Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 912

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Таким образом, можно сделать вывод о том, что изме­нившиеся социально-политические условия, более разно­образные формы жизни в обществе, изменение структуры современной семьи и различные представления о воспита­нии, совместная жизнь в школе и обществе с представите­лями различных культур (как результат интеграционных процессов), растущее осознание проблем экологии и влия­ния средств массовой информации не только ставят новые задачи перед системой образования, но и меняют облик педагога и его роль в профессиональной сфере и обществе. Требования к профессиональной подготовке педагога осо­бенно возросли в последние годы в связи с усилением его социальной роли как специалиста, несущего наряду с дру­гими административными и общественно-политическими институтами свою долю ответственности за подготовку вы­сококультурных, гуманных людей, способных эффективно претворять в жизнь социальные и свои личные интересы в их взаимосвязи. Именно в такие периоды истории разви­тия человечества, связанные с ускорением темпов научно-технического прогресса, ростом социально-политической активности населения, как никогда ранее возрастает роль учителя в обществе, а значит, и роль педагогического об­разования, по-новому готовящего этого специалиста.

3.Конкурентоспособность педагогической профессии на рынке труда. Это определяет, прежде всего, ее место среди других профессий, экономическую и социальную привле­кательность ее для самого педагога и для его социального окружения. Это позволяет педагогу взглянуть на свою про­фессию сквозь призму социально-политического восприя­тия ее обществом (и в этом смысле диапазон такого вос­приятия в мире в зависимости от экономической и обще­культурной ситуации страны достаточно велик: от обеспе­ченности на уровне прожиточного минимума, как, например, сегодня в России и во многих развивающихся странах, до материального уровня, превышающего зарп­лату государственных чиновников, как, например, во Фран­ции, ФРГ и др.).

В тесной зависимости от материального положения на­ходится в обществе и социально-правовой статус педагога.

Для того чтобы конкурировать на рынке труда с други­ми профессиями, педагогическим профессиям необходи­мо обладать экономической и социальной привлекатель­ностью. Социальная привлекательность профессии педа­гога будет увеличиваться за счет развития новых педаго­гических технологий, увеличения творческой составля­ющей педагогической деятельности, информатизации и компьютеризации образования.


Экономическая привлекательность педагогических про­фессий будет возрастать и за счет материально-экономи­ческого стимулирования выбора данной профессии со сто­роны государства, и за счет расширения потребности в образовательных услугах у населения, способного быть фак­тическим работодателем, за счет учета фактора конкурен­тоспособности при организации профессионально-педа­гогической подготовки будущих специалистов, которые все чаще осваивают помимо основной «смежные» педаго­гические специальности.
Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите и охарактеризуйте этапы становления педагогичес­кой профессии.

2. Дайте определение педагогической специальности. В чем от­личия педагогической специальности и педагогической про­фессии?

3. Раскройте содержание типов педагогических специальностей и должностей.

4. Объясните, почему негативные качества личности педагога отнесены к профессионально значимым наряду с позитив­ными.

5. Охарактеризуйте возможные стили во взаимоотношениях педагога и воспитанника (ученика).

6. Раскройте содержание принципа учета детской активности во взаимоотношениях педагога и воспитанника (ученика).

7. Дайте характеристику прав и свобод ребенка, зафиксирован­ных Конвенцией ООН «О правах ребенка».

8. Раскройте основные положения правового регулирования в области образования.

9. Перечислите образовательные права, которыми обладают обу­чающиеся, воспитанники.

10. Раскройте содержание прав, обязанностей и ответственнос­ти работников образовательных учреждений.

11. Какими нормативными документами должен руководствовать­ся педагог в своей профессиональной деятельности?

12. Раскройте взаимосвязь проблем и перспектив развития педа­гогической профессии в современной России.
Литература для самостоятельного изучения

  1. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. Учебное пособие. - М., 2000.

  2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие. - М.,1999.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании». — Изд. 6-е. — М., 2003.

  4. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Об­нинск, 1993.

  5. Комментарий к закону Российской Федерации «Об образо­вании». Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. - М., 1998. Конституция Российской Федерации. — М., 2000.

