Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1068

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники



 

   Энциклопедия "Кругосвет" (http://www.krugosvet.ru)

Является дополненным и исправленным переводом на русский язык "Энциклопедии Кольера" ("Collier's Encyclopedia"), которая издавалась в США с 1952 по 1998 годы. По этой причине содержание и стиль подачи материала в "Кругосвет" явно тяготеет к американскому оригиналу. Исправления заключаются в продлении хронологии статей, относящихся к современности и добавлении значительного числа персональных статей о российских деятелях, в том числе и ныне здравствующих. Помимо текста включены иллюстрации: портреты, карты, виды городов и исторических памятников. Поиск возможен как по ключевому слову, так и по отраслям знания. В конце каждой статьи "Кругосвета" есть функция "Поискать в Интернет". В этом случае запрос, в точности повторяющий название энциклопедической статьи, переадресуется в поисковую систему "Апорт".

 

   Энциклопедия "Britannica" (http://www.britannica.com)

Cетевой вариант самой авторитетной энциклопедии в мире. Содержит более 72 тысяч статей по всем отраслям знания. Актуализируется ежегодно. Результат поиска включает не только тексты из энциклопедии, но и ссылки на ресурсы Интернет, а также избранные журнальные публикации. Статьи снабжены гиперссылками к другим разделам энциклопедии. Во многих случаях представлены иллюстрации, таблицы, видеофайлы. В настоящее время Britannica является полностью платным ресурсом. При необходимости обращения к ней можно оформить бесплатный "пробный доступ" длительностью 72 часа.

 

   Энциклопедия "Microsoft Encarta"  (http://encarta.msn.com/encnet/features/reference.aspx)

Бесплатный сетевой вариант известной энциклопедии универсального характера, ежегодно выпускаемой Microsoft на CD-ROM. Содержит более 18 тысяч статей и 2 тысяч иллюстраций (фотографий, карт). Возможен поиск по ключевым словам с уточнением области знания. Тексты статей включают гипертекстовые ссылки на другие разделы энциклопедии. Некоторые статьи и иллюстрации доступны только для подписчиков.

 

   "Книга фактов ЦРУ" (http://www.odci.gov/cia/publications/factbook)

Здесь содержатся фактические и статистические сведения обо всех странах мира и крупнейших международных организациях. Включаются сведения о географическом положении, численности и составе населения, политической деятельности и степени развития основных отраслей экономики страны. Незаменимый источник для получения надежных статистических данных экономическому, военному, социальному и культурному развитию любой страны мира. Иллюстративный материал представлен политической картой и флагом страны. Информация ежегодно обновляется.


 

   "Брокгаузъ on-line" (http://russia.agama.com/bol)

Электронная версия "Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона", издания 1907 года. В отличие от "Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона" в данном издании был существенно ограничен объем статей и введено множество сокращений. Электронная версия включает более 46.000 статей. В настоящее время поиск ведется только по заголовкам статей. Сами статьи пока не связаны перекрестными ссылками типа "см. также", что значительно понижает ценность издания.

 

   Англо-русский словарь "МультиЛекс" (http://www.multilex.ru/online.htm)

Является Интернет-версией  аналогичного словаря, изданного на CD-ROM компанией МедиаЛингва. В его основу положен Большой Англо-русский словарь в трех томах под редакцией Э.М.Медниковой и Ю.Д.Апресяна. Словарь содержит около 250.000 словарных входов, 2.300.000 английских и русских слов. Способен переводить как с английского на русский, так и с русского на английский. Характеристика термина полностью аналогична характеристике термина в печатном изданиию - указана транскрипция, ударения и многочисленные варианты употребления. За счет этого "МультиЛекс" на сегодняшний день является одним из лучших отечественных двуязычных словарей, представленных в Интернет. Практически единственным его недостатком является избыточность выдаваемой информации: в ответ на перевод одного слова выдаются все возможные его употребления в сложных словосочетаниях, перечень которых нередко исчисляется не одним десятком.

 

   Англо-русский словарь (http://www.rambler.ru/dict) на сервере "Рамблер"

В его основу положен изданный в 1993-94 годах Новый Большой англо-русский словарь под редакцией Ю. Д. Апресяна и Э.М. Медниковой, насчитывающий около 250.000 слов. Результат перевода выполнен в ином виде - в частности комментарии к словоупотреблению терминов свернуты и показываются пользователю только по его желанию. За счет этого ориентироваться в результатах проще, чем в результатах, выдаваемых МультиЛекс. На этом же сервере представлены Немецко-русский и Русско-немецкий словари.

 

   Online-переводчик (http://www.translate.ru/Rus) компании "Промт"

Представляет целый комплекс интерактивных словарей, обеспечивающих обоюдный перевод с/на английский, немецкий и французский языки, а также односторонний перевод с итальянского и испанского языков. Наиболее ценной характеристикой словарей "Промт" является их способность переводить целые фразы, законченные предложения и даже документы в целом. Качество перевода при этом достаточно высокое. 

Специальная функция также позволяет переводить целиком web-страницы и электронные письма.

 

   Англо-русский/русско-английский словарь (http://sunsite.nstu.ru/rus/tutor/dict)

Способен осуществлять перевод в обе стороны. Помимо общего словаря имеется возможность подключить компьютерную и деловую лексику, а также аббревиатуры. Тем не менее, общий запас слов не очень большой. Помимо непосредственного перевода слова, система выдает перечень выражений, в которых используется искомый термин.

 

   "Merriam-Webster Dictionary" (http://www.m-w.com) (Вэбстеровский словарь)

Полнофункциональный Вэбстеровский словарь в электронной форме. Не только осуществляет поиск толкований терминов, но и дает возможность прослушивания как основного слова, так и его производных.

 

   "Тезаурус Роже" (http://www.thesaurus.com)

Известный источник в электронной форме. В ответ на вводимый англоязычный термин выдает перечень слов, связанных с ним по смыслу. Серьезный ресурс для профессиональных лингвистов и переводчиков.

 

Мы видим широкие возможности для поиска и обработки информации. Каждый потребитель обычно выдвигает свои специфические требования к информационной системе, его требования строго индивидуальны. Нужный набор информационно поисковых систем поможет составить опытный преподаватель, курирующий данное направление научного поиска.

 

 

Контрольные вопросы


     1. Назовите три вида читательских каталогов.

2. Что такое УДК и ББК?

3. Как правильно составляется собственная библиография по теме исследования?

4. Назовите основные этапы работы с информацией.

5. Какие возможности предоставляет Интернет?

6. Назовите основные поисковые каталоги.

7. Перечислите основные поисковые системы Интернета.

8. Назовите метапоисковые системы.

9. Перечислите русскоязычные поисковые системы и справочники.

10. Назовите библиографические базы данных.

11. Назовите основные энциклопедические и справочные электронные издания.

Глава 7. Технологии работы с информацией


Переход от линейно-структурированных конспектов эпохи Средневековья и Нового времени к составлению ментальных карт (схем), основанных на выделении главных идей, опорных категорий, установления связей между ними, умение структурировать и управлять информационным потоком – характерная черта современного информационного общества.

Технология работы с информацией


 

Российский студент, даже если он обучается заочно, имеет возможность слушать лекции кандидатов и докторов наук, общаться с ними на семинарских занятиях, на зачетах и экзаменах. Нам это привычно и трудно представить, что такого тесного общения может не быть.

 

 

Как работать на лекции


 

Первое, что следует отметить, на лекцию нужно приходить подготовленным. Лектор всегда сообщает в конце лекции о теме лекции последующей, но даже если этого не сделано, студент всегда может сориентироваться в последовательности изложения материала по программе курса, которая у него имеется. Нужно заранее прочитать тот материал, который есть в учебнике или в других источниках информации, и относится к теме предстоящей лекции. Следует прочитать конспект предыдущей лекции, чтобы освежить в памяти основные проблемы, которые были обсуждены лектором, вспомнить факты, которые были приведены в доказательство определенных научных концепций. Такая подготовка позволит сосредоточенно слушать лекцию, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения, что является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. В процессе слушания нужно разобраться в том, что излагает лектор, обдумать сказанное им, связать новое с тем, что уже известно по данной теме из предыдущих лекций, прочитанных книг и журналов. То, что
внимательно прослушано, продумано и записано на лекциях, входит в твой образовательный фонд.

 
Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Установлено, что конспектирование лекций имеет большое образовательное и воспитательное значение для слушателей; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Но конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Если же студент стремиться записать дословно всю лекцию, то такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора "читать помедленнее...". Им хочется, чтобы лекция превратилась в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений и не успевает обдумать их.

 

Что же надо записывать на лекции? Прежде всего - тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем - некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые дает лектор по материалу.

Обычно лекторы, изменяя силу, тембр голоса или замедляя чтение, выделяют и подчеркивают важнейшие положения излагаемого материала, делают записи и зарисовки на доске. Это помогает студентам уяснить и записать самое важное, существенное.

 

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать комментариями на полях или особыми значками. Многие студенты пользуются маркерами для выделения особо важных мест.

 

Многие студенты неплохо конспектируют лекции, но до самых экзаменов не заглядывают в них. Они совершают большую ошибку. Над конспектами лекций надо систематическим работать: перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти. Мы уже писали о том, что первый просмотр конспекта рекомендуется сделать вечером того дня, когда была прослушана лекция (предварительно нужно вспомнить о чем шла речь и хотя бы один раз просмотреть записи). Затем вновь просмотреть конспект через 2-3 дня. Времени на такую работу уходит немного, но результаты обычно бывают прекрасными: студент основательно и глубоко овладевает материалом и к сессии приходит хорошо подготовленным.