Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1299
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Основная образовательная программа подготовки педагога включает в себя 4 цикла дисциплин (общие гуманитарные и социально-экономические; общие математические и естественнонаучные; общепрофессиональные и дисциплины предметной подготовки), дисциплины дополнительной специальности (если таковая предусмотрена) и итоговую государственную аттестацию.
В блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД) входят дисциплины, общие для всех педагогических специальностей: психология, в том числе и педагогическая, педагогика (ОПД.Ф.02), основы специальной педагогики и психологии, теория и методика обучения предмету, возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы медицинских знаний, безопасность жизнедеятельности, национально-региональный (вузовский) компонент, а также дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом.
Поступающий в педагогическое учебное заведение высшего профессионального образования (абитуриент) должен предъявить в приемную комиссию документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании. Весьма желательно, чтобы при этом абитуриент имел определенный опыт допрофессиональной педагогической, организаторской и творческой деятельности, которую он осуществлял в школе (приобрел знания и умения в рамках профильного обучения в т.н. педагогических классах гимназий, выполнял обязанности члена учкома школы, класса, старосты, был шефом у младших школьников, активно участвовал в художественной самодеятельности и различных кружках и секциях).
Выпускник педагогического учебного заведения высшего профессионального образования, получивший квалификацию по соответствующей специальности и в соответствии с дополнительной специальностью, должен быть готовым:
1) осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;
2) способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;
3) использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;
4) обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
5) осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации. «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка;
6) систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы;
7) осуществлять педагогически целесообразное взаимодействие с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
8) выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
9) обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Выпускник должен знать:
♦ Конституцию Российской Федерации;
♦ Законы Российской Федерации,
♦ решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
♦ Конвенцию о правах ребенка;
♦ основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; методику преподавания предмета и воспитательной работы;
♦ программы и учебники по преподаваемой дисциплине;
♦ требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
♦ средства обучения и их дидактические возможности;
♦ основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
♦ основы права, научную организацию труда;
♦ правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускник должен быть подготовлен к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности в образовательных учреждениях различного типа:
♦ преподавательская;
♦ научно-методическая;
♦ социально-педагогическая;
♦ воспитательная;
♦ культурно-просветительская;
♦ коррекционно-развивающая;
♦ управленческая.
Под содержанием общепедагогической подготовки учителя подразумевается система педагогических знаний, практических умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональных функций учителя.
Ведущими задачами обучения будущих педагогов в вузе являются:
♦ обеспечение глубокого и творческого овладения ими педагогической теорией в ее концептуальном и нормативном аспектах;
♦ формирование у студентов основ педагогического мышления для критического осмысления и анализа реальных образовательных процессов и инноваций в педагогике и творческого применения педагогических концепций;
♦ формирование умения четко прорабатывать цели и задачи своей деятельности и принимать наиболее эффективные решения по их реализации;
♦ воспитание уважения, любви и творческого отношения студентов к детям, к избранной профессии;
♦ развитие способностей и умений анализировать и адекватно оценивать свою педагогическую деятельность;
♦ формирование потребности в инновационной деятельности. Существенное значение в качественной педагогической подготовке студентов — будущих педагогов имеет структура учебных курсов и последовательность их изучения в рамках обозначенной в стандартах ведущей учебной дисциплины «Педагогика». Данный курс имеет своей целью вооружение будущих педагогов знаниями теоретических основ современной педагогической науки, совокупностью основных педагогических умений и навыков, необходимых для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в школе и других общеобразовательных учреждениях.
Рассмотрим, какие курсы необходимо освоить студенту педагогического учебного заведения высшего профессионального образования.
1. «Введение в педагогическую профессию». Именно с этого небольшого, но необходимого курса начинается знакомство будущих педагогов с особенностями своей предстоящей профессиональной деятельности. Здесь студенты-первокурсники узнают о содержании и специфике педагогической профессии в разные исторические периоды, о спектре современных педагогических специальностей, о перспективах развития педагогической профессии в новом тысячелетии, гуманистической природе педагогической деятельности. Особое место занимают вопросы, связанные с изучением личности учащихся, взаимоотношениями между педагогом и воспитанником. В содержании курса рассматриваются такие вопросы, как: общая характеристика педагогической профессии, профессиональная деятельность и личность педагога, требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога, профессионально-личностное становление и развитие педагога, взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога, его профессионально значимые личностные качества, сущность профессиональных знаний и умений, пути овладения педагогической профессией, роль самообразования в профессиональном становлении будущего педагога.
Изучение данного курса, с одной стороны, позволяет будущим педагогам еще раз убедиться в правильности выбранной ими профессии, с другой — способствует их адаптации к условиям вузовского обучения. Именно с этой целью в ряде педвузов уже с первых дней пребывания студентов в стенах учебных заведений они знакомятся с особенностями вузовской познавательной деятельности, начинается разработка программ собственного совершенствования как будущих педагогов.
2. В курсе «Общие основы педагогики» студенты изучают следующие важные для становления профессионального педагогического мышления темы: педагогика как наука, ее объект; категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс; образование как общественное явление и педагогический процесс; образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства; взаимосвязь педагогической науки и практики; связь педагогики с другими науками; методология педагогической науки и методологическая культура педагога; методы, логика и основные характеристик педагогического исследования.
3. Один из основных разделов педагогики - «Теория обучения», или дидактика, рассматривает следующие темы: сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса; закономерности и принципы обучения; анализ современных дидактических концепций; единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; проблемы целостности учебно-воспитательного процесса; двусторонний и личностный характер обучения; единство преподавания и учения; обучение как сотворчество учителя и ученика; содержание образования как фундамент базовой культуры личности; государственный образовательный стандарт; базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования; методы обучения; современные модели организации обучения; типология и многообразие образовательных учреждений, авторские школы; инновационные образовательные процессы; классификация средств обучения.
4. Один из важнейших курсов, призванный решать вопросы становления педагогического профессионализма у студентов, — «Теория и методика воспитания». В его содержание входит рассмотрение таких необходимых для будущих профессиональных воспитателей тем: сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса; движущие силы и логика воспитательного процесса; базовые теории воспитания и развития личности; закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация; национальное своеобразие воспитания; система форм и методов воспитания; понятие о воспитательных системах; педагогическое взаимодействие в воспитании; коллектив как объект и субъект воспитания; функции и основные направления деятельности классного руководителя.
5. «Педагогика межнационального общения». В связи с обострением в последнее время межнациональных отношений в рамках данного курса рассматриваются педагогические аспекты межнационального общения, в которых находят свое отражение народные и национальные особенности воспитания. В этом небольшом курсе, примыкающим к теории и методике воспитания, содержатся всего две темы: цель и задачи воспитания культуры межнационального общения; воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности.
6. Курс «История образования и педагогической мысли» знакомит будущих педагогов с социальной природой образования, основными вехами в теории и практике образования в различные исторические эпохи. В содержании данного курса особое место занимают такие темы, как: общечеловеческое, национальное и индивидуальное в воспитании и образовании; философские аспекты целеполагания в образовании; история образования и педагогических учений; культурно-исторический характер воспитания; идея развивающего и воспитывающего обучения; современная зарубежная школа; развитие педагогики в России на различных этапах; российская школа и педагогика в современных условиях.
Изучение основных педагогических теорий в рамках данного курса осуществляется посредством всестороннего анализа педагогического наследия великих педагогов и мыслителей прошлого: Сократа, Я. Коменского, А. Дистервега, И. Песталоцци, И. Гербарта, К. Ушинского, А. Макаренко и др. Каждый студент имеет возможность в полной мере реализовать большой идейно-теоретический и общекультурный потенциал курса «Философия и история образования» в его естественных связях с социально-политической историей, философией, этикой, психологией, художественной литературой, особенно при изучении педагогической деятельности и взглядов М. Монтеня, Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо, А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского и др.
В целом курс способствует решению таких задач, как вооружение студентов научным методом исторического подхода к пониманию и анализу важнейших педагогических явлений, формированию умения правильно оценивать педагогическое наследие прошлого.
7. «Социальная педагогика» — сравнительно новая специальность, включенная в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования только в 1990 г. Утрата традиций милосердия, благотворительности, динамичность, конфликтность и неопределенность современной российской действительности — все это привело к тому, что стала чрезвычайно востребованной социальная помощь населению, в первую очередь, детям, сформировался высокий спрос на профессионалов, умеющих правильно оценить проблему и оказать действенную, квалифицированную и адресную помощь. Объектом социальной педагогики выступает целостная система социальных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его ближайшего социального окружения. В содержание данного курса вошли следующие темы: социальное воспитание и социализация личности; сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания; взаимодействие в социальном воспитании; жизнедеятельность институтов социального воспитания; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка; оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания.