Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1279
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Наиболее значимыми факторами выбора педагогической профессии выступают влияния:
♦ учителя и любимого учебного предмета;
♦ семьи, семейных традиций;
♦ предшествующего опыта работы.
Существенно также и удовлетворение от педагогической деятельности. По данным Н.В.Кузьминой, «индекс общей удовлетворенности профессией и процессом деятельности у педагогов в целом высок», закономерно повышаясь по мере роста ее продуктивности. Однако в последнее время, когда кризисные явления охватили все стороны жизни россиян, в том числе и педагогов, престиж профессий, относящихся к бюджетной сфере, стал резко снижаться из-за неотрегулированности вопросов зарплаты, обеспечения образовательных учреждений необходимым оборудованием, учебной и методической литературой и т.д.
Анкетирование абитуриентов, поступающих в Московский педагогический государственный университет, проведенное группой исследователей под руководством В.А. Сластенина, позволило выявить ряд факторов, влияющих на выбор педагогической профессии, определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:
1) интерес к учебному предмету - 27,2%;
2) желание обучать данному предмету — 16,2%;
3) стремление посвятить себя воспитанию детей — 19,2%;
4) осознание педагогических способностей — 6%;
5) желание иметь высшее образование - 13%;
6) представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 12,2%;
7) стремление к материальной обеспеченности — 2,2%;
8) так сложились обстоятельства — 4%.
Анализ данных, полученных в ходе этого исследования, позволил сделать вывод о том, что чуть более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности (склонность к обучению и воспитанию, интерес к детям).
Если понимать мотив как предмет потребности, то для студентов педагогического учебного заведения такими предметами могут быть
, как указывает В.А. Сластенин, «чистый» познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное место в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслужить похвалу, получать повышенную стипендию и т.д.
Подготовка к педагогической профессии должна начинаться задолго до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжаться уже в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учебном заведении.
4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модернизация системы образования с необходимостью требует и модернизации ее подсистем, а в их числе — профессионального педагогического образования. Совершенствование последнего, приведение его в соответствие с современным социальным заказом и на перспективу, безусловно, предполагает повышение качества вузовской профессиональной подготовки будущего педагога. В свою очередь, ее результатом выступает единство внутренней, мотивированной, личностной готовности к профессиональной деятельности и практической, теоретико-методической к ней подготовленности. Достижение такого единства обусловлено целостностью, системностью содержания и средств профессионального обучения и профессионального воспитания будущего педагога, осуществляемых - при очевидном своеобразии каждого из них — в едином учебно-воспитательном процессе, организуемом вузом. При этом ведущей идеей, концептуальным основанием и анализа, и решения данной проблемы выступает одновременное движение от личности к профессии и от профессии к личности.
Структура и содержание подготовки будущих педагогов в учреждениях высшего профессионального образования, осуществляющих в Российской Федерации подготовку педагогов-специалистов, определяются требованиями общества на современном этапе его развития, уровнем развития педагогической науки, особенностями педагогической деятельности в/условиях коренного реформирования всех сторон жизни российского общества.
Педагогическое образование, как разновидность гуманитарного, призвано обеспечить готовность выпускника соответствующего учебного заведения к трансляции культуры на основе гуманистически ориентированной профессиональной позиции, его профессиональных умений по моделированию, проектированию и осуществлению вариативных способов педагогической деятельности. На базе этих представлений формируются следующие общие требования к специалисту педагогического профиля:
♦ знание основных закономерностей природы, общества и мышления;
♦ знание о человеке как об индивидуальности и личности;
♦ знание и владение способами освоения и целенаправленного преобразования педагогической действительности;
♦ знание и умение применять в своей деятельности современные системы поиска, обработки и использования информации;
♦ разрабатывать и успешно реализовывать управленческие решения, адекватные целям педагогической деятельности.
В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» разработан государственный стандарт высшего педагогического образования (далее — ГОС ВПО), являющийся базовым нормативным документом, определяющим структуру и содержание высшего педагогического образования и создающим основы для обеспечения необходимого качества обучения, сохранения единого образовательного пространства на всей территории России. Создание ГОС ВПО базировалось на положениях государственной образовательной политики, основных направлениях Федеральной программы развития образования, личностно-ориентированной концепции развития педагогического образования.
В 2000 г. утвержден ГОС ВПО второго поколения, причем следует отметить, что разработаны два варианта стандарта по каждой специальности. Один - стандарт пятилетней подготовки учителя по одной специальности; второй — стандарт пятилетней подготовки учителя по основной и дополнительной специальностям.
Специфика педагогического образования потребовала разработки перечня совмещения специальностей педагогического профиля, что позволяет готовить учителей для сельской и малокомплектной школы, учесть неравномерность нагрузки по предметам в школах, неблагоприятную демографическую ситуацию, которая может существенно сократить кадровую потребность сети общеобразовательных учреждений, а также обеспечить социальную защиту и конкурентоспособность выпускников педагогических вузов на рынке труда.
Вместе с тем нельзя не согласиться с целым рядом критических высказываний в адрес составителей настоящих образовательных стандартов высшего педагогического образования: необоснованное включение вопросов педагогики в раздел «Педагогическая психология»; выделение в самостоятельный раздел коррекционной педагогики с основами социальной психологии и др.
Особенно важным нам представляется отметить недостаточно обоснованное изменение названия ранее функционировавшего курса «Введение в педагогическую профессию» на «Введение в педагогическую деятельность», так как, с нашей, точки зрения, понятие «педагогическая профессия» значительно шире и богаче по своему содержанию, чем понятие «педагогическая деятельность». Отнюдь не случайно в обозначении содержания курса постоянно фигурирует не деятельность, а профессия, которая по сути дела включает в себя понятие «педагогическая деятельность» и в содержательном плане раскрывается через деятельность и общение.
Учеными-педагогами, работающими над проблемами высшего профессионального образования, разработаны перспективные направления и методология его модернизации, опирающиеся на опыт вузов, достигших значительных результатов в решении данной проблемы.
Полноценное высшее образование должно удовлетворять некоторым общим требованиям, независимым от профиля подготовки специалистов. К ним относятся прежде всего: достижение фундаментальности предметных знаний будущих специалистов и направленность содержания высшего образования на развитие у них профессионального творчества и потребности в самообразовательной деятельности.
При разработке ГОС ВПО, т.е. стандартов подготовки специалистов третьего уровня высшего педагогического образования в многоуровневой системе с основной квалификацией «учитель», учитывались «Рекомендации о положении учителей», принятые специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителя, где сформулированы общие требования к программам подготовки учителей. Кроме того, был проведен анализ содержания учебно-программной документации педагогических вузов, утвержденной в последние годы, обобщен опыт обновления содержания подготовки специалистов в системе бакалавриата и в традиционной многоуровневой системе, а также изучен опыт подготовки специалистов педагогического профиля в зарубежных странах. Дальнейшее развитие системы профессионального педагогического образования тесно связано с перспективной совершенствования ГОС ВПО.
В настоящее время проводится работа по созданию ГОС О следующего, третьего поколения, учитывающего специфику подготовки педагогических кадров по образовательным областям для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (а таких в России - около 70%!).
Отнюдь не утратила актуальности задача обеспечения преемственности и согласованности содержания среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования. Создание преемственных образовательных стандартов позволит в практической деятельности реализовать идею преемственности образовательных программ профессионального педагогического образования разного уровня: среднего — высшего — дополнительного педагогического образования.
Реализация государственных образовательных стандартов в области педагогического образования невозможна без создания комплекта научно-методического и информационного сопровождения. Создание такого сопровождения, отвечающего современному состоянию науки, эффективным технологиям обучения, весьма актуально. Решение этой глобальной задачи потребует не только консолидации научных сил педагогического сообщества по созданию современной учебно-методической литературы, материалов по диагностике качества подготовки специалистов в области образования и разработке перспективных, высокоэффективных образовательных технологий, но и связано с большими финансовыми затратами, средства для которых необходимо изыскать, чтобы реализовать эту масштабную задачу.