Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1313
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
8. «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» — раздел педагогики, изучающий процесс обучения и воспитания детей с нарушениями развития: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание детей, страдающих задержкой умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи), а также закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, способы его исправления.
Содержание курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии»: предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики; норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека; первичный и вторичный дефект; комбинированные нарушения, их причины; профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей; девиантное поведение детей; система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.
9. В небольшой курс «Педагогические технологии» включены следующие темы: понятие «педагогическая технология»; обусловленность педтехнологии характером педагогических задач; виды педагогических задач, в том числе: стратегические, тактические, оперативные; проектирование и процесс решения педагогических задач: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии; технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса; технология контроля образовательного процесса.
10. «Управление образовательными системами» — одна из важнейших дисциплин всего курса «Педагогика». Целью ее является управленческая подготовка будущего педагога. Она включает в себя следующие темы: понятия управления и педагогического менеджмента; государственно-общественная система управления образованием; основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль; принципы управления педагогическими системами; школа как педагогическая система и объект управления; службы управления; управленческая культура руководителя; взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами; повышение квалификации и аттестация работников школы.
11. Необходимым компонентом в подготовке будущего педагога, включаемым специальным разделом в программы всех теоретических курсов, является «Психолого-педагогический практикум», в содержание которого вошли следующие темы: решение психолого-педагогических задач; конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности; моделирование образовательных и педагогических ситуаций; психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта; развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.
Концептуальной основой разрабатываемых курсов и последовательности их изучения по семестрам должна выступать система следующих установок:
♦ опора на вариативность содержания образования, которая обеспечит определенный маршрут реализации содержания в рамках различных специальностей студентов — будущих учителей;
♦ разноступенчатый (иерархический) характер содержания тем или модулей (в зависимости от их содержательной валидности и необходимости в данном курсе), что дает возможность дифференцировать нагрузку по факультетам. Каждая тема или модуль курса ориентируют будущего педагога на раскрытие и освоение имеющихся в отечественной и зарубежной науке педагогических теорий, систем образования, моделей процесса обучения и воспитания.
Цель изучения педагогических курсов, составляющих содержание учебной дисциплины «Педагогика» — не только усвоение студентами системы педагогических знаний как элементов общей культуры современного человека, но и формирование навыков реального их использования в деятельности, развитие и обогащение собственного опыта будущих педагогов. Это предполагает формирование у студентов знаний основных педагогических категорий, законов, тенденций и закономерностей изучаемой науки, умений и навыков анализа педагогической деятельности, педагогических ситуаций, решения педагогических задач для компетентного участия в управлении процессом формирования личности, для понимания последствий принимаемых психолого-педагогических решений. Именно в этом плане педагогические знания студента приобретают и концептуальность и нормативность.
Таким образом, изучение данного курса способствует приобретению знаний теории и технологии педагогического управления образовательными системами в соответствии с требованиями государственного стандарта, формированию умений побуждать педагогический коллектив к эффективной работе по обучению и воспитанию учащихся.
Общепедагогическая подготовка специалиста в профессионально-педагогических учебных заведениях строится на единых научно-организационных основах. Вместе с тем наряду с единой подготовкой для всех студентов по основным курсам в соответствии с государственными стандартами осуществляется дифференциация содержания обучения с учетом специфики региона, факультета, а также индивидуальных особенностей и склонностей студентов. Личностный подход к обучению позволяет максимально раскрыть всю многогранность и неповторимость индивидуальных особенностей студента, что, в свою очередь, предоставляет ему в дальнейшем возможность самореализации в быстро меняющейся социальной среде. В стенах педвуза этому способствуют различные спецкурсы и спецсеминары, индивидуальная работа студентов над курсовыми и дипломными работами, участие в работе студенческих научных обществ.
Преподавание педагогических дисциплин в педагогических вузах осуществляется в органическом единстве с другими предметами психолого-педагогического цикла: возрастной физиологией и школьной гигиеной, общей психологией, педагогической психологией.
Общепедагогические знания, умения и навыки будущих педагогов конкретизируются в частных методиках, т. е. методиках преподавания отдельных школьных дисциплин: математики, русского языка, истории, географии, биологии и т.д. Методика преподавания предмета представляет собой частную дидактику, в которой, исходя из общедидактических закономерностей, раскрываются специфические цели, содержание, формы и методы обучения конкретному учебному предмету.
Для более глубокого усвоения теоретических знаний, формирования умений и навыков, осуществления связи теории с практикой важно систематически подкреплять полученные знания, постоянно анализировать на основе теоретических знаний явления и факты педагогической практики. Педагогическая практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки педагога: обучающую (актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решении конкретных педагогических задач, формирование педагогических умений и навыков), развивающую (развитие познавательной и творческой активности будущих педагогов, развитие педагогического мышления), воспитывающую (формирование социально активной личности педагога
, устойчивого интереса и любви к педагогической профессии), диагностическую (проверка уровня профессиональной направленности будущих педагогов, степени профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической деятельности).
