ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1402
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры и массовых коммуникаций рф
Глава 1. От натурального хозяйства к рынку
Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда
Глава 3 Государство в смешанной экономике
Раздел II Экономическая теория культурной деятельности
Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики
Глава 6 Экономическая социодинамика
На производство культурных благ
Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры
Глава 9 Правовые основы экономики культуры
В культуре и промышленности (Российская Федерация)7
Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда
Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры
Глава 13 Государственные расходы на культуру
По состоянию на начало 2005 г.
Реализация первых двух программ происходила в условиях глубокого экономического кризиса 1990-х гг. В эти годы финансирование культуры, включая программы, из бюджетов всех уровней не только существенно отставало от темпов инфляции, но и было значительно ниже параметров, предусмотренных федеральными и региональными законами о бюджете. Так, первая федеральная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства» была профинансирована из бюджета всего на 29%, вторая - на 44%. Финансирование региональных программ из государственных бюджетов субъектов Российской Федерации также не превышало 50% планового уровня. Негативные последствия кризиса сказались и на финансировании программ из внебюджетных источников.
В результате эффективность программ оказалась значительно ниже ожидаемой. Сконцентрировав финансовые ресурсы на сохранении культурного наследия, заказчики федеральных и региональных программ были вынуждены отказаться от многих программных мероприятий, направленных на: усиление влияния культуры на российское общество, формирование позитивных установок и ценностных ориентации граждан, преумножение культурного потенциала страны, развитие инновационных форм культурной деятельности, формирование современной инфраструктуры отрасли и ее ускоренную информатизацию. Сосредоточение финансовых ресурсов на сохранении культурного наследия страны, наделение региональных и муниципальных органов власти всей полнотой прав в области культурного строительства позволили в основном сохранить культурный потенциал большинства субъектов Российской Федерации, предотвратить массовое закрытие государственных учреждений культуры, продолжить накопление фондов музеев, архивов, библиотек, создать немало новых профессиональных и самодеятельных театров, музыкальных и танцевальных коллективов.
Третья федеральная целевая программа «Культура России. 2001-2005 гг.» была принята правительством Российской Федерации 14 декабря 2000 г. Составленная в полном соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации программа была сформирована с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных регионов на указанные годы и определенных на основе этого прогноза приоритетов. Кодекс предопределил и структуру программы, включающую: технико-экономическое обоснование; прогноз ожидаемых результатов; наименование заказчика; сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам.
Государственными заказчиками и разработчиками программы правительством утверждены Министерство культуры Российской Федерации и Федеральная архивная служба России, исполнителями программы - организации культуры, искусства и кинематографии, архивные учреждения, научные организации, творческие союзы и объединения деятелей культуры и искусства, общественные объединения и организации. Контроль над выполнением программы возложен на государственных заказчиков программы.
В структуру программы включены три подпрограммы: «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России», «Кинематография России» и «Архивы России». Сохраняя преемственность с федеральными целевыми программами 1993-1999 гг., разработчики новой программы определили, что ее основными целями являются:
сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни;
обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;
формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.
В части реформирования отрасли эта программа призвана обеспечить:
гарантированную поддержку государством профессионального творчества, создание условий для его развития и участия граждан в культурной жизни;
сохранение культурного наследия России, Архивного фонда Российской Федерации, их эффективное использование;
развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечение условий для доступа граждан к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и архивных фондов, включение России в мировое информационное пространство;
достижение устойчивого развития кинематографии посредством структурной реорганизации государственного сектора и активизации рыночных механизмов взаимодействия сферы производства и проката;
повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности, защите социально уязвимых категорий граждан;
концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры.
На реализацию проектов и мероприятий, включенных в программу, предусмотрено за пять лет израсходовать 49,1 млрд. руб., в том числе за счет федерального бюджета -28,4 млрд. руб. (57,8% общих расходов), за счет средств субъектов Российской Федерации - 7,8 млрд. руб. (15,9%) и за счет внебюджетных источников - 12,9 млрд. руб. (26,3%). Распределение средств по подпрограммам произведено с учетом локальных целей, выдвинутых в подпрограммах, и совокупности включенных в них проектов и мероприятий.
На реализацию подпрограмм «Развитие культуры и сохранение культурного наследия» планируется направить 27,8 млрд. руб. (56,2% общих расходов), «Кинематография России» - 19,7 млрд. руб. (40,1%), «Архивы России» -1,5 млрд. руб. (3,7%). В агрегированном виде в каждой подпрограмме выделены три направления использования средств - инвестиции в основные фонды, финансирование НИОКР, финансирование прочих расходов. Соотношение между этими направлениями по каждой подпрограмме представлено в таблице 13.6.
