В рамках реализации направлений данного плана разработан приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» [223]. Реализация принятой концепции связана непосредственно с достижением современного качества образования, к которому в настоящее время предъявляются высокие требования со стороны личности, общества и государства в целом. Таким образом, объективно предъявляются новые требования к уровню и качеству услуг, предоставляемых обучающимся в системе дополнительного образования детей, а также к технологиям, используемым в образовательном процессе и позволяющим достичь интересантам желаемого результата.
Интересно то, что отечественный
опыт организации внешкольной работы также находит отражение в идеях неформального, дополнительного и пролонгированного образования. Мировая практика последней трети XX столетия показывает, что неформальное (дополнительное) образование трансформировалась за рубежом в самостоятельную сферу социальной политики, которая учитывает потребности всех возрастных групп населения.
А.М. Митина полагает, что во всем мире дополнительное образование не только реализует вспомогательную по отношению к основному образованию функцию, являясь своеобразным обслуживающим инструментом, но и выступает как необходимая составляющая целостной
образовательной системы, продолжая и, в некоторых случаях, даже конкурируя с основным образованием. По мнению автора, дополнительное образование является частью «иерархической системы непрерывного образования человека, представляющей самостоятельную педагогическую категорию, основными системообразующими признаками которой являются: институциональность получаемого образования; наличие основного образования; возрастные особенности контингента учащихся; личностная ориентированность; актуализация образовательных потребностей; комплементарность; непрерывность включенности в образовательный процесс» [170].
Дополнительное образование – лучший способ реализовать собственный образовательный потенциал и довести свой образовательный уровень до желаемой полноты. Учитывая ускоряющееся в геометрической прогрессии развитие науки и технологий, вступление человечества в цифровую цивилизацию, дополнительное образование в целом
и дополнительное образование детей, в частности, действительно, является уже не только и не столько вспомогательным инструментом, сколько объективной потребностью, удовлетворение которой определяет в некотором смысле успешность личности в современном обществе.
Отметим, что в зарубежных исследованиях мы не встречаем привычной для нас формулировки «дополнительное образование». Зарубежные коллеги говорят об образовании неформальном, внешкольном, послешкольном, внеклассном, о реализации программ свободного времени и т.п. Все эти определения в целом дают возможность в обобщенном виде представить особенности организации дополнительного образования за рубежом.
Реализация концепции непрерывного образования человека,
«образования через всю жизнь» является одной из ключевых задач европейской системы неформального образования. Так, в ряде европейских стран функционируют так называемые расширенные (общественные) школы.
Основной их особенностью является то, что они находятся и реализуют свою деятельность на базе других организаций, чаще всего детских (например, такие школы могут быть организованы на базе детских центров дневного пребывания, детских библиотек, общественных и молодежных центров, детских поликлиник и т.п.) [285]. Также существует практика организации школьного дополнительного образования, что позволяет наиболее ярко выразить его личностную ориентацию [284]. При этом зарубежные авторы отмечают роль дополнительного образования в контексте создания общего
«климата» школы [283] и уникальной,
специфической культуры образовательной организации [286], обеспечения качества ее организационной среды [279] и взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса [282].
Отечественная и зарубежная системы дополнительного образования детей отличаются по структуре. Для российской системы характерна иерархическая структура, имеющая строгое подчинение, представленная на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Деятельность организаций, представляющих ее, носит целенаправленный и организованный характер. Для зарубежной, в частности, европейской системы дополнительного образования, характерно преобладание частных организаций, деятельность которых строится в основном на концепциях попечения и развития и представлена в преобладающем числе случаев индивидуальными формами работы с детьми и массовыми досуговыми мероприятиями.
Для российской системы дополнительного образования детей характерно сочетание двух взаимодополняющих тенденций. С одной стороны, она стремится к сохранению своего исторического наследия, отражая национальные традиции и специфику организационных форм дополнительного образования, с другой стороны, она открыта и готова принять, адаптировать и внедрить перспективные практики дополнительного образования, распространенные за рубежом. Таким образом, российская система
дополнительного образования детей является пространством сохранения традиций и внедрения инноваций.
Одной из интересных традиций отечественной системы дополнительного образования является его организация в детских оздоровительных лагерях.
Детский оздоровительный лагерь – это уникальное пространство, которое одновременно
сочетает в себе возможности неформального образования, разнонаправленной воспитательной работы и организованного досуга. В пространстве детского оздоровительного лагеря могут быть реализованы различные дополнительные образовательные программы, направленные как на углубленное изучение определенных научных областей, развитие творческих способностей воспитанников, так и на формирование социальных навыков и адаптацию детей с особыми потребностями.
Начало деятельности детских оздоровительных лагерей, связанной с организацией детского образовательного досуга, относится в России к концу XIX века. Практически за полтора века накоплен огромный опыт организации дополнительного образования в условиях учреждений детского отдыха и оздоровления. Вплоть до 1917 года развивается такое направление как педагогика внешкольного воспитания, более привычная для нас в словосочетании «педагогика дополнительного образования», связанная с именами таких известных ученых, как П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко и др. Знаменитая летняя трудовая колония «Бодрая жизнь», организованная С.Т. и В.Н. Шацкими стала классическим примером успешного сочетания досуга и физического труда, создания условий для проявления детской инициативы и развития самостоятельности, внедрения основ детского самоуправления и практики наставничества.
В советское время, несмотря на высокий уровень идеологизации образования и воспитательной работы в целом, внешкольная работа и организация