Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 904

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Основная образовательная программа подготовки пе­дагога включает в себя 4 цикла дисциплин (общие гума­нитарные и социально-экономические; общие математи­ческие и естественнонаучные; общепрофессиональные и дисциплины предметной подготовки), дисциплины допол­нительной специальности (если таковая предусмотрена) и итоговую государственную аттестацию.

В блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД) вхо­дят дисциплины, общие для всех педагогических спе­циальностей: психология, в том числе и педагогическая, педагогика (ОПД.Ф.02), основы специальной педагоги­ки и психологии, теория и методика обучения предмету, возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы медицинских знаний, безопасность жизнедеятельности, национально-региональный (вузовский) компонент, а так­же дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли­ваемые вузом.

Поступающий в педагогическое учебное заведение высшего профессионального образования (абитуриент) должен предъ­явить в приемную комиссию документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или сред­нем профессиональном образовании, или начальном про­фессиональном образовании. Весьма желательно, чтобы при этом абитуриент имел определенный опыт допрофессиональной педагогической, организаторской и творческой деятельности, которую он осуществлял в школе (приобрел знания и умения в рамках профильного обучения в т.н. пе­дагогических классах гимназий, выполнял обязанности члена учкома школы, класса, старосты, был шефом у млад­ших школьников, активно участвовал в художественной самодеятельности и различных кружках и секциях).

Выпускник педагогического учебного заведения высшего профессионального образования, получивший квалифи­кацию по соответствующей специальности и в соответ­ствии с дополнительной специальностью, должен быть готовым:

1) осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

2) способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбо­ру и последующему освоению профессиональных об­разовательных программ;

3) использовать разнообразные приемы, методы и сред­ства обучения;

4) обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соот­ветствующий требованиям государственного образова­тельного стандарта;

5) осознавать необходимость соблюдения прав и свобод уча­щихся, предусмотренных Законом Российской Федера­ции. «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка;


6) систематически повышать свою профессиональную ква­лификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методи­ческой работы;

7) осуществлять педагогически целесообразное взаимодей­ствие с родителями обучающихся (лицами, их заменя­ющими);

8) выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

9) обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в об­разовательном процессе.

Выпускник должен знать:

♦ Конституцию Российской Федерации;

♦ Законы Российской Федерации,

♦ решения Правительства Российской Федерации и орга­нов управления образованием по вопросам образования;

♦ Конвенцию о правах ребенка;

♦ основы общетеоретических дисциплин в объеме, необ­ходимом для решения педагогических, научно-мето­дических и организационно-управленческих задач; пе­дагогику, психологию, возрастную физиологию, школь­ную гигиену; методику преподавания предмета и вос­питательной работы;

♦ программы и учебники по преподаваемой дисциплине;

♦ требования к оснащению и оборудованию учебных ка­бинетов и подсобных помещений;

♦ средства обучения и их дидактические возможности;

♦ основные направления и перспективы развития обра­зования и педагогической науки;

♦ основы права, научную организацию труда;

♦ правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник должен быть подготовлен к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности в об­разовательных учреждениях различного типа:

♦ преподавательская;

♦ научно-методическая;

♦ социально-педагогическая;

♦ воспитательная;

♦ культурно-просветительская;

♦ коррекционно-развивающая;

♦ управленческая.

Под содержанием общепедагогической подготовки учителя подразумевается система педагогических знаний, практических умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональных функций учителя.

Ведущими задачами обучения будущих педагогов в вузе являются:

♦ обеспечение глубокого и творческого овладения ими педагогической теорией в ее концептуальном и нор­мативном аспектах;

♦ формирование у студентов основ педагогического мыш­ления для критического осмысления и анализа реальных образовательных процессов и инноваций в педагогике и творческого применения педагогических концепций;



♦ формирование умения четко прорабатывать цели и за­дачи своей деятельности и принимать наиболее эффек­тивные решения по их реализации;

♦ воспитание уважения, любви и творческого отноше­ния студентов к детям, к избранной профессии;

♦ развитие способностей и умений анализировать и адек­ватно оценивать свою педагогическую деятельность;

♦ формирование потребности в инновационной деятельности. Существенное значение в качественной педагогичес­кой подготовке студентов — будущих педагогов имеет струк­тура учебных курсов и последовательность их изучения в рамках обозначенной в стандартах ведущей учебной дис­циплины «Педагогика». Данный курс имеет своей целью вооружение будущих педагогов знаниями теоретических основ современной педагогической науки, совокупностью основных педагогических умений и навыков, необходи­мых для эффективной организации учебно-воспитатель­ного процесса в школе и других общеобразовательных уч­реждениях.

Рассмотрим, какие курсы необходимо освоить студен­ту педагогического учебного заведения высшего профес­сионального образования.

1. «Введение в педагогическую профессию». Именно с этого небольшого, но необходимого курса начинается зна­комство будущих педагогов с особенностями своей пред­стоящей профессиональной деятельности. Здесь студенты-первокурсники узнают о содержании и специфике педа­гогической профессии в разные исторические периоды, о спектре современных педагогических специальностей, о перспективах развития педагогической профессии в но­вом тысячелетии, гуманистической природе педагогиче­ской деятельности. Особое место занимают вопросы, свя­занные с изучением личности учащихся, взаимоотноше­ниями между педагогом и воспитанником. В содержании курса рассматриваются такие вопросы, как: общая харак­теристика педагогической профессии, профессиональная деятельность и личность педагога, требования государ­ственного образовательного стандарта к личности и про­фессиональной компетентности педагога, профессиональ­но-личностное становление и развитие педагога, взаимо­связь общей и профессиональной культуры педагога, его профессионально значимые личностные качества, сущ­ность профессиональных знаний и умений, пути овладе­ния педагогической профессией, роль самообразования в профессиональном становлении будущего педагога.