Таблица 13.6. Структура федеральной целевой программы
«Культура России. 2001-2005 гг.», в % от общей суммы расходов
Расходы |
Всего |
В том числе: |
||
Инвестиции |
НИОКР |
Прочие расходы |
||
Программа «Культура России» |
100,0 |
26,2 |
0,2 |
73,6 |
Подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России» |
100,0 |
37,3 |
0,2 |
62,5 |
Подпрограмма «Кинематография России» |
100,0 |
8,2 |
0,3 |
91,5 |
Подпрограмма «Архивы России» |
100,0 |
59,6 |
1,7 |
38,7 |
Как видно из приведенных данных, немногим более четверти всех ресурсов предполагается израсходовать на строительство новых и реконструкцию старых зданий действующих учреждений культуры. Причем по подпрограмме «Развитие культуры и сохранение культурного наследия» - почти 40%. Очевидно, что это направление использования средств признано в 2001-2005 гг. приоритетным.
Значительное место в каждой подпрограмме занимают «Прочие расходы». Их структура также определяется отраслевыми приоритетами. Так, в подпрограмме «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России» на сохранение культурного наследия предполагается направить за пять лет 9,4 млрд. руб. (54,2% прочих расходов), на поддержку всех видов исполнительских искусав - 3,2 млрд. руб. (18,3%), на модернизацию и внедрение информационных технологий в библиотечное дело - 1,8 млрд. руб. (10,4%), на образовательные проекты - 1,4 млрд. руб. (8,3%).
По подпрограмме «Кинематография России» на поддержку фильмопроизводства намечено затратить 12,1 млрд. руб. (66,9% прочих расходов) и на прокат отечественных фильмов и кинообслуживание населения — 4,9 млрд. руб. (27,1%). По подпрограмме «Архивы России» на проекты, связанные с обеспечением сохранности и комплектованием архивного фонда, - 318,5 млн. руб. (54,9% прочих расходов), на использование документов фонда и внедрение информационных технологий — 223,1 млн. руб. (35%).
Для того чтобы новую программу не постигла участь двух предыдущих, помимо обеспечения ее полного финансирования в пределах сумм, принятых правительством Российской Федерации, необходимы действенные механизмы реализации ее положений, среди которых особое место занимают:
разработка и внедрение в практику системы социально-творческих заказов;
формирование и свойственная гражданскому обществу деятельность специальных неправительственных независимых органов, распределяющих финансовые ресурсы на конкурсной основе;
координация программной деятельности федеральных и региональных органов власти;
создание надежной информационной базы, позволяющей организациям культуры подавать заявки на участие в программах.
Финансирование культуры возможно не только в рамках отраслевых федеральных и региональных программ. Основы законодательства о культуре обязывают органы государственной власти и управления Российской Федерации в обязательном порядке учитывать культурные аспекты в других государственных программах - экономического, экологического, социального и национального развития страны.
Проекты и мероприятия такого рода по инициативе отраслевых органов управления культурой включались во многие федеральные и региональные программы конца 1990-х - начала 2000-х гг. По федеральной целевой программе «Дети России» в течение нескольких лет выделяются средства на проекты, связанные с развитием культуры детей-инвалидов, поддержкой одаренных детей; по федеральной целевой программе социального развития села - на строительство зданий учреждений культуры на селе; по государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» - на проекты использования в целях программы средств культуры и искусства.
Десятилетняя практика финансирования культуры на основе федеральных и региональных программ подтвердила целесообразность дальнейшего расширения этого метода управления процессом культурного развития; вместе с тем накопленный здесь опыт показал, что программные, проектные методы экономической поддержки культуры не заменяют и не могут заменить сметное финансирование текущей деятельности учреждений культуры.
Шапиро В. Д., Мазур И.И. Управление проектами. М.: Высшая школа, 2002; Болотников И. М., Майзель А. И. Проект и бизнес-план в социально-культурной сфере. СПб., 2003; Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: Менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск, 2002.
Игнатьева Е.Л. От менеджмента организаций к менеджменту проектов //http: //www/art-management.ru/txt/management/html. С. 2-3.
Тупьчинский ГЛ. Технология менеджмента в сфере культуры. СПб., 1996. С. 65-66.
Там же. С. 65.