Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1292
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Интересным педагогическим документом XVII в. явилась «Привилея» Эллино-греческой академии (позднее — Славяно-греко-латинская), составленная Симеоном Полоцким. Здесь впервые появляются термины «учитель», «домовый учитель», «чин учения».
С начала XVIII в. Петр I стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Среди потока его указов было немало таких, которые относились к просвещению.
В эпоху капитализма в связи с развитием школьного дела профессия учителя становится массовой. Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах различных типов. Наряду с этим в XVIII—XIX вв. в дворянских и буржуазных семьях получило распространение воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей (гувернеров). Первоначально лица, выполнявшие учительские обязанности, не имели никакой специальной подготовки. В конце XVIII в. с возникновением и развитием педагогического образования в России определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется его правовое положение в зависимости от образования.
В 1779 г. при Московском университете была открыта учительская семинария — педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для начальных школ; она готовила небольшое число учителей для Московской и Казанской гимназий и некоторых пансионов. В 1803 г. в Петербурге открылась учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804 г. она преобразована в педагогический институт. В начале XIX в. России создаются первые учительские институты, готовившие учителей для средних классов общеобразовательных школ.
В дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальной школы. Основным типом учреждений, готовивших учителей для начальной школы, были учительские семинарии с 4-летним сроком обучения, подведомственные Министерству народного просвещения. На начало 1917 г. в России была 171 учительская семинария, в которых наряду с общеобразовательными предметами преподавались педагогика, методики первоначального обучения русскому языку и арифметике.
Учителей начальной школы готовили также педагогические классы 913 женских гимназий, 50 женских епархиальных училищ и женский педагогический институт в Петербурге. Для церковноприходских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также двуклассные учительские школы, подведомственные Синоду. Многие учителя, особенно на окраинах России, не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи специальных экзаменов.
Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. В 60—70-х гг. XIX в. были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. После Октября 1917 г. начались поиски новой системы педагогического образования, создавались новые типы высших и средних профессиональных педагогических учебных заведений. Так, педагогические семинарии были преобразованы в трехлетние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы, а бывшие учительские институты преобразовались в пединституты или институты народного образования, готовившие учителей по отдельным учебным предметам для старших классов средней школы.
Сеть педагогических институтов в Советском Союзе в основном сложилась к 30-м гг. В этот же период стало широко развиваться среднее и высшее вечернее и заочное педагогическое образование (заочные курсы, факультеты и отделения при пединститутах, университетах). С середины 80-х годов в педвузах страны стали широко вводиться различные дополнительные специализации. Современными стандартами высшего педагогического образования предусмотрена подготовка не только учителей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогическую специальность: информатика, иностранный язык и др.
В 90-е гг. XX в. с демократизацией общественной жизни России, в частности гуманизацией и демократизацией системы образования, значительные перемены произошли и в подготовке учителей: часть педагогических институтов была преобразована в педагогические университеты, появились новые типы средних педагогических учебных заведений. Все это сопровождается качественными сдвигами в подготовке педагогических кадров.
В настоящее время в России подготовка учительских кадров ведется по 41 специальности. Переход к рыночной экономике вызвал необходимость существенно модернизировать содержание педагогического образования. Возникла потребность в расширении состава специальностей. В последние годы в ряде педагогических университетов и институтов развернута подготовка экономистов, юристов, менеджеров, маркетологов, психологов для нужд сферы образования. С этой целью открываются специальные факультеты: юридические, экономические, психолого-дефектологические. Получает развитие подготовка учителей экологии, политологии, социологии, культурологии, социальной педагогики, андрагогики, безопасности жизнедеятельности и т.д.
В завершение темы представим в виде таблицы (табл.1.) динамику становления и развития профессии педагога.
Интересами, целями и ценностями правящего класса, для стран капитализма — это интересы, цели и ценности - буржуазного общества, для стран социалистической ориентации — это интересы пролетариата, а точнее, ценностно-целевые установки правящих социалистических или коммунистических партий.
Этапы_становления_и_развития_педагогической_профессии'>Таблица 1 Этапы становления и развития педагогической профессии
Этапы | Условная хронология | Субъекты педагоги- ческой деятельности | Содержание и направления педагогической деятельности |
1. Допро- фессио- нальный | Эпоха первобытности Возникновение религии Разделение труда | Все члены рода. племени Знахари, шаманы, за- клинатели Опытные, лучшие в своем деле члены рода | Обучение и воспитание осуще- ствлялось в виде коллективной спонтанной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью вы- живания. С возникновением ре- лигиозных верований начинает осуществляться воспитание в целях сохранения обычаев рода, ритуалов, религиозных культов. Разделение труда по- рождает необходимость пере- дачи знаний, опыта в отдельных областях трудовой деятельности, что осуществляется непосредственно в процессе этой деятельности |
II. Условно-профессио-нальный | Эпоха рабовладения Средневековье | Сословно-кастовая группа людей, владеющих письмом и умеющих обучать письму (ученые-жрецы Месопотамии, Древнего Египта, Вавилона, Сирии, Китая); - вольнонаемные граждане (педономы, пе-дотрибы, дидаскалы в Древней Греции); - государственные чиновники-учителя в Древнем Риме Священники, монахи; - в городских школах и университетах - люди, имеющие специальное непедагогическое образование; - в Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями властителя и родителя; - мастера грамоты | Обучение становится самостоя- тельным видом деятельности, однако педагогическая деятельность осуществляется «по совместительству» с другими видами общественно полезной деятельности. Цель педагогической деятельности - формирование человека, отвечающего требованиям эпохи, в рамках определенного класса, сословия |
III. Соб- ственно- профес- сиональный | Эпоха индустриального общества | Специалисты, имеющие профессионально-педагогическую подготовку и специализирующиеся в различных направлениях профессионально-педагогической деятельности. Педагоги, учителя, воспитатели, имеющие различный уровень профессионального педагогического образования и осуществляющие профессионально-педагогическую деятельность в различных типах образовательных учреждений | Педагогическая профессия становится массовой, цели и содержание профессионально-педагогической деятельности обусловлены интересами, целями и ценностями правящего класса, для стран капитализма -это интересы, цели и ценности буржуазного общества, для стран социалистической ориентации -это интересы пролетариата, а точнее, ценностно-целевые установки правящих социалистических или коммунистических партий. Они варьируются в зависимости от особенностей национальной культуры, темпов общественного развития. В современный период при всем многообразии политических режимов и национальных культур содержание профессии педагога можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в собственном выборе и овладении профессией |
| Эпоха постиндустриального общества | Педагоги, учителя, воспитатели, имеющие различный уровень профессионально-педагогического образования и осуществляющие профессионально-педагогическую деятельность в различных образовательных учреждениях | В современный период при всем многообразии политических режимов, национальных культур содержание профессии педагога можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией |
1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
Одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности является личность самого педагога.
Процесс формирования личности — длительный и трудный. По мере взросления человека его личность изменяется, обогащается или, наоборот, обедняется под влиянием неспособности определить свои отношения с миром, с социумом, с другими людьми и с самим собой.
Что значит быть личностью? Быть личностью — значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — значит быть свободным человеком, обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя, осуществлять этот выбор в соответствии со своими желаниями и убеждениями. Оценивать и отвечать за последствия сделанного выбора перед собой и перед обществом, в котором живешь. Быть личностью — значит постоянно строить самого себя и воздействовать прямо или косвенно на других.
С одной стороны, личность есть общественная сущность человека, сформированная в определенной системе отношений. С другой стороны, это конкретный человек, представитель определенной социальной общности, занимающийся определенным видом деятельности, осознавший свое отношение к окружающей действительности и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность имеет свою психологическую структуру, которую получает из видового строения человеческой деятельности. Эта структура характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.
Познавательный (гносеологический) потенциал определяется объемом и качеством знаний и информации, которыми располагает личность. Он складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самосознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
Ценностный (аксиологический) потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Этот потенциал проявляется в единстве личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.