Педагогическая практика студентов играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Благодаря непрерывности и постоянному усложнению ее содержания от младших курсов к старшим она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущего педагога.
В ходе обучения в педагогическом учебном заведении осуществляется и профессиональное воспитание, сущность которого состоит в воспитании личности будущего педагога, формировании его готовности и подготовленности к предстоящей профессиональной деятельности. Результатом профессионального воспитания выступает профессиональная воспитанность, проявляющаяся в понимании смысла педагогической деятельности, особенностей своего профессионального бытия, в гуманном, позитивном и заинтересованном видении его субъектов, т.е. детства и учительства, во владении профессиональной культурой, стремлении к возможно более полной самореализации, мотивированному использованию личностного и профессионального ресурса.
Принципиально важно, что формирование профессионализма невозможно без выработки и проявления личного отношения к профессиональной деятельности.
Эффективность профессионального воспитания студентов — будущих педагогов достигается совокупностью внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся образовательный процесс, осуществляемый во взаимодействии с профессорско-преподавательским составом, внеаудиторная работа, студенческое самоуправление и т.д. К факторам внутренним относятся мотивация на педагогическую профессию, профессиональное самовоспитание и пр. Практика показывает, что обращение к внутренней жизни юношей и девушек, их работе над собой оказывается для преподавателей гораздо более трудным, чем обычная лекционно-семинарская деятельность. Для этого зачастую нет ни внутренней потребности самого преподавателя, ни таких организационно-педагогических условий, как кураторство и другие формы работы со студентами.
Как считает Б.З.Вульфов, процесс профессионального воспитания схематично может быть представлен в виде условного «педагогического треугольника», «вершины» которого — знание, опыт, рефлексия - связаны между собой двойными и взаимно направленными сторонами-векторами. Таким образом каждая «вершина» реально взаимодействует с другими, оставаясь собой и развиваясь, испытывает влияние других и сама влияет на их развитие. Больше того, разрушение целостности — выпадение из процесса любой связи, любой «вершины» — неизбежно ведет к разрушению всего процесса: снижению его эффективности.
Первая из «вершин», наиболее адекватная условиям образовательного учреждения, состоит в оказании помощи будущим педагогам в обретении профессиональных знаний, овладении способами познания и технологиями использования профессиональной информации. Приобщению к теоретическим знаниям, к возможностям и формам их реализации (лекционные и другие занятия, педагогическая практика, общественная деятельность) уделяются наибольшие внимание и усилия как профессорско-преподавательского состава, так и самих студентов.
Другой «вершиной» выступает личный жизненный, в том числе пусть небольшой, но реальный педагогический опыт, складывающийся у каждого студента в ходе встреч с реальными людьми и персонажами из книг, телевизионных передач, наблюдений и накопления впечатлений, обмена мнениями, выстраивания отношений со старшими, младшими, сверстниками. В этом опыте есть и хорошее и плохое, кажущееся значимым и оставляющее равнодушным. Этот опыт во многом является опытом личной активности, в том числе познавательной, опытом стихийного или целенаправленного накопления информации об окружающем мире. Во многих случаях он может быть и педагогическим, хотя и качественно разным: стихийным, ибо каждый так или иначе, но фактически чему-то учил или как-то воспитывал окружающих своими поступками, суждениями, образом жизни, манерой, общения, внешностью; предпрофессиональным — у тех, кому довелось вожатствовать в младших классах, в отряде детского лагеря, в детском общественном объединении, быть капитаном спортивной команды, лидером в группе, а то и просто старшим ребенком в семье; наконец, опытом ученическим, позволившим взглянуть изнутри на педагогический процесс, протекавший более или менее успешно в классе, в кружке, в отряде. Обладатель такого опыта проявил себя как непосредственный и неизменно в чем-то активный участник этой жизни, объект многолетнего обучения и воспитания в школе, в семье, в социуме.
В практике преподавания известно, что абстрактное, теоретическое знание лучше осваивается, когда вызывает ассоциации «из личного опыта». С другой стороны, часто бывает, что именно опыт участия в каком-либо интересном мероприятии заинтересовал вчерашнего школьника и подтолкнул к выбору педагогической профессии.
В качестве третьей «вершины», связанной с двумя другими и связывающей их, выступает рефлексия — глубоко личностная отнесенность человека к себе и своим жизненным обстоятельствам, к ценностям и смыслам существования, выражающаяся во внутренних спорах и конфликтах с собой, оценках и самооценках, рисках и выборах, душевных движениях и принятии или непринятии происходящего.