Файл: Учебник для вузов Екатеринбург.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1059

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. Обращение к студенту

Глава 1. Что такое умственный труд?

Время образования

Умственный труд

Интеллигенцияи интеллектуальная собственность

Виды умственного труда

Обучение

Образование

Контрольные вопросы

Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда

Умственный труд

Условия труда и их классификация

Оценка тяжести труда

Оценка нервной напряженности труда

Работоспособность

Методы оценки работоспособности

Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие

Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения

Контрольные вопросы

Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха

Особенности умственного труда

Интеллект успеха

Основные характеристики людей с интеллектом успеха

Контрольные вопросы

Глава 4. Феномен памяти

Определениепамяти

Типы памяти

Внимание и память

Практические рекомендации

по оптимизации умственного труда

Роль эмоций

Основные приемы чтения

Правила концентрации внимания

Повторение – мать учения

Два закона запоминания

Технические приемы запоминания

Рекомендации по усилению запоминания

Контрольные вопросы

Глава 5. Творчество

Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты

Определениекреативности (творчества)

Творческое мышление

Методы развития творческих способностей

Теории творческого мышления

Что мешает творческому мышлению?

Этапы творческого процесса

Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?

Эристикаили искусство спора

Контрольные вопросы

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Как организовать информационный поиск?

Работа с читательскими каталогами

Технологии поискаи обработка необходимой информации

Прикладные средства Интернета

Поиск информации в Интернете

Основные поисковые системы Интернета

Метапоисковые системы

Русскоязычные поисковые системы и справочники

Библиографические базы данных

Энциклопедические и справочные издания

Контрольные вопросы

Глава 7. Технологии работы с информацией

Технология работы с информацией

Как работать на лекции

Как работать с книгой

Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией

Подготовка к сессии. Экзамены

Контрольные вопросы

Глава 8. Психофизиологические возможности человека

Здоровьеи его составляющие

Факторы, влияющие на умственную деятельность

Основные принципы организации умственного труда

Контрольные вопросы

Глава 9. Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Неблагоприятные факторы для умственного труда

Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период

Состояние организмастудента в различных режимах обучения

Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме

Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда

Социально-психологические дезадаптации у студентов

Методы профилактики умственного переутомления студентов

Личная гигиена

Рациональное питание

Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)

Правила гигиены умственного труда

Закаливание

Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры

Способы уменьшения психической напряженности

Безопасная работа с персональным компьютером

Контрольные вопросы

Список литературы

Иные информационные источники



Систематическое выполнение работы на фоне неполного восстановления, непродуманной организации труда, чрезмерного нервно-психического и физического перенапряжения могут вести к переутомлению, а в неблагоприятных ситуациях - к перенапряжению нервной системы, обострениям психосоматических заболеваний: сердечно-сосудистых заболеваниям, гипертонической и язвенным болезням, к снижению защитных свойств организма.

 

Предотвратить утомление при определенной нагрузке возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма до более высоких показателей. Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, декомпенсация которых проявляется утомлением. Наиболее простым путем к этому являются: активный отдых и переключение на другие виды деятельности.

 

Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном возвращении физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.

 

Процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов в организме происходят взаимосвязано, как в покое, в предрабочем состояния, во время работы, так и в покое в послерабочем периоде. Фактически этот процесс идет непрерывно. Во время работы процессы диссимиляции (распада) преобладают над ассимиляцией (синтезом) и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и чем меньше готовность организма к ее выполнению. В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности. Следует иметь в виду, что синтез молекул РНК и белка происходит при выполнении работы не только в мышечных клетках, но и в нервных клетках, что процессы функционирования нервной системы тоже являются процессами, требующими не только энергетических затрат, но и материальных (по синтезу молекул РНК и белка).


 

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после завершения выполнения легкой работы, после тяжелой она завершается через несколько часов. Поздняя фаза восстановления может длиться до нескольких суток.

 

Утомление сопровождается фазой понижения работоспособности, которая спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности с последующим быстрым снижением и переходом в фазу переутомления. Длительность этих фаз зависит от выполняемой работы, а также от степени тренированности организма.

 

Разумное чередование нагрузки и отдыха позволяет сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть дополнительное питания, массаж, применение биологически активные вещества (витамины, ноотропы).

 

Объективным критерием положительной динамики течения восстановительных процессов является готовность к повторной деятельности. Наиболее убедительным показателем полного восстановления работоспособности служит возможность выполнения повторной работы в максимальном объеме.

 

Замечено, что слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса.

 

 

Реакция организма на

неблагоприятные факторы учебного труда


 

Психофизиологическое исследование состояния работников умственного труда показывает, что после работы у них отмечаются выраженные признаки утомления: увеличение числа замедленных и ошибочных реакций, падение работоспособности, снижение внимания, остроты зрения, расстройства сна, угнетенное настроение, повышение температуры тела, ускорение пульса, повышение артериального давления, повышение уровня сахара в крови и т.д.

 

Регулярное повторение ситуаций, вызывающих развитие утомления, отсутствие условий для полного восстановления функций организма и ЦНСобусловливают накопление явлений утомления, что может привести к развитию заболеваний.

