Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1292

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Интересным педагогическим документом XVII в. яви­лась «Привилея» Эллино-греческой академии (позднее — Славяно-греко-латинская), составленная Симеоном Полоцким. Здесь впервые появляются термины «учитель», «до­мовый учитель», «чин учения».

С начала XVIII в. Петр I стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Среди потока его указов было немало таких, которые от­носились к просвещению.

В эпоху капитализма в связи с развитием школьного дела профессия учителя становится массовой. Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах различных типов. Наряду с этим в XVIII—XIX вв. в дворян­ских и буржуазных семьях получило распространение вос­питание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей (гувернеров). Первоначаль­но лица, выполнявшие учительские обязанности, не имели никакой специальной подготовки. В конце XVIII в. с возник­новением и развитием педагогического образования в Рос­сии определяются государственные требования к професси­ональной подготовке учителя, законодательно оформляется его правовое положение в зависимости от образования.

В 1779 г. при Московском университете была открыта учительская семинария — педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для начальных школ; она готовила небольшое число учителей для Московской и Казанской гимназий и некоторых пансионов. В 1803 г. в Петербурге открылась учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804 г. она преобразована в педаго­гический институт. В начале XIX в. России создаются пер­вые учительские институты, готовившие учителей для сред­них классов общеобразовательных школ.

В дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальной школы. Основным типом учреж­дений, готовивших учителей для начальной школы, были учительские семинарии с 4-летним сроком обучения, под­ведомственные Министерству народного просвещения. На начало 1917 г. в России была 171 учительская семинария, в которых наряду с общеобразовательными предметами преподавались педагогика, методики первоначального обу­чения русскому языку и арифметике.

Учителей начальной школы готовили также педагогические классы 913 женских гимназий, 50 женских епархиальных училищ и женский педагогический институт в Петербурге. Для церковноприходских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также двуклассные учитель­ские школы, подведомственные Синоду. Многие учителя, особенно на окраинах России, не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи спе­циальных экзаменов.


Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. В 60—70-х гг. XIX в. были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовив­шие учителей главным образом для женских средних учеб­ных заведений и младших классов мужских средних школ. После Октября 1917 г. начались поиски новой системы педагогического образования, создавались новые типы выс­ших и средних профессиональных педагогических учебных заведений. Так, педагогические семинарии были преобра­зованы в трехлетние педагогические курсы, затем в педа­гогические техникумы, а бывшие учительские институты преобразовались в пединституты или институты народного образования, готовившие учителей по отдельным учебным предметам для старших классов средней школы.

Сеть педагогических институтов в Советском Союзе в основном сложилась к 30-м гг. В этот же период стало ши­роко развиваться среднее и высшее вечернее и заочное пе­дагогическое образование (заочные курсы, факультеты и отделения при пединститутах, университетах). С середины 80-х годов в педвузах страны стали широко вводиться раз­личные дополнительные специализации. Современными стандартами высшего педагогического образования преду­смотрена подготовка не только учителей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогическую специ­альность: информатика, иностранный язык и др.

В 90-е гг. XX в. с демократизацией общественной жиз­ни России, в частности гуманизацией и демократизацией системы образования, значительные перемены произош­ли и в подготовке учителей: часть педагогических инсти­тутов была преобразована в педагогические университеты, появились новые типы средних педагогических учеб­ных заведений. Все это сопровождается качественными сдвигами в подготовке педагогических кадров.

В настоящее время в России подготовка учительских кадров ведется по 41 специальности. Переход к рыночной экономике вызвал необходимость существенно модерни­зировать содержание педагогического образования. Возникла потребность в расширении состава специально­стей. В последние годы в ряде педагогических университе­тов и институтов развернута подготовка экономистов, юристов, менеджеров, маркетологов, психологов для нужд сферы образования. С этой целью открываются специаль­ные факультеты: юридические, экономические, психо­лого-дефектологические. Получает развитие подготовка учителей экологии, политологии, социологии, культуро­логии, социальной педагогики, андрагогики, безопасно­сти жизнедеятельности и т.д.



В завершение темы представим в виде таблицы (табл.1.) динамику становления и развития профессии педагога.

Интересами, целями и ценностями правящего класса, для стран капитализма — это интересы, цели и ценности - буржуазного общества, для стран социалистической ориентации — это интересы пролетариата, а точнее, ценностно-целевые установки правящих социалистических или коммунистических партий.


Этапы_становления_и_развития_педагогической_профессии'>Таблица 1 Этапы становления и развития педагогической профессии



Этапы

Условная

хронология

Субъекты педагоги-

ческой деятельности

Содержание и направления

педагогической деятельности

1.

Допро-

фессио-

нальный

Эпоха первобытности

Возникновение

религии

Разделение

труда

Все члены рода.

