Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 895

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



8. «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» — раздел педагогики, изучающий процесс обу­чения и воспитания детей с нарушениями развития: сурдо­педагогика (обучение и воспитание глухих и слабослыша­щих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и вос­питание детей, страдающих задержкой умственного раз­вития), логопедия (обучение и воспитание детей с нару­шениями речи), а также закономерности, причины воз­никновения отклоняющегося поведения у детей, способы его исправления.

Содержание курса «Коррекционная педагогика с осно­вами специальной психологии»: предмет, задачи, принци­пы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики; норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека; первичный и вторичный дефект; комбинированные нару­шения, их причины; профилактика, диагностика, коррек­ция недостатков личностного развития детей; девиантное поведение детей; система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.

9. В небольшой курс «Педагогические технологии» вклю­чены следующие темы: понятие «педагогическая техно­логия»; обусловленность педтехнологии характером педагогических задач; виды педагогических задач, в том числе: стратегические, тактические, оперативные; проектирование и процесс решения педагогических задач: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии; технология педагогического регулирования и коррекции об­разовательного процесса; технология контроля образователь­ного процесса.

10. «Управление образовательными системами» — одна из важнейших дисциплин всего курса «Педагогика». Целью ее является управленческая подготовка будущего педагога. Она включает в себя следующие темы: понятия управления и педагогического менеджмента; государственно-обществен­ная система управления образованием; основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль; принципы управления педагогическими си­стемами; школа как педагогическая система и объект управления; службы управления; управленческая культура руководителя; взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами; повышение ква­лификации и аттестация работников школы.


11. Необходимым компонентом в подготовке будущего педагога, включаемым специальным разделом в програм­мы всех теоретических курсов, является «Психолого-педа­гогический практикум», в содержание которого вошли сле­дующие темы: решение психолого-педагогических задач; конструирование различных форм психолого-педагогичес­кой деятельности; моделирование образовательных и пе­дагогических ситуаций; психолого-педагогические мето­дики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта; развитие интел­лектуально-творческого, диагностического, коммуникаци­онного, мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.

Концептуальной основой разрабатываемых курсов и по­следовательности их изучения по семестрам должна выс­тупать система следующих установок:

♦ опора на вариативность содержания образования, ко­торая обеспечит определенный маршрут реализации содержания в рамках различных специальностей сту­дентов — будущих учителей;

♦ разноступенчатый (иерархический) характер содержания тем или модулей (в зависимости от их содержательной валидности и необходимости в данном курсе), что дает возможность дифференцировать нагрузку по факультетам. Каждая тема или модуль курса ориентируют будущего педагога на раскрытие и освоение имеющихся в отечествен­ной и зарубежной науке педагогических теорий, систем образования, моделей процесса обучения и воспитания.

Цель изучения педагогических курсов, составляющих содержание учебной дисциплины «Педагогика» — не только усвоение студентами системы педагогических знаний как элементов общей культуры современного человека, но и формирование навыков реального их использования в де­ятельности, развитие и обогащение собственного опыта будущих педагогов. Это предполагает формирование у сту­дентов знаний основных педагогических категорий, зако­нов, тенденций и закономерностей изучаемой науки, уме­ний и навыков анализа педагогической деятельности, пе­дагогических ситуаций, решения педагогических задач для компетентного участия в управлении процессом форми­рования личности, для понимания последствий принима­емых психолого-педагогических решений. Именно в этом плане педагогические знания студента приобретают и концептуальность и нормативность.

Таким образом, изучение данного курса способствует приобретению знаний теории и технологии педагогическо­го управления образовательными системами в соответствии с требованиями государственного стандарта, формированию умений побуждать педагогический коллектив к эффектив­ной работе по обучению и воспитанию учащихся.



Общепедагогическая подготовка специалиста в профес­сионально-педагогических учебных заведениях строится на единых научно-организационных основах. Вместе с тем наряду с единой подготовкой для всех студентов по ос­новным курсам в соответствии с государственными стан­дартами осуществляется дифференциация содержания обучения с учетом специфики региона, факультета, а так­же индивидуальных особенностей и склонностей студен­тов. Личностный подход к обучению позволяет максималь­но раскрыть всю многогранность и неповторимость инди­видуальных особенностей студента, что, в свою очередь, предоставляет ему в дальнейшем возможность самореали­зации в быстро меняющейся социальной среде. В стенах педвуза этому способствуют различные спецкурсы и спец­семинары, индивидуальная работа студентов над курсо­выми и дипломными работами, участие в работе студен­ческих научных обществ.

Преподавание педагогических дисциплин в педагоги­ческих вузах осуществляется в органическом единстве с другими предметами психолого-педагогического цикла: возрастной физиологией и школьной гигиеной, общей психологией, педагогической психологией.

Общепедагогические знания, умения и навыки буду­щих педагогов конкретизируются в частных методиках, т. е. методиках преподавания отдельных школьных дисцип­лин: математики, русского языка, истории, географии, биологии и т.д. Методика преподавания предмета пред­ставляет собой частную дидактику, в которой, исходя из общедидактических закономерностей, раскрываются спе­цифические цели, содержание, формы и методы обуче­ния конкретному учебному предмету.

Для более глубокого усвоения теоретических знаний, формирования умений и навыков, осуществления связи теории с практикой важно систематически подкреплять полученные знания, постоянно анализировать на основе теоретических знаний явления и факты педагогической прак­тики. Педагогическая практика выполняет важнейшие фун­кции в системе профессиональной подготовки педагога: обучающую (актуализация, углубление и расширение тео­ретических знаний, их применение в решении конкретных педагогических задач, формирование педагогических уме­ний и навыков), развивающую (развитие познавательной и творческой активности будущих педагогов, развитие педа­гогического мышления), воспитывающую (формирование социально активной личности педагога
, устойчивого инте­реса и любви к педагогической профессии), диагностиче­скую (проверка уровня профессиональной направленности будущих педагогов, степени профессиональной подготов­ленности и пригодности к педагогической деятельности).

Педагогическая практика студентов играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Благодаря непрерыв­ности и постоянному усложнению ее содержания от млад­ших курсов к старшим она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой буду­щего педагога.

В ходе обучения в педагогическом учебном заведении осуществляется и профессиональное воспитание, сущ­ность которого состоит в воспитании личности будущего педагога, формировании его готовности и подготовлен­ности к предстоящей профессиональной деятельности. Ре­зультатом профессионального воспитания выступает про­фессиональная воспитанность, проявляющаяся в по­нимании смысла педагогической деятельности, особен­ностей своего профессионального бытия, в гуманном, позитивном и заинтересованном видении его субъектов, т.е. детства и учительства, во владении профессиональ­ной культурой, стремлении к возможно более полной са­мореализации, мотивированному использованию лично­стного и профессионального ресурса.

Принципиально важно, что формирование професси­онализма невозможно без выработки и проявления лич­ного отношения к профессиональной деятельности.

Эффективность профессионального воспитания студен­тов — будущих педагогов достигается совокупностью внеш­них и внутренних факторов. К внешним факторам относятся образовательный процесс, осуществляемый во взаимодей­ствии с профессорско-преподавательским составом, вне­аудиторная работа, студенческое самоуправление и т.д. К факторам внутренним относятся мотивация на педагоги­ческую профессию, профессиональное самовоспитание и пр. Практика показывает, что обращение к внутренней жизни юношей и девушек, их работе над собой оказывается для преподавателей гораздо более трудным, чем обычная лекционно-семинарская деятельность. Для этого зачастую нет ни внутренней потребности самого преподавателя, ни таких организационно-педагогических условий, как кура­торство и другие формы работы со студентами.

Как считает Б.З.Вульфов, процесс профессионального воспитания схематично может быть представлен в виде условного «педагогического треугольника», «вершины» которого — знание, опыт, рефлексия - связаны между собой двойными и взаимно направленными сторонами-векторами. Таким образом каждая «вершина» реально вза­имодействует с другими, оставаясь собой и развиваясь, испытывает влияние других и сама влияет на их развитие. Больше того, разрушение целостности — выпадение из процесса любой связи, любой «вершины» — неизбежно ведет к разрушению всего процесса: снижению его эф­фективности.


Первая из «вершин», наиболее адекватная условиям об­разовательного учреждения, состоит в оказании помощи бу­дущим педагогам в обретении профессиональных знаний, овладении способами познания и технологиями использо­вания профессиональной информации. Приобщению к теоретическим знаниям, к возможностям и формам их реа­лизации (лекционные и другие занятия, педагогическая прак­тика, общественная деятельность) уделяются наибольшие внимание и усилия как профессорско-преподавательского состава, так и самих студентов.

Другой «вершиной» выступает личный жизненный, в том числе пусть небольшой, но реальный педагогический опыт, складывающийся у каждого студента в ходе встреч с реальными людьми и персонажами из книг, телевизи­онных передач, наблюдений и накопления впечатлений, обмена мнениями, выстраивания отношений со старши­ми, младшими, сверстниками. В этом опыте есть и хоро­шее и плохое, кажущееся значимым и оставляющее рав­нодушным. Этот опыт во многом является опытом лич­ной активности, в том числе познавательной, опытом сти­хийного или целенаправленного накопления информации об окружающем мире. Во многих случаях он может быть и педагогическим, хотя и качественно разным: стихийным, ибо каждый так или иначе, но фактически чему-то учил или как-то воспитывал окружающих своими поступками, суждениями, образом жизни, манерой, общения, внешностью; предпрофессиональным — у тех, кому довелось вожатствовать в младших классах, в отряде детского ла­геря, в детском общественном объединении, быть капи­таном спортивной команды, лидером в группе, а то и просто старшим ребенком в семье; наконец, опытом уче­ническим, позволившим взглянуть изнутри на педагоги­ческий процесс, протекавший более или менее успешно в классе, в кружке, в отряде. Обладатель такого опыта проявил себя как непосредственный и неизменно в чем-то активный участник этой жизни, объект многолетнего обучения и воспитания в школе, в семье, в социуме.

В практике преподавания известно, что абстрактное, теоретическое знание лучше осваивается, когда вызывает ассоциации «из личного опыта». С другой стороны, часто бывает, что именно опыт участия в каком-либо интерес­ном мероприятии заинтересовал вчерашнего школьника и подтолкнул к выбору педагогической профессии.

В качестве третьей «вершины», связанной с двумя други­ми и связывающей их, выступает рефлексия — глубоко лич­ностная отнесенность человека к себе и своим жизненным обстоятельствам, к ценностям и смыслам существования, выражающаяся во внутренних спорах и конфликтах с со­бой, оценках и самооценках, рисках и выборах, душевных движениях и принятии или непринятии происходящего.