  6. Немов Р.С. Психология образования. - М., 1994.

  7. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубе­же тысячелетий. - М., 2000.

  8. Общая педагогика. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заве­дений. Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. - М., 2002.

  9. Пешкова Н.С. Права учителя: конкретные вопросы - конк­ретные ответы: справочное пособие. - СПб., 2000.

  10. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.,1999.

  11. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ре­бенка. - М., 1987.

  12. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения. Учебное пособие для преподавателей и сту­дентов. - М., 1998. - С. 42-43.


Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»


Деятельность — специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобра­зование ими природной и социальной действительности. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, ус­ловия, результат. В отличие от законов природы социальные законы обнаруживаются только через человеческую дея­тельность, которая создает новые формы и свойства дей­ствительности, превращает некоторый исходный матери­ал в продукт. Деятельность — важнейшая форма проявле­ния жизни человека, его активного отношения к окружа­ющей действительности. К деятельности человек побужда­ется различными потребностями, отражающимися в его сознании в виде образов соответствующих им объектов и действий, ведущих к удовлетворению этих потребностей. От характера мотивации деятельности в большой мере за­висит настойчивость в ее выполнении и тем самым успех в достижении цели. Мотивы и цели деятельности зависят от общественных условий жизни человека и уровня его индивидуального развития. Ведущую роль в индивидуаль­ном развитии деятельности играет усвоение индивидом общественного опыта. Деятельность осуществляется через ряд внутренне связанных между собой действий и вклю­чает в себя те или иные автоматизированные компоненты. Однако в целом каждая деятельность носит сознательный характер. Сознаваемая цель как закон определяет способ и характер действий человека (К. Маркс). Она побуждает к активному преодолению препятствий, возникающих на пути к получению желаемого результата. Основным видом человеческой деятельности является физический и ум­ственный труд. Физический производительный труд на­правлен на создание материальных ценностей, необходи­мых для жизни общества и каждого его члена. Умствен­ный труд направлен на изучение действительности, на со­здание научных теорий, литературных, художественных и других духовных ценностей. Важный вид деятельности че­ловека — учение.

Деятельность человека - необходимое условие его раз­вития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваива­ются знания, вырабатываются умения и навыки, благода­ря чему развивается и сама деятельность. Исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. по­казали, что в деятельности развиваются психические про­цессы, формируются умственные, эмоциональные и во­левые качества личности, ее способности и характер.


Деятельность состоит из более мелких единиц - дей­ствий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача.

Важнейшими характеристиками деятельности являются:

♦ предметность - она подчиняется, уподобляется свой­ствам и отношениям преобразуемого в процессе дея­тельности объективного мира;

♦ социальность — деятельность человека всегда носит об­щественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию инди­видуальных целей и планов, к взаимопониманию;

♦ сознательность - в процессе организации и осуществ­ления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирую­щую и контролирующую.

В психологии принято рассматривать структуру деятель­ности, включающую следующие ее составляющие: потреб­ность - мотив - задача - средства (решения задачи) - действия - операции. При этом задача включает единство цели и условий ее достижения, действие соответствует цели, операции - условиям.

Кратко охарактеризуем перечисленные выше состав­ляющие структуры деятельности.

Потребность - состояние человека, создаваемое ис­пытываемой им нуждой в объектах и действиях, необхо­димых для его осуществления и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляю­щее познавательные процессы, воображение и поведение.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удов­летворением потребности; осознаваемая причина, при кото­рой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (мате­риальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.

Задача - данная в определенных условиях цель дея­тельности, которая должна быть достигнута преобразо­ванием этих условий.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.

Средства профессиональной деятельности - это веще­ственные средства труда и невещественные вспомогатель­ные (внешние и внутренние функциональные) средства тру­довой деятельности, при помощи которых человек взаимо­действует с предметом своего труда сообразно поставлен­ной цели, изменяет и преобразовывает его.

Вещественные средства труда - это аппаратурные сред­ства для приема, переработки и передачи информации; средства для осуществления практических действий (руч­ные, простые и механизированные).

Внешние функциональные средства труда