Изучение данного курса, с одной стороны, позволяет будущим педагогам еще раз убедиться в правильности выбранной ими профессии, с другой — способствует их адаптации к условиям вузовского обучения. Именно с этой целью в ряде педвузов уже с первых дней пребывания сту­дентов в стенах учебных заведений они знакомятся с осо­бенностями вузовской познавательной деятельности, на­чинается разработка программ собственного совершенство­вания как будущих педагогов.


2. В курсе «Общие основы педагогики» студенты изучают следующие важные для становления профессионального педагогического мышления темы: педагогика как наука, ее объект; категориальный аппарат педагогики: образова­ние, воспитание, обучение, самовоспитание, социализа­ция, педагогическая деятельность, педагогическое взаи­модействие, педагогическая система, образовательный процесс; образование как общественное явление и педа­гогический процесс; образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, об­щества и государства; взаимосвязь педагогической науки и практики; связь педагогики с другими науками; мето­дология педагогической науки и методологическая куль­тура педагога; методы, логика и основные характеристик педагогического исследования.

3. Один из основных разделов педагогики - «Теория обу­чения», или дидактика, рассматривает следующие темы: сущность, движущие силы, противоречия и логика обра­зовательного процесса; закономерности и принципы обу­чения; анализ современных дидактических концепций; единство образовательной, воспитательной и развиваю­щей функций обучения; проблемы целостности учебно-воспитательного процесса; двусторонний и личностный характер обучения; единство преподавания и учения; обу­чение как сотворчество учителя и ученика; содержание образования как фундамент базовой культуры личности; государственный образовательный стандарт; базовая, ва­риативная и дополнительная составляющие содержания образования; методы обучения; современные модели орга­низации обучения; типология и многообразие образова­тельных учреждений, авторские школы; инновационные образовательные процессы; классификация средств обу­чения.

4. Один из важнейших курсов, призванный решать воп­росы становления педагогического профессионализма у студентов, — «Теория и методика воспитания». В его содер­жание входит рассмотрение таких необходимых для буду­щих профессиональных воспитателей тем: сущность вос­питания и его место в целостной структуре образователь­ного процесса; движущие силы и логика воспитательного процесса; базовые теории воспитания и развития личнос­ти; закономерности и принципы воспитания: персонифи­кация, природосообразность, культуросообразность, гу­манизация, дифференциация; национальное своеобразие воспитания; система форм и методов воспитания; поня­тие о воспитательных системах; педагогическое взаимо­действие в воспитании; коллектив как объект и субъект воспитания; функции и основные направления деятель­ности классного руководителя.


5. «Педагогика межнационального общения». В связи с обострением в последнее время межнациональных отно­шений в рамках данного курса рассматриваются педагоги­ческие аспекты межнационального общения, в которых находят свое отражение народные и национальные осо­бенности воспитания. В этом небольшом курсе, примыка­ющим к теории и методике воспитания, содержатся всего две темы: цель и задачи воспитания культуры межнацио­нального общения; воспитание патриотизма и интерна­ционализма, веротерпимости, толерантности.

6. Курс «История образования и педагогической мысли» знакомит будущих педагогов с социальной природой об­разования, основными вехами в теории и практике обра­зования в различные исторические эпохи. В содержании данного курса особое место занимают такие темы, как: общечеловеческое, национальное и индивидуальное в вос­питании и образовании; философские аспекты целеполагания в образовании; история образования и педагогиче­ских учений; культурно-исторический характер воспита­ния; идея развивающего и воспитывающего обучения; со­временная зарубежная школа; развитие педагогики в России на различных этапах; российская школа и педаго­гика в современных условиях.

Изучение основных педагогических теорий в рамках дан­ного курса осуществляется посредством всестороннего ана­лиза педагогического наследия великих педагогов и мыс­лителей прошлого: Сократа, Я. Коменского, А. Дистервега, И. Песталоцци, И. Гербарта, К. Ушинского, А. Мака­ренко и др. Каждый студент имеет возможность в полной мере реализовать большой идейно-теоретический и обще­культурный потенциал курса «Философия и история об­разования» в его естественных связях с социально-поли­тической историей, философией, этикой, психологией, художественной литературой, особенно при изучении пе­дагогической деятельности и взглядов М. Монтеня, Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо, А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского и др.

В целом курс способствует решению таких задач, как вооружение студентов научным методом исторического подхода к пониманию и анализу важнейших педагогиче­ских явлений, формированию умения правильно оцени­вать педагогическое наследие прошлого.

7. «Социальная педагогика» — сравнительно новая спе­циальность, включенная в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования только в 1990 г. Утрата традиций милосердия, благотвори­тельности, динамичность, конфликтность и неопределен­ность современной российской действительности — все это привело к тому, что стала чрезвычайно востребован­ной социальная помощь населению, в первую очередь, детям, сформировался высокий спрос на профессиона­лов, умеющих правильно оценить проблему и оказать дей­ственную, квалифицированную и адресную помощь. Объектом социальной педагогики выступает целостная система социальных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его ближайшего социально­го окружения. В содержание данного курса вошли следую­щие темы: социальное воспитание и социализация лич­ности; сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания; взаимодействие в со­циальном воспитании; жизнедеятельность институтов со­циального воспитания; семья как субъект педагогическо­го взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка; оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания.