ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1324
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры и массовых коммуникаций рф
Глава 1. От натурального хозяйства к рынку
Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда
Глава 3 Государство в смешанной экономике
Раздел II Экономическая теория культурной деятельности
Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики
Глава 6 Экономическая социодинамика
На производство культурных благ
Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры
Глава 9 Правовые основы экономики культуры
В культуре и промышленности (Российская Федерация)7
Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда
Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры
Глава 13 Государственные расходы на культуру
По состоянию на начало 2005 г.
Большое значение для сохранения культурного наследия имеет освобождение от налогообложения ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений), строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю над качеством проводимых работ, а также услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями.
Существенное влияние на развитие благотворительной деятельности может оказать освобождение от НДС выполнения работ, оказания услуг и передачи товаров (за исключением подакцизных) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Развитию отечественной культуры будет также способствовать освобождение от налогообложения ввоза на таможенную территорию Российской Федерации:
художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;
всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов.
Вместе с тем социальная направленность налога была существенно ослаблена в связи с отменой ранее действовавших льгот на реализацию книжной продукции, печатных изданий и связанных с ними редакционных, издательских и полиграфических услуг. Введение НДС на эти виды работ, товаров и услуг, даже в минимальном размере, привело к удорожанию духовной продукции. Негативные социальные последствия такого акта очевидны и превышают сиюминутный финансовый эффект.
Налог на прибыль организаций. Правовые нормы, регулирующие взимание с организаций налога на прибыль, включены в статьи 246-333 главы 25 Налогового кодекса. Налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские и иностранные учреждения, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации. Объектом налогообложения является прибыль, которая исчисляется как разница между полученными доходами и произведенными расходами. В состав доходов включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Полный перечень доходов, признанных доходами от реализации, и внереализационных доходов приведен в статьях 249-250 Налогового кодекса. В законе приводится также перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. К ним, в частности, относятся доходы, полученные:
в виде имущества, переданного бюджетным учреждениям по решению органов исполнительной власти всех уровней;
в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов;
в виде грантов, предоставленных на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами и некоммерческими организациями, в том числе иностранными международными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому правительством Российской Федерации. Обязательным условием при этом является предоставление грантов в виде денежных средств или иного имущества для осуществления конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании средств.
Полный перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 Налогового кодекса.
В состав расходов включаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Эти затраты подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (включающие материальные затраты, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы) и внереализационные расходы. Подробный перечень и характеристики тех и других расходов, а также расходов, не учитываемых при налогообложении, установлены статьями 254-270 Налогового кодекса.
В расходы, связанные с производством и реализацией, включаются суммы начисленной амортизации. При этом определено, что амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 тыс. руб. Установлены также виды имущества, которые не подлежат амортизации. В частности, к ним относятся: имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности; имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности; приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией в полной сумме в момент приобретения указанных объектов.
В перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включены расходы на рекламу производимых, приобретенных и реализуемых товаров, а также на рекламу деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания. Для сферы культуры важна расшифровка состава этих расходов, т. к. в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» спонсорство признано одним из видов рекламной деятельности, а спонсорский вклад - платой за рекламу. Известно, что средства спонсоров являются одним из источников внебюджетного финансирования организаций культуры, однако в Налоговом кодексе расходы налогоплательщиков на этот вид рекламной деятельности ограничены и признаются лишь в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению и определяемой в соответствии с Кодексом. Особенности определения налоговой базы для отдельных категорий налогоплательщиков, а также операций установлены статьями 275-283 Налогового кодекса. Налоговым периодом по налогу признается календарный год, а отчетным - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Ставка налога на 1 января 2004 г. установлена в размере 24%. Иной размер ставок установлен лишь на доходы иностранных организаций, доходы в виде дивидендов, доходы от отдельных видов долговых обязательств. При названной ставке в федеральный бюджет зачисляется часть налоговых поступлений в размере 6% исчисленного налога, в бюджеты субъектов Российской Федерации -17% и в местные бюджеты - 2%. При этом субъектам Российской Федерации предоставлено право понижать ставку налога, зачисляемого в их бюджет, до 13%. Ограничение прав органов власти субъектов Российской Федерации снижать ставку налога в больших размерах вряд ли экономически оправдано. На практике это приводит к существенному сокращению их возможностей влиять на решение региональных социальных и инвестиционных задач.
С принятием главы 25 Налогового кодекса утратил силу закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», введенный в 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными в последующие годы. По этому закону прибыль государственных и муниципальных учреждений культуры, как некоммерческих организаций, по основной деятельности не подлежала налогообложению, а другим юридическим лицам предоставлялось право перечислять на благотворительные цели государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников до 5% облагаемой налогом прибыли. Эти нормы находились в русле международного налогового законодательства, которое предусматривает особый статус для некоммерческих организаций - «учреждения, освобожденные от налогообложения».
Пример 14.1.
Налоговые льготы за рубежом. Пример тому дали США, которые в Указе о государственном доходе на 1894 г. (разд. 32) полностью освободили от уплаты налога благотворительные, религиозные и образовательные учреждения (затем этот список дополнялся), что стало важным фактором развития некоммерческих организаций, включая учреждения культуры. Широко распространена за рубежом и практика налоговых сокращений. В тех же США на благотворительные цели может быть направлено до 10% прибыли, в Польше - от 10 до 15%, в Чехии - до 2%, в Великобритании - в пределах 3% дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным акциям.
С введением в действие главы 25 Налогового кодекса льготы по налогу на прибыль для организаций культуры, действовавшие в Российской Федерации более десяти лет, были отменены, что существенно ухудшило их финансовое положение. Вместе с тем снижением налоговой ставки с 35 до 24% (самого низкого в Европе уровня) государство значительно облегчило финансовое положение коммерческих организаций всех организационно-правовых форм.
Единый социальный налог. Правовые нормы, регулирующие взимание единого социального налога, включены в статьи 234-245 главы 24 Налогового кодекса. Единый социальный налог был введен в Российской Федерации 1 января 2001 г. в целях мобилизации средств для реализации гражданами своих конституционных прав на пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Плательщиками налога являются работодатели -организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, производящие выплаты наемным работникам, а также индивидуальные предприниматели и адвокаты.
Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, заключенным в целях выполнения работ, оказания услуг (за исключением вознаграждения, выплачиваемого индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Объектом налогообложения индивидуальных предпринимателей являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база включает любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой они осуществлялись. При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исходя из рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, сумма вознаграждения определяется с учетом расходов, определенных в порядке, установленном законом о подоходном налоге с физических лиц.
Единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды - пенсионный фонд (через федеральный бюджет), фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, которые ведут персональный учет перечисленных им средств. Поскольку в состав налогооблагаемой базы включен гонорар авторам художественных и литературных произведений, их авторы обретают финансовый источник для решения назревших проблем социальной защиты своего труда.
При уплате социального налога его плательщики должны учитывать, что Кодексом установлен перечень сумм, не подлежащих налогообложению (ст. 238), и налоговых льгот (ст. 239). В частности, от уплаты налога освобождаются учреждения любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом первой, второй или третьей группы. В перечень сумм, не подлежащих налогообложению, включены доходы, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива, или соответствующие денежные возмещения.
Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом по налогу - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Ставка налога для разных работодателей устанавливается по шкалам, приведенным в статье 241 Налогового кодекса. Наиболее распространенной является ставка в размере 35,6%, применяемая работодателями, у которых налоговая база на каждого отдельного работника составляет нарастающим итогом с начала года менее 100 тыс. руб.
Транспортный налог. Правовые нормы, регулирующие взимание транспортного налога, содержатся в статьях 356-363 главы 28 Налогового кодекса и законах субъектов Российской Федерации. Налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта, Российской Федерации. Налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - исходя из их мощности в лошадиных силах, в отношении несамоходных (буксируемых) транспортных средств - исходя из валовой вместимости в регистровых тоннах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости транспортных средств или на единицу транспортного средства в размерах, указанных в статье 361 Налогового кодекса. Так, например, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. налоговая ставка устанавливается в размере 2 руб. с каждой лошадиной силы, для автобусов с мощностью двигателя до 200 л. с. - 10 руб. с каждой лошадиной силы, для грузового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л. с. - 5 руб. с каждой лошадиной силы. Законами субъектов Российской Федерации налоговые ставки, указанные в статье 361 Налогового кодекса, могут быть увеличены либо уменьшены, но не более чем в пять раз; также могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для каждой категории транспортных средств. Этими же законами устанавливается Налоговый период и сроки уплаты налога.