Таблица 6

Схема степеней переутомления

Симптомы

Стадии переутомления

начальное

легкое

выраженное

тяжелое

Снижение трудоспособности

мало выраженное

заметно выраженное

достаточно выраженное

резко выраженное

Появление ранее отсутствующей усталости во время нагрузки

при усиленной нагрузке

при обычной нагрузке

при облегченной нагрузке

при всякой нагрузке

Компенсация волевыми усилиями

не требуется

полная

неполная

незначительная

Эмоциональные сдвиги

временное снижение интереса к работе

временная неустойчивость

раздражительность

угнетение, резкая раздражительность

Расстройство сна

трудно засыпать или просыпаться

много труднее засыпать или просыпаться

сонливость днем

бессонница

Снижение умственной работоспособности

нет

трудно сосредоточиться

временная забывчивость

значительное ослабление внимательности

Профилактические мероприятия

упорядочение отдыха, физической культуры, развлечения

очередной отдых

отпуск, организованный отдых

лечение


 

Первую стадию можно отнести к собственно утомлению, т.к. на этом этапе нет снижения умственной трудоспособности, нет резких эмоциональных сдвигов. Процесс остается легко обратимым. Тяжелое переутомление ведет к развитию болезненных явлений, в том числе к расстройству функций сосудов головного мозга.

 

При дозированной физической нагрузке эти явления исчезают. При хроническом переутомлении расстройства становятся более глубокими, не нормализуются после сна и одного только отдыха, а физическая нагрузка ухудшает состояние. При лабораторном обследовании могут быть установлены отклонения многих показателей.

 

В дальнейшем переутомление может привести к развитию психогенных заболеваний, которые разделяются на две группы: психосоматические заболевания и неврозы.

Более многочисленными являются психосоматические заболевания, представляющие собой заболевания внутренних органов (терапевтические), которые развиваются вследствие переутомления или психологических переживаний и конфликтов.

 

К их числу принадлежат следующие распространенные заболевания:

1) гипертоническая болезнь, проявляющаяся стойким повышением артериального давления;

2) ишемическая болезнь сердца (ИБС, стенокардия, грудная жаба), проявляющаяся появлением болей в сердце при переживаниях или при иной нагрузке, которая в дальнейшем может приводить к смертельно опасным инфарктам миокарда;

3) язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, проявляющаяся мучительными болями в желудке и требующая серьезных ограничений в питании;

4) бронхиальная астма, проявляющаяся мучительными приступами удушья;

5) неспецифические колиты, проявляющиеся расстройством стула;

6) нейродермиты, проявляющиеся развитием экземы.

 

Материальной основой их служат нарушения вегетативной нервной системы, выступающей посредником между ЦНС и внутренними органами.

Второй группой заболеваний, развивающихся вследствие переутомления, являются неврозы. Неврозы могут, как и психосоматические болезни, развиваться и вследствие межличностных конфликтов, и вследствие переутомления, вызванного затруднениями в обработке больших объемов информации. Такие неврозы иногда называют информационными неврозами.

 

В их основе лежат следующие факторы:


1) большой объем информации, подлежащей усвоению, особенно при необходимости принятия на ее основе решения,

2) постоянный дефицит времени, отведенного на такую работу, высокая мотивация деятельности, что определяет высокую значимость усвоения информации.

 

Наиболее надежным методом профилактики является недопущение неритмичной работы, «штурмовщины» и, особенно, нарушений сна.

 

Невротические расстройства

Следствием психической травмы или эмоционального перенапряжения может быть развитие неврозов или невротических расстройств, к которым больные имеют критическое отношение и которые они стремятся преодолеть или переработать.

 

Неврозы развиваются в непосредственной связи с психическими травмами и осознаются как связанные с вызвавшими их переживаниями.

 

Существует несколько классификаций этих расстройств. Наиболее распространенная в отечественной медицинской литературе классификация выделяет три невроза: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерический невроз.

Неврастения проявляется главным образом двумя проявлениями: астенией (нервной слабостью) и гиперестезией (повышенной возбудимостью и раздражительностью).

 

Астения проявляется общей слабостью, снижением переносимости привычных нагрузок, легкой утомляемостью, сонливостью днем и ухудшением сна ночью, общим плохим самочувствием.

Гиперестезия проявляется раздражительностью, непереносимостью яркого (и не очень яркого) света, всякого шума, любого раздражения и дискомфорта.

 

При этом у больных, как правило, отмечается сниженное настроение, неприятные ощущения в различных частях тела, например в голове, ощущение тяжести, сдавленности, боли в животе. В связи с неприятными ощущениями и тревожностью больные могут высказывать преувеличенные опасения за свое здоровье, обращаться к врачам с просьбой найти у них предполагаемые заболевания, в том числе опасные, как например рак. Такие расстройства в иных классификациях именуют ипохондрическими или соматоформными.

 

Невроз навязчивых состояний проявляется появлением навязчивых переживаний, страхов, опасений, сомнений. Они появляются в сознании помимо желания, воспринимаются как болезненные, мешающие, к ним имеется критическое отношение