племени
Знахари, шаманы, за-

клинатели

Опытные, лучшие в

своем деле члены рода

Обучение и воспитание осуще-

ствлялось в виде коллективной

спонтанной помощи старших

младшим в освоении знаний об

окружающем мире с целью вы-

живания. С возникновением ре-

лигиозных верований начинает

осуществляться воспитание в

целях сохранения обычаев рода, ритуалов, религиозных

культов. Разделение труда по-

рождает необходимость пере-

дачи знаний, опыта в отдельных областях трудовой деятельности, что осуществляется

непосредственно в процессе

этой деятельности

II.

Условно-профессио-нальный

Эпоха рабо­владения


Средневековье


Сословно-кастовая группа людей, вла­деющих письмом и умеющих обучать письму (ученые-жрецы Месопотамии, Древнего Египта, Ва­вилона, Сирии, Ки­тая);

- вольнонаемные гра­ждане (педономы, пе-дотрибы, дидаскалы в Древней Греции);

- государственные чи­новники-учителя в Древнем Риме
Священники, монахи;

- в городских школах и университетах - лю­ди, имеющие специ­альное непедагогиче­ское образование;

- в Киевской Руси обя­занности учителя сов­падали с обязанно­стями властителя и родителя;

- мастера грамоты

Обучение становится самостоя-

тельным видом деятельности, однако педагогическая деятель­ность осуществляется «по со­вместительству» с другими видами общественно полезной деятельности. Цель педагогиче­ской деятельности - формиро­вание человека, отвечающего требованиям эпохи, в рамках оп­ределенного класса, сословия


III.

Соб-

ственно-

профес-

сиональный


Эпоха индуст­риального об­щества


Специалисты, имеющие профессионально-педагогическую подготовку и специа­лизирующиеся в раз­личных направлениях профессионально-педагогической дея­тельности. Педагоги, учителя, воспитатели, имею­щие различный уро­вень профессиональ­ного педагогического образования и осуще­ствляющие профес­сионально-педагогическую дея­тельность в различ­ных типах образова­тельных учреждений


Педагогическая профессия ста­новится массовой, цели и содер­жание профессионально-педагогической деятельности обусловлены интересами, целя­ми и ценностями правящего класса, для стран капитализма -это интересы, цели и ценности буржуазного общества, для стран социалистической ориентации -это интересы пролетариата, а точнее, ценностно-целевые уста­новки правящих социалистиче­ских или коммунистических пар­тий. Они варьируются в зависи­мости от особенностей нацио­нальной культуры, темпов общественного развития. В современный период при всем многообразии политиче­ских режимов и национальных культур содержание профессии педагога можно сформулиро­вать как деятельность по соз­данию условий и оказанию по­мощи личности в ее разносто­роннем развитии, формирова­нии общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в собственном выборе и овладе­нии профессией





Эпоха постин­дустриального общества


Педагоги, учителя, воспитатели, имею­щие различный уро­вень профессиональ­но-педагогического образования и осуще­ствляющие профессионально-педагогическую дея­тельность в различ­ных образовательных учреждениях


В современный период при всем многообразии политиче­ских режимов, национальных культур содержание профессии педагога можно сформулиро­вать как деятельность по соз­данию условий и оказанию по­мощи личности в ее разносто­роннем развитии, формирова­нии общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией




1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.3.1. Личность педагога: общая характеристика


Одним из важнейших факторов успешности педагоги­ческой деятельности является личность самого педагога.

Процесс формирования личности — длительный и труд­ный. По мере взросления человека его личность изменя­ется, обогащается или, наоборот, обедняется под влияни­ем неспособности определить свои отношения с миром, с социумом, с другими людьми и с самим собой.

Что значит быть личностью? Быть личностью — значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно ска­зать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — значит быть свободным человеком, обладать свободой выбо­ра и нести через всю жизнь его бремя, осуществлять этот выбор в соответствии со своими желаниями и убеждения­ми. Оценивать и отвечать за последствия сделанного выбо­ра перед собой и перед обществом, в котором живешь. Быть личностью — значит постоянно строить самого себя и воз­действовать прямо или косвенно на других.

С одной стороны, личность есть общественная сущ­ность человека, сформированная в определенной системе отношений. С другой стороны, это конкретный человек, представитель определенной социальной общности, зани­мающийся определенным видом деятельности, осознавший свое отношение к окружающей действительности и име­ющий свои индивидуальные особенности. Личность имеет свою психологическую структуру, которую получает из видового строения человеческой деятельности. Эта струк­тура характеризуется пятью потенциалами: познаватель­ным, ценностным, творческим, коммуникативным и ху­дожественным.

Познавательный (гносеологический) потенциал определяет­ся объемом и качеством знаний и информации, которы­ми располагает личность. Он складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самосозна­ния. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Ценностный (аксиологический) потенциал личности оп­ределяется обретенной ею в процессе социализации си­стемой ценностных ориентации в нравственной, поли­тической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеа­лами, жизненными целями, убеждениями и устремления­ми. Этот потенциал проявляется в единстве личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.