Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1071

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники

Контрольные вопросы


 

    1. Нужно ли студенту готовиться к предстоящей лекции?

2. Что необходимо включать в конспект лекции?

3. Каких ошибок следует избегать при чтении монографии, учебника?

4. Проверь, с какой скоростью ты читаешь.

5. Какие различают три формы выписывания?

6. Чем электронный учебник отличается от электронной хрестоматии?

7. Назовите основное правило подготовки к сессии.

8. Что нужно помнить при подготовке к экзамену?

9. Нужно ли учить материал «до последнего момента» перед экзаменом?

10. Какой режим дня должен быть в период сессии?

11. Сколько времени отводить в день на самостоятельную работу?

12. Что включает самостоятельная домашняя работа студента?

    13. Достаточно ли лекций для глубокого изучения дисциплины?

Глава 8. Психофизиологические возможности человека


Умственный труд имеет свои особенности, которые, к сожалению, не всегда способствуют сохранению здоровья, особенно тех, кто без должного внимания относится к этому виду деятельности, не бережет свое здоровье, не занимается профилактикой возможных последствий напряженного, эмоционального труда.

Психофизиологические возможности человека

 

Умственный труд имеет свои особенности, которые, к сожалению, не всегда способствуют сохранению здоровья, особенно тех, кто без должного внимания относится к этому виду деятельности, не бережет своё здоровье, не занимается профилактикой возможных последствий напряженного, эмоционального труда.

 

 

Здоровьеи его составляющие


 

Здоровье - это нормальное состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности и состояние физического и психического комфорта.

 

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется не только как отсутствие болезней или физических и психических дефектов и отклонений, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

 

Основные критерии общего здоровья:

   структурная и функциональная сохранность органов и систем;

   свойственная организму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;


   сохранность привычного самочувствия.

 

Критерии психического здоровья (по ВОЗ):

   осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

чувство постоянства и идентичности, переживаний в однотипных ситуациях;

   критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

   соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

   способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

   способность планировать и оптимально реализовывать собственную жизнедеятельность;

   способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

 

Тем, кто решил посвятить себя интеллектуальному труду, необходимо заняться своим здоровьем. Начать нужно с полного обследования и определения исходного уровня здоровья. Нарушения слуха, зрения, заболевания пищеварительного тракта, сердечно-сосудистые заболевания, проблемы с опорно - двигательным аппаратом, эндокринные заболевания, нервные заболевания, неустойчивая психика – всё нужно учитывать перед тем, как приступить к освоению профессии интеллигента. Наличие заболеваний диктует индивидуальный режим занятия умственным трудом, усиленную профилактику, периодическое обследование и лечение.

 

 

Факторы, влияющие на умственную деятельность


 

Способности к умственному труду у всех людей разные. Для начала желательно выяснить, кто вы - читатель или слушатель (т.е. какая у вас память - зрительная или слуховая). Мало кто знает, что есть люди, которые запоминают, читая, и есть люди, которые запоминают, слушая. Некоторые люди одинаково хорошо запоминают обоими способами, но таких очень мало. Впрочем, не так много людей, способных сказать, к какому типу они относятся.Соотношение "читателей" и "слушателей" - примерно 50 на 50. Так же, как из левши невозможно сделать полноценного правшу, так и "слушателя" не превратить в полноценного "читателя" (даже если он сам приложит к этому максимум усилий) - и наоборот.



 

Вторая важная вещь, которую надо знать о своем стиле работы, касается стиля обучения. Здесь дело обстоит еще серьезнее, чем со зрительной и слуховой памятью. Ибо повсеместно в организацию «школьного» процесса заложено представление о том, что существует только один правильный способ обучения, одинаковый для всех и каждого. 
Поэтому, например, будущие писатели плохо учились в школе. Объясняется этот факт тем, что хороший писатель, как правило, не может учиться, слушая или читая. Он учится, когда пишет. А это не тот способ, который предлагает для обучения стандартная школа. Из-за того, что школьная система принуждала их учиться по стандартной методике, многие выдающие умы прошлого и современности не могли учиться в обычной школе, учение было для них мукой и непосильным трудом.

 

Очень полезно также знать, как человек реагирует на стресс. Может ли он работать в состоянии стресса на своем обычном уровне или для нормальной работы ему нужна спокойная, структурированная и предсказуемая среда? Важно определиться и с целями, которые вы ставите перед собой: будет ли это исполнительский труд или труд руководителя, готового взять на себя ответственность.

 

Немаловажный вопрос заключается в имеющихся у человека нормах морали, поскольку занятие наукой в любой отрасли знаний, работа психолога, экономиста, юриста, менеджера всегда связано с моральными принципами. Моральные принципы - это ваша четкая система ценностей, нормы морали едины для всех. Однако, следование им зависит от самого человека, и работа в организации, фирме, система ценностей которых неприемлемы для данного человека или приемлемы лишь отчасти, обрекает этого человека на неудовлетворенность и низкое качество работы. Образование без духовной составляющей - образование лишь наполовину. Может быть, поэтому мы нередко слышим о безнравственных поступках вполне образованных и, даже с виду, интеллигентных людей.

 

Конечно, нужно учитывать и такой фактор как конфликтность в отношении с людьми. Практически все современные профессии предполагают межличностные контакты, а иногда и длительную совместную работу, например, учебу в одной группе в течение нескольких лет. В этих условиях конфликтность человека становится серьезным препятствием к его успеху.


 

Изменение показателей нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем во время умственной деятельности свидетельствуют о возрастании нервного напряжения, которое обусловлено следующими факторами трудового процесса:

   необходимостью одновременного наблюдения за несколькими меняющимися во времени производственными процессами;

   восприятием и переработкой большого объема различной информации;

   дефицитом времени для переработки значимой информации и принятия решения;

   частым переключением внимания с одного объекта наблюдения на другой и необходимостью использования разных информационных потоков;

   необходимостью поддержания в течение длительного времени высокой интенсивности внимания, памяти, мышления;

   выполнением работ в ночное время;

   возможностью возникновения аварийной ситуации и дефицитом времени, отпущенным на ее устранение;

   повышенной ответственностью за принимаемые решения.

 

Специфическая особенность умственного труда - сопутствующее изменение функционального состояния центральной нервной системы.

 

Возникновение нервно-эмоционального напряжения при умственной работе объясняется тем, что объем информации, которую мозг должен обработать, близок или даже превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. Необходимо различать близкие по значению сигналы и выполнять тонкие процессы мышления. К эмоциональному напряжению приводит ответственность работы и дефицит времени.

 

При умственной работе большое значение имеет зрение. Под контролем зрения совершается до 80-90% всех трудовых операций. Особое значение имеет работы на компьютере, без которой трудно представить современного бизнесмена или исследователя

 

Зрительное напряжение нередко сочетается с другими факторами трудового процесса:

   дефицитом времени;

   мышечным напряжением в неудобной рабочей позе;

   плохой освещенностью;

   нечетким или мелким шрифтом;

   высокой ответственностью.

 

При работе в условиях зрительного напряжения изменяются рефракция глаза и аккомодационная способность глаз, снижается контрастная чувствительность, уменьшается устойчивость хроматического и ахроматического видения
, сокращаются границы поля зрения, снижаются острота зрения и скорость восприятия и переработки информации. Все эти изменения говорят о развитии зрительного утомления. При чрезмерной интенсивности зрительного напряжения утомление накапливается и приводит к развитию перенапряжения, а далее - к развитию патологии зрительного аппарата. Профилактика глазной патологии тесно связана со знанием и соблюдением гигиены зрительной системы.