Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1238

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Высокий уровень доходности в олигополистических отраслях иногда приводит к появлению фирм, действующих по принципу «бей — беги». Они входят в отрасль с тем, чтобы успеть ухватить высокую прибыль до того, как против них действующими гигантами будут приняты меры (в первую очередь — увеличение выпуска и обрушение цен). После этого они уходят из отрасли. Разумеется, такая стратегия имеет смысл только тогда, когда издержки, связанные с входом и выходом, не «съедают» всей сверхприбыли. Сговоры в отношении дележа рынка (картелирование) в большинстве стран запрещены антимонопольным законодательством. Монополистическая конкуренция. Заслуга в выявлении особенностей структуры монополистической конкуренции принадлежит известным экономистам XX в. - англичанке Джоан Робинсон и американцу Эдуарду Чемберлину. Под монополистической конкуренцией понимается такая рыночная структура, в рамках которой имеется большое количество относительно небольших фирм, каждая из которых производит близкий, но не совпадающий полностью по качественным характеристикам продукт. Поэтому отрасль в данном случае состоит из фирм, производящих не однородную продукцию, как в условиях свободной конкуренции, а близкие субституты (заменители). В результате каждая из фирм имеет собственный устойчивый круг потребителей, а потому кривая спроса на ее продукцию является убывающей. Вход фирм в отрасль в условиях монополистической конкуренции и выход из нее - свободный.

Поскольку для отрасли, организованной таким образом, характерны наличие большого количества фирм и свободный вход на рынок и выход с него, постольку она напоминает совершенный рынок. Поскольку в силу неполной однородности продукции каждая из фирм сталкивается с убывающей кривой спроса, постольку в отрасли есть что-то от монополистически организованного рынка. Именно отсюда происходит название данной рыночной структуры.

Монополистическая конкуренция свойственна для таких сфер, как ориентированная на определенный круг потребителей торговая деятельность, ресторанное обслуживание, исполнительские искусства. В бакалейной лавке, расположенной в данном квартале, продаются те же самые товары, что и в крупных универсамах. Вместе с тем, многие жители близлежащих домов предпочитают делать мелкие покупки именно в ней. С одной стороны, это связано с нежеланием терять время на лишние переезды, а с другой — : особо теплой атмосферой обслуживания постоянных клиентов, характерной именно для таких торговых точек. В результате бакалейная лавка оказывается близким субститутом универмага и обладает убывающей кривой спроса. В сфере ресторанного обслуживания и исполнительских искусств каждое из предприятий (ресторан, театр и т. п.) обладает собственным брэндом, создающим ему особый контингент потребителей. Близкими субститутами здесь уже являются продукты деятельности (блюда, театральные постановки), но результат тот же - убывающая кривая спроса на услуги соответствующих организаций.


Рис. 2.10

Касательное равновесие

в условиях монополистической

конкуренции

Важно иметь в виду, что кривые спроса отдельных фирм в условиях монополистической конкуренции не независимы друг от друга: предоставляя близкие по характеру услуги, они конкурируют между собой за «кошелек потребителя». Резкое повышение цен на билеты в театре имени Евг. Вахтангова может привести к увеличению числа посетителей МХТ или Лейкома. Особенности рассматриваемой рыночной структуры наиболее ярко проявляются в характере достижения в ее рамках состояния равновесия. Приведем иллюстрирующий пример.

Пример 2.1.

Цирк. Предположим, в городе имеется один цирк; спрос на его услуги представлен (рис. 2.10) кривой DD, предельный доход цирка — кривой МR, а средние и предельные индивидуальные цены производства (средние и предельные альтернативные издержки) - соответственно кривыми АС и МС. Тогда максимизирующий прибыль цирк будет предоставлять услуги в размере Q0; при этом цена услуг (билетов) цирка будет превышать как предельные (свидетельство монополистической мощи!), так и средние альтернативные издержки (свидетельство наличия сверхприбыли). Наличие сверхприбыли в цирковой деятельности приведет к организации новых «цирковых фирм». Каждая следующая такая фирма (а мы для простоты считаем, что у нее такие же предельные и средние альтернативные издержки, как и у первой) будет отбирать часть посетителей у первого цирка, в результате чего кривая спроса на его услуги будет постепенно сдвигаться влево. При этом будет уменьшаться превышение ценой как, предельных (уменьшение монополистической мощи), так и средних альтернативных издержек (падение сверхприбылей). Вход на рынок новых цирковых коллективов прекратится тогда, когда каждый действующий цирк будет получать лишь среднюю прибыль. Это произойдет в тот момент, когда кривая спроса Ш' каждого цирка окажется касательной по отношению к кривой его альтернативных средних издержек. Отсюда и происходит название - касательное равновесие. Следует обратить внимание на то, что в состоянии равновесия цирк, хотя и не получает сверхприбыли, обладает известной мерой монополистической мощи (цена превышает предельные альтернативные издержки производства).

Из сказанного понятно, почему в условиях монополистической конкуренции особой остротой характеризуется борьба за потребителя. Ведь сдвиг кривой спроса фирмы вправо ведет к расширению масштабов ее деятельности, снижению издержек, появлению (или увеличению) сверхприбыли.


2.3

Неопределенность и риск. До настоящего времени мы практически исходили из того, что хозяйственные субъекты - от Робинзона до капиталистического предприятия - принимают все решения, обладая точными знаниями в отношении результатов своей деятельности. Им как бы заранее известны все основные параметры, определяющие эффективность их деятельности, - производственные издержки, условия обмена, процентные ставки. Пожалуй, возможность известной неопределенности мы допускали лишь в связи с анализом рыночного механизма достижения общего равновесия.

Между тем проблема неопределенности и рисков имеет фундаментальный характер для экономической деятельности.

Каждому человеку приходится сталкиваться с риском потери трудоспособности; работникам сельского хозяйства — с риском неурожаев и неопределенностью в изменении цен на их продукцию между двумя урожаями; предпринимателю — с риском, что инвестированный им капитал не даст должную отдачу; наемному работнику — с риском безработицы; фирме — с операционными и финансовыми рисками и т. д. и т. п.

В отдельных случаях амортизировать неблагоприятные последствия тех или иных явлений можно при помощи создания страховых запасов. В большинстве стран в периоды хороших урожаев часть сельскохозяйственной продукции закупается в госзапас с тем, чтобы иметь возможность поддерживать удовлетворительный уровень потребления в неурожайные годы. Иногда запасы сырья сверх уровня, определяемого обычными техническими и экономическими соображениями, формируются на уровне фирм. Запасы денежных средств и отдельных товаров «на черный день» могут создаваться и отдельными лицами.

Некоторые виды рисков могут быть уменьшены, а в отдельных случаях даже устранены полностью за счет объединения тех видов деятельности, с осуществлением которых они сопряжены. В основе эффекта диверсификации рисков лежит простая идея: выигрыши и потери, связанные с различными видами деятельности, могут взаимокомпенсировать друг друга. Но полностью решить проблему рисков таким образом невозможно. Во-первых, имеются так называемые недиверсифицируемые, или системные риски. К ним относятся последствия действия факторов, затрагивающих всю хозяйственную систему — от природных катастроф до циклических колебаний экономики. Во-вторых, диверсификация хозяйственной деятельности может входить в противоречие с потребностями разделения труда и концентрации производства, т. е. быть экономически неоправданной.


Различные виды деятельности сопровождаются неодинаковыми по величине рисками. Одно дело - производство товаров первой необходимости, спрос на которые колеблется в незначительном диапазоне, другое — выпуск принципиально новых продуктов, перспективы реализации которых труднопредсказуемы. Производство последних - а оно является принципиально важным для прогресса общества — будет иметь место только в том случае, если рынок будет соответствующим образом' вознаграждать предпринимательский риск. Отсюда вытекает необходимость внесения известных уточнений в наше представление о состоянии общего равновесия.

Равновесными следует теперь рассматривать цены, обеспечивающие равную цену на капитал в каждой отрасли плюс маржу (прибавку), отвечающую свойственной для данной отрасли степени риска. Маржа является источником предпринимательского дохода, получаемого капиталистом за риск, который он берет на себя, направляя средства на ведение той или иной деятельности.

Поскольку различные виды деятельности характеризуются неодинаковыми рисками, постольку банки начинают дифференцировать процентные ставки по предоставляемым кредитам, вводя так называемые рисковые премии. Поскольку предприятия одной отрасли могут характеризