ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 405
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
Категории обслуживаемого населения
Виды социальной помощи и услуг
Центры социального обслуживания (цсо)
Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Методы работы социального педагога
Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Ведения документации социальным педагогом.
Формы работы социального педагога с семьей
Методика работы с различными категориями семей.
Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
Виды социально-педагогических технологий.
Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
Методика диагностики подростковых и юношеских групп
Методика диагностики микросреды
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
Этапы ведения консультативной беседы
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
Деятельность консультанта на подэтапе
Деятельность консультанта на подэтапе
Этап 4. Завершение консультативной беседы
Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном
(Никитина Н. И., Глухова М. В.)
Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
Консультирование - как особый вид профессиональной деятельности получило повсеместное распространение с 60-х гг. XXстолетия с создания первых ассоциаций профессиональных консультантов.
Консультативной работой в той или иной степени занимаются представители различных профессий (психологи, врачи, юристы, социальные педагоги и работники, учителя и др.).
По определению Британской ассоциации консультирования, под этим термином «подразумевается работа с индивидуумами и их взаимоотношениями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, наставничество или решение проблем... Задача консультирования — предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворительной и полноценной жизни...».
Как отмечает Р. Кочюнас, имеется много сходных определений и все они включают несколько общих основных положений:
> консультирование способствует развитию личности;
> консультирование помогает обучаться новому поведению;
> в консультировании акцентируется ответственность клиента, т. е. признается, что независимый, ответственный человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;
> консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;
> консультирование помогает развитию способности человека адекватно и полноценно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутри- и межличностных отношений;
Вопрос определения целейконсультирования не является простым, так как во многом зависит и от разнообразных потребностей клиентов, и от позиции самого консультанта. Однако можно выделить несколько основополагающих целей, которые наиболее часто встречаются в литературе:
> способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;
> обеспечить оптимальное принятие жизненно важных решений (научить клиента распределять свое время и энергию, оценивать последствия риска, адекватно оценивать свойства своей личности, преодолевать эмоциональные стрессы).
Существует много классификацийформ консультативной помощи.
По объектуконсультирования различают индивидуальное, групповое, семейное.
По критериювозрастарассматривают консультирование детей и взрослых.
По критерию контактас клиентом выделяют очное (контактное) и заочное (дистантное: телефонное, письменное, через печатные научно-популярные издания, руководство по самопомощи).
По содержанию запроса клиентаразличают семейное, интимно-личностное, психологическое, юридическое, медицинское, деловое, социально-педагогическое.
Предметом социально-педагогического консультирования могут быть:
> от решения проблем школьной дезадаптации;
> до содействие в трудоустройстве, оформлении льгот, субсидий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации и т.п.
Профессионально значимые качества эффективного консультанта.
> проявление искреннего интереса к людям и терпение в общении с ними;
> эмоциональная стабильность;
> способность вызывать доверие у других людей;
> уважение ценностей и прав других людей;
> проницательность;
> отсутствие предубеждений;
> сознание профессионального долга;
> эмпатия и чуткость (но не высокая сензитивность);
> объективность (неотождествление себя с клиентом);
> высокий социальный интеллект;
В соответствии с требованиями Британской ассоциации консультантов эффективный консультант — это прежде всего личностно и социально зрелый человек, способный работать с разнообразными запросами клиентов, выстраивать помогающие отношения, способный быть самокритичным.
(Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)
Этапы ведения консультативной беседы
Процесс консультативной беседы можно условно разделить на четыре этапа:
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
Длительность данного этапа 5-10 мин при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 мин - 1ч 10 мин. На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:
Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности.
Желательно подбадривать клиента словами типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».
После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45-60 с, чтобы он мог собраться с мыслями и оглядеться.
После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне вас называть? » После этого необходимо представиться клиенту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом.
Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и невербальном уровнях.
На начало второго этапа психологического консультирования важно иметь заранее заготовленную фразу, которая позволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не растеряться неожиданно под впечатлениями первого знакомства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать. Пример такой стандартной фразы: «Что вас привело ко мне? » С произнесения этой фразы начинается следующий этап психологического консультирования.
Этап 2. Распрос клиента.
Формирование и проверка консультативных гипотез
Длительность данного этапа 25-35 мин при средней продолжительности консультативной беседы 45 мин — 1 ч 10 мин. Данный этап можно условно разбить на два подэтапа:
1. Формирование консультативных гипотез.
2. Проверка консультативных гипотез.
Деятельность консультанта на подэтапе
«Формирование консультативных гипотез»
1. Эмпатическое слушание. Чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «конечно», «угу», «да-да».
2. Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию.
3. Структурирование беседы. Первый прием: задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы видимость логики всех переходов в разговоре. Второй прием: краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.
4. Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез.
Гипотеза - предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Принято выделять две составляющие гипотезы - зависимую переменную (испытывающую влияние, отвечающую на вопрос «что?») и независимую переменную (оказывающую влияние на зависимую переменную, отвечающую на вопрос «почему?»). Зависимая переменная, казалось бы, всегда отчетливо представлена в консультировании - это те трудности, с которыми столкнулся клиент, те события, которые его волнуют, приведшие его к вам. Однако необходимо выявить суть этих затруднений, т. е. найти независимую переменную. Каждая гипотеза - это попытка консультанта понять ситуацию клиента. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать.
На первом подэтапе второго этапа консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно он старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию — задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиента услышать что-либо от консультанта; он уже высказал все, что мог и хотел. Переход консультанта из пассивного состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез второго подэтапа второго этапа консультативной беседы.