Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Налог на имущество организаций. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена главой 30 «Налог на имущество организаций», вступившей в силу с 1 января 2004 г.

В соответствии с этим Федеральным законом налог на имущество организаций (далее налог) устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации. При установлении налога законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, форму и периодичность отчетности по налогу. Кроме того, им предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории налогоплательщиков и/или имущества, признаваемого объектом налогообложения, предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Другие правовые нормы - определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налогового периода, порядок исчисления сумм налога - субъекты Российской Федерации должны определять в полном соответствии со статьями 373-386 главы 30 Налогового кодекса.

Плательщиками налога признаются все российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Объектам налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или в доверительное управление, а также выделенное для обеспечения совместной деятельности), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом налоговая база рассчитывается каждым налогоплательщиком самостоятельно, с учетом требований, указанных в статьях 375-376 Налогового кодекса, отдельно в отношении следующего имущества: подлежащего налогообложению по месту нахождения организации; каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс; каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации, имеющего отдельный баланс; облагаемого по различным ставкам.


Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, но не могут превышать 2,2%. Льготы по налогу. С включением в Налоговый кодекс главы 30 утратил силу закон Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. «О налоге на имущество предприятий». Правовые нормы, установленные новой главой Налогового кодекса, в части льгот существенно отличаются от норм, действовавших с 1992 по 2004 г. Как и в других главах Налогового кодекса, принятых в последние годы, существенно ослаблена социальная составляющая законодательного акта.

Так, по закону 1991 г., имущество бюджетных учреждений и организаций, а также имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры, налогом не облагалось. По Федеральному закону 2003 г. от налога на имущество освобождаются организации лишь в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Помимо них до 1 января 2006 г. федеральные законодатели предусмотрели освобождение от уплаты налога организаций, использующих свое имущество для нужд культуры, искусства, образования и некоторых других социальных нужд.

Воспользуются ли законодательные органы субъектов Российской Федерации предоставленным им правом предусматривать в региональных законах о налоге на имущество другие льготы для организаций культуры, искусства и образования в 2004 г. и в годы, последующие после 1 января 2006 г., покажет время. Приведем в этой связи несколько примеров из недавнего прошлого.

Пример 14.2.

Льготы по налогу на имущество. Практика прежних лет свидетельствует, что некоторые субъекты Российской Федерации использовали предоставленное им право и установили для организаций культуры, искусства и образования дополнительные льготы по налогу. Так, законом г. Москвы от 5 ноября 2003 г. «О налоге на имущество организаций» освобождены от налогообложения бюджетные учреждения, финансируемые из бюджета г. Москвы или бюджетов муниципальных образований г. Москвы на основе сметы доходов и расходов. Законом Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. «О налоге на имущество организаций» льгота по налогу предоставлена бюджетным учреждениям и организациям, находящимся в государственной и муниципальной собственности республики, а также организациям, финансируемым в полном объеме из соответствующих государственных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов Республики Башкортостан. Бюджетные учреждения Московской области пользуются льготой по налогу, установленной для них в 1997 г. и действующей в области в настоящее время в соответствии с законом Московской области от 21 ноября 2003 г. «О налоге на имущество организаций Московской области». И это не единичные примеры ответственного отношения органов власти субъектов Российской Федерации к формированию региональной налоговой политики.


Налог на землю (Земельный налог). Правовые нормы, регулирующие взимание земельного налога, установлены законом РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю». В соответствии с этим законом от уплаты земельного налога, в частности, полностью освобождаются:

  • заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

  • учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры;

  • учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от источника финансирования.

Если организация, освобожденная от уплаты земельного налога, сдает принадлежащий ей земельный участок в аренду, то с площади, передаваемой в аренду, налог взимается.

Налог на рекламу. Налог на рекламу действует в Российской Федерации с 1991 г. Максимальный размер ставки этого налога не должен превышать 5% стоимости услуг от рекламы. Конкретный размер ставки, а также порядок исчисления налоговой базы, перечень плательщиков налога и виды льгот устанавливаются на месте. На практике учреждения культуры и искусства этим налогом не облагаются.

14.3.

Налогообложение работников культуры и деятелей искусства. Налоговые правоотношения государства, работников культуры и деятелей искусства регулируют Федеральный закон «О налоге на доходы с физических лиц» и местные законы о налоге на имущество физических лиц, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Налог на доходы физических лиц. Правовые нормы, регулирующие взимание налога на доходы физических лиц, включены в статьи 207-233 главы 23 Налогового кодекса. Особенностями этого акта являются отказ от прогрессивной шкалы налогообложения доходов, введение практически для всех граждан России единой ставки налога на достаточно низком уровне, установление системы льгот для многих категорий налогоплательщиков. Плательщиками этого налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.


Объекты налогообложения — доходы, полученные физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации от источников в Российской Федерации и (или) от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. К этим доходам относятся:

  • вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации и за ее пределами;

  • доходы, полученные от использования в Российской Федерации и за ее пределами авторских или иных смежных прав;

  • дивиденды и процентные доходы, полученные от российской и иностранной организации, а также от российских индивидуальных предпринимателей;

  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской и (или) иностранной организации;

  • иные доходы, получаемые налогоплательщиками в результате осуществления деятельности в Российской Федерации и за ее пределами. Полный перечень этих видов деятельности приведен в статье 208 Налогового кодекса.

Налоговая база. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщиков, полученные ими как в денежной, так и в натуральной формах или право распоряжения которыми возникло у них, а также доходы в виде материальной выгоды. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме, в виде материальной выгоды, по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения, от долевого участия в организации, по операциям с ценными бумагами регулируются статьями 211-215 Налогового кодекса. Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13% всех доходов (после произведенных установленных законом вычетов) для лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в размере 30% — для лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российский Федерации, в размере 6% — в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, и в размере 35% - от отдельных видов доходов, указанных в статье 224 Налогового кодекса.

Отказ от прогрессивной шкалы налога на доход физических лиц и переход к единой ставке в размере 13%, вне зависимости от уровня материальной обеспеченности, осуществленные с 1 января 2001 г., были вызваны не социальными соображениями, а желанием власти вывести из тени суммы заработной платы, получаемые работниками из рук в руки, и пополнить за счет этого государственную казну. Расчет оказался достаточно точным. При плановых доходах бюджета от взноса этого налога в 2001 г. в сумме 22,9 млрд. руб. фактически было внесено 25,3 млрд. руб. Вместе с тем равное обложение доходов низкооплачиваемых и высокооплачиваемых категорий граждан было не однозначно воспринято в стране.


Снятию определенной напряженности способствовало освобождение от налогообложения доходов физических лиц, полученных в виде государственных пособий (за исключением пособий по временной нетрудоспособности), государственных пенсий, всех видов стипендий, компенсационных выплат, включая бесплатное предоставление жилых помещений и коммунальных услуг, сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, и других доходов по перечню, установленному статьей 217 Налогового кодекса, а также введение системы стандартных налоговых вычетов, т. е. сокращение налоговой базы для многих категорий малообеспеченных граждан (ст. 218 Налогового кодекса), установление имущественных налоговых вычетов, связанных с улучшением жилищных условий налогоплательщиков (ст. 220 Налогового кодекса).

Большое значение для гуманитарной сферы имеет введение системы социальных налоговых вычетов, направленной на создание условий для образования граждан, их детей и подопечных, а также на улучшение здоровья населения (ст. 219 Налогового кодекса). Особое место в системе социальных налоговых вычетов занимают меры по стимулированию участия граждан в благотворительной деятельности. Налогоплательщики получили право на сокращение налоговой базы в сумме доходов, перечисленных ими на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд. То же правило распространено на пожертвования, перечисляемые (уплачиваемые) религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности. Вычеты из налоговой базы на указанные цели производятся в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

В сфере культуры широкое распространение получили доходы от выполнения работ и оказания услуг по договорам гражданско-правового характера, а также выплаты авторам за создание, исполнение и иное использование произведений литературы и искусства. Для лиц, получающих указанные доходы, законом предусмотрены профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 Налогового кодекса).

Для налогоплательщиков, получающих доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, эти вычеты производятся в сумме фактических и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением работ (оказанием услуг). В таком же порядке имеют право на сокращение налоговой базы налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений литературы и искусства. Право на получение налоговых профессиональных вычетов реализуется путем подачи письменного заявления лицу, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налога (налоговому агенту), а при отсутствии налогового агента - налоговому органу.