Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1402

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Реализация первых двух программ происходила в условиях глубокого экономического кризиса 1990-х гг. В эти годы финансирование культуры, включая программы, из бюджетов всех уровней не только существенно отставало от темпов инфляции, но и было значительно ниже параметров, предусмотренных федеральными и региональными законами о бюджете. Так, первая федеральная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства» была профинансирована из бюджета всего на 29%, вторая - на 44%. Финансирование региональных программ из государственных бюджетов субъектов Российской Федерации также не превышало 50% планового уровня. Негативные последствия кризиса сказались и на финансировании программ из внебюджетных источников.

В результате эффективность программ оказалась значительно ниже ожидаемой. Сконцентрировав финансовые ресурсы на сохранении культурного наследия, заказчики федеральных и региональных программ были вынуждены отказаться от многих программных мероприятий, направленных на: усиление влияния культуры на российское общество, формирование позитивных установок и ценностных ориентации граждан, преумножение культурного потенциала страны, развитие инновационных форм культурной деятельности, формирование современной инфраструктуры отрасли и ее ускоренную информатизацию. Сосредоточение финансовых ресурсов на сохранении культурного наследия страны, наделение региональных и муниципальных органов власти всей полнотой прав в области культурного строительства позволили в основном сохранить культурный потенциал большинства субъектов Российской Федерации, предотвратить массовое закрытие государственных учреждений культуры, продолжить накопление фондов музеев, архивов, библиотек, создать немало новых профессиональных и самодеятельных театров, музыкальных и танцевальных коллективов.

Третья федеральная целевая программа «Культура России. 2001-2005 гг.» была принята правительством Российской Федерации 14 декабря 2000 г. Составленная в полном соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации программа была сформирована с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных регионов на указанные годы и определенных на основе этого прогноза приоритетов. Кодекс предопределил и структуру программы, включающую: технико-экономическое обоснование; прогноз ожидаемых результатов; наименование заказчика; сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам.


Государственными заказчиками и разработчиками программы правительством утверждены Министерство культуры Российской Федерации и Федеральная архивная служба России, исполнителями программы - организации культуры, искусства и кинематографии, архивные учреждения, научные организации, творческие союзы и объединения деятелей культуры и искусства, общественные объединения и организации. Контроль над выполнением программы возложен на государственных заказчиков программы.

В структуру программы включены три подпрограммы: «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России», «Кинематография России» и «Архивы России». Сохраняя преемственность с федеральными целевыми программами 1993-1999 гг., разработчики новой программы определили, что ее основными целями являются:

  • сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни;

  • обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;

  • формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

В части реформирования отрасли эта программа призвана обеспечить:

  • гарантированную поддержку государством профессионального творчества, создание условий для его развития и участия граждан в культурной жизни;

  • сохранение культурного наследия России, Архивного фонда Российской Федерации, их эффективное использование;

  • развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечение условий для доступа граждан к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и архивных фондов, включение России в мировое информационное пространство;

  • достижение устойчивого развития кинематографии посредством структурной реорганизации государственного сектора и активизации рыночных механизмов взаимодействия сферы производства и проката;

  • повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности, защите социально уязвимых категорий граждан;

  • концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры.


На реализацию проектов и мероприятий, включенных в программу, предусмотрено за пять лет израсходовать 49,1 млрд. руб., в том числе за счет федерального бюджета -28,4 млрд. руб. (57,8% общих расходов), за счет средств субъектов Российской Федерации - 7,8 млрд. руб. (15,9%) и за счет внебюджетных источников - 12,9 млрд. руб. (26,3%). Распределение средств по подпрограммам произведено с учетом локальных целей, выдвинутых в подпрограммах, и совокупности включенных в них проектов и мероприятий.

На реализацию подпрограмм «Развитие культуры и сохранение культурного наследия» планируется направить 27,8 млрд. руб. (56,2% общих расходов), «Кинематография России» - 19,7 млрд. руб. (40,1%), «Архивы России» -1,5 млрд. руб. (3,7%). В агрегированном виде в каждой подпрограмме выделены три направления использования средств - инвестиции в основные фонды, финансирование НИОКР, финансирование прочих расходов. Соотношение между этими направлениями по каждой подпрограмме представлено в таблице 13.6.

Таблица 13.6. Структура федеральной целевой программы

«Культура России. 2001-2005 гг.», в % от общей суммы расходов

Расходы

Всего

В том числе:

Инвестиции

НИОКР

Прочие расходы

Программа «Культура России»

100,0

26,2

0,2

73,6

Подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России»

100,0

37,3

0,2

62,5

Подпрограмма «Кинематография России»

100,0

8,2

0,3

91,5

Подпрограмма «Архивы России»

100,0

59,6

1,7

38,7

Как видно из приведенных данных, немногим более четверти всех ресурсов предполагается израсходовать на строительство новых и реконструкцию старых зданий действующих учреждений культуры. Причем по подпрограмме «Развитие культуры и сохранение культурного наследия» - почти 40%. Очевидно, что это направление использования средств признано в 2001-2005 гг. приоритетным.


Значительное место в каждой подпрограмме занимают «Прочие расходы». Их структура также определяется отраслевыми приоритетами. Так, в подпрограмме «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России» на сохранение культурного наследия предполагается направить за пять лет 9,4 млрд. руб. (54,2% прочих расходов), на поддержку всех видов исполнительских искусав - 3,2 млрд. руб. (18,3%), на модернизацию и внедрение информационных технологий в библиотечное дело - 1,8 млрд. руб. (10,4%), на образовательные проекты - 1,4 млрд. руб. (8,3%).

По подпрограмме «Кинематография России» на поддержку фильмопроизводства намечено затратить 12,1 млрд. руб. (66,9% прочих расходов) и на прокат отечественных фильмов и кинообслуживание населения — 4,9 млрд. руб. (27,1%). По подпрограмме «Архивы России» на проекты, связанные с обеспечением сохранности и комплектованием архивного фонда, - 318,5 млн. руб. (54,9% прочих расходов), на использование документов фонда и внедрение информационных технологий — 223,1 млн. руб. (35%).

Для того чтобы новую программу не постигла участь двух предыдущих, помимо обеспечения ее полного финансирования в пределах сумм, принятых правительством Российской Федерации, необходимы действенные механизмы реализации ее положений, среди которых особое место занимают:

  • разработка и внедрение в практику системы социально-творческих заказов;

  • формирование и свойственная гражданскому обществу деятельность специальных неправительственных независимых органов, распределяющих финансовые ресурсы на конкурсной основе;

  • координация программной деятельности федеральных и региональных органов власти;

  • создание надежной информационной базы, позволяющей организациям культуры подавать заявки на участие в программах.

Финансирование культуры возможно не только в рамках отраслевых федеральных и региональных программ. Основы законодательства о культуре обязывают органы государственной власти и управления Российской Федерации в обязательном порядке учитывать культурные аспекты в других государственных программах - экономического, экологического, социального и национального развития страны.

Проекты и мероприятия такого рода по инициативе отраслевых органов управления культурой включались во многие федеральные и региональные программы конца 1990-х - начала 2000-х гг. По федеральной целевой программе «Дети России» в течение нескольких лет выделяются средства на проекты, связанные с развитием культуры детей-инвалидов, поддержкой одаренных детей; по федеральной целевой программе социального развития села - на строительство зданий учреждений культуры на селе; по государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» - на проекты использования в целях программы средств культуры и искусства.


Десятилетняя практика финансирования культуры на основе федеральных и региональных программ подтвердила целесообразность дальнейшего расширения этого метода управления процессом культурного развития; вместе с тем накопленный здесь опыт показал, что программные, проектные методы экономической поддержки культуры не заменяют и не могут заменить сметное финансирование текущей деятельности учреждений культуры.

  1. Шапиро В. Д., Мазур И.И. Управление проектами. М.: Высшая школа, 2002; Болотников И. М., Майзель А. И. Проект и бизнес-план в социально-культурной сфере. СПб., 2003; Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: Менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск, 2002.

  2. Игнатьева Е.Л. От менеджмента организаций к менеджменту проектов //http: //www/art-management.ru/txt/management/html. С. 2-3.

  3. Тупьчинский ГЛ. Технология менеджмента в сфере культуры. СПб., 1996. С. 65-66.

  4. Там же. С. 65.