ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1062
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. Обращение к студенту
Глава 1. Что такое умственный труд?
Интеллигенцияи интеллектуальная собственность
Глава 2. Виды трудовой деятельности человека. Оценка тяжести и напряженности труда
Условия труда и их классификация
Оценка нервной напряженности труда
Методы оценки работоспособности
Работоспособность студента ифакторы, на нее влияющие
Закономерности измененияработоспособности студентов в процессе обучения
Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха
Основные характеристики людей с интеллектом успеха
по оптимизации умственного труда
Технические приемы запоминания
Рекомендации по усилению запоминания
Мыслящие и образованныестуденты – самый ценные специалисты
Определениекреативности (творчества)
Методы развития творческих способностей
Что мешает творческому мышлению?
Можно ли обучитьчеловека творческому мышлению?
Глава 6. Как организовать информационный поиск?
Как организовать информационный поиск?
Работа с читательскими каталогами
Технологии поискаи обработка необходимой информации
Основные поисковые системы Интернета
Русскоязычные поисковые системы и справочники
Энциклопедические и справочные издания
Глава 7. Технологии работы с информацией
Технология работы с информацией
Как работать с электроннымучебником и электронной хрестоматией
Глава 8. Психофизиологические возможности человека
Факторы, влияющие на умственную деятельность
Основные принципы организации умственного труда
Глава 9. Гигиена умственного труда
Неблагоприятные факторы для умственного труда
Факторы сниженияработоспособности в экзаменационный период
Состояние организмастудента в различных режимах обучения
Зависимость работоспособности отпериодичности ритмических процессов в организме
Состояние утомленияи усталости при физической и умственной работе
неблагоприятные факторы учебного труда
Социально-психологические дезадаптации у студентов
Методы профилактики умственного переутомления студентов
Отказ от психоактивных веществ(никотин, алкоголь, наркотики)
Правила гигиены умственного труда
Повышение умственной и физическойработоспособности средствами физической культуры
Способы уменьшения психической напряженности
Основные характеристики людей с интеллектом успеха
Обладатели интеллекта успеха активно ищут примеры для подражания, а потом и сами становятся ими. Толчком к развитию творческого интеллекта часто служит не то, что людям говорят, а то, что они видят своими глазами.
Обладатели интеллекта успеха оспаривают укоренившиеся принципы и вдохновляют на это других людей. В любом обществе складываются определенные представления и мнения о самых разных вещах. Как правило, эти представления разделяются большинством людей. Однако люди с творческим интеллектом сомневаются и оспаривают расхожие мнения, убеждая в конечном итоге в своей правоте и других.
Обладатели интеллекта успеха позволяют себе допускать ошибки и терпимо относятся к ошибкам других. Люди часто придерживаются определенного хода мышления из соображений безопасности и нежелания совершать ошибки.
Обладатели интеллекта успеха идут на обдуманный риск и поощряют такое поведение у других. Творческие люди сознательно идут на этот риск. Без него нельзя получить выдающиеся результаты, которые со временем становятся всеобщим достоянием. Рискуя, человек может оступиться и упасть, причем иногда довольно болезненно. Но это осознанный выбор творческих людей.
Обладатели интеллекта успеха предоставляют себе и другим время для творческого мышления. Наше общество живет в постоянной спешке. Мы предпочитаем есть быстро, мечемся с места на место и высоко ценим быстроту. Даже если бы творческие подходы поощрялись, у кого бы хватило на них времени? Согласно популярным мифам, многие творческие решения появились в результате "вспышек озарения". Все это не так — людям требуется время, чтобы понять проблему, чтобы она "поварилась" у них в голове; только тогда можно ожидать рождения по-настоящему творческого решения.
Обладатели интеллекта успеха отличаются терпимостью к неоднозначности и поощряют такое отношение у других. Различные действия принято оценивать как "правильные" или "неправильные", а идеи, например, могут быть либо "верными", либо "ошибочными". Но проблема в том, что в реальной творческой деятельности неизбежны периоды, когда одной только белой и черной красок явно недостаточно для оценки интеллекта.
Обладатели интеллекта успеха с пониманием относятся к тем препятствиям, которые приходится преодолевать творческим людям. Творческие люди всегда сталкиваются с препятствиями. Это вытекает из самой природы творчества.
Обладатели интеллекта успеха стремятся к совершенству. Случается, что человек, предложивший замечательную творческую идею, останавливается и строит дальнейшую карьеру на своих первоначальных достижениях. Часто его сдерживают опасения, что следующая идея будет не столь яркой, а успех, который стал уже привычным, может навсегда исчезнуть после нескольких неудачных попыток. Или он становится жертвой благодушия и утрачивает способность творить.
Обладатели интеллекта успеха понимают важность адаптации к окружающей обстановке. Творчество не относится к абсолютно объективным явлениям. Один и тот же продукт в зависимости от времени и места может быть признан либо выдающимся, либо заурядным.
К сожалению, и семейное воспитание и школа в большинстве случаев не способствуют и не стимулируют развитию тех качеств, которыми отличается интеллект успеха. Всегда проще передать ребенку сведения о каком-то предмете, чем научить его использовать эти сведения в жизни. Ни учителя, ни родители не склонны поощрять то, что дети пытаются оспорить какие-то известные взгляды и мнения, разобраться в сути происходящего вокруг них, вынести какие-то свои суждения. Допущенная в школе ошибка всегда наказывается плохой отметкой, выговором или насмешкой одноклассников. В результате у многих вырабатывается своеобразный комплекс, боязнь ошибок, и они избегают рискованного независимого мышления, которое является обязательным условием творческого интеллекта. Безусловность "правильных" и «неправильных" ответов порождает конформизм, а не творческое начало. Школы в своей массе учат не рисковать. Дети очень быстро распознают суть системы. Чтобы преуспеть, необходимо получать хорошие оценки, а для этого нужно делать только то, что велят. От хороших оценок зависит перевод в "сильные" группы, возможность получить дополнительные знания, поступление в высшее учебное заведение, а затем и возможность найти хорошую работу.
Каждый ребенок по-своему талантлив, многие имеют хороший творческий потенциал. Но куда исчезает столько молодых и многообещающих творческих дарований? С большой долей вероятности можно предположить, что рано или поздно они сдаются. Они приходят к заключению, что игра в данном случае не стоит свеч, особенно если творчество чаще наказуемо, чем поощряемо. Легче загубить талант, чем развить его. Вообще дурные дела делаются намного быстрее и проще, чем добрые. Наша задача: развить потенциал творческого мышления, который ещё не загублен предыдущими «учителями». Конечно, в этом деле участвует множество факторов, но главную роль здесь всегда играет развитие творческого интеллекта. В любом возрасте следует пытаться это сделать. Именно здесь можно добиться успеха и высокого качества своей жизни.
Контрольные вопросы
1. От каких факторов зависит общая работоспособность?
2. От каких факторов зависит успешность умственной работы?
3. На какие системы органов влияет напряженный труд?
4. Как влияет интенсивный умственный труд на память в преклонном возрасте?
5. У каких людей выше способность к анализу, и у каких – к синтезу?
6. Зависят ли математические способности от пола человека?
7. У кого наиболее выражена «сторонность» интеллекта?
8. Какие отделы головного мозга принимают участие в умственном труде?
9. Какие особенности формирования коры больших полушарий выявлены у «очень умных» детей?
10. Как определяется коэффициент интеллектуального развития IQ?
11. Как определяется коэффициент творческого развития CQ?
12. Какие качества отличают творческого человека, обладающего «интеллектом успеха»?
13. Что такое «интеллект успеха» и как его развить?
Глава 4. Феномен памяти
Память – это способность к действию.
Определениепамяти
Память – самое загадочное и одно из самых интересных свойств человека. Ни один познавательный процесс, то или иное взаимодействие человека с окружающим миром невозможны без использования механизмов памяти. На протяжении всей истории человечества был велик соблазн научиться управлять памятью, заставить ее раскрыть свои безграничные возможности, запоминать все с одного раза и т.д. Без преувеличения можно сказать, что с памятью связаны многие мечты исследователей, ученых, студентов – всех, кто вынужден постоянно работать с большим объемом информации, которую необходимо переработать и усвоить. Наши частые жалобы на «плохую» память, как считают ученые, не относятся к самой памяти, а касаются, скорее, нашего неумения организовать и оптимизировать процесс запоминания информации. А для того, чтобы научиться этому, необходимо знать хотя бы основные закономерности памяти, запоминания и связанных с памятью познавательных способностей.
Память – способность мозга закреплять полученную информацию, хранить и воспроизводить ее.
Типы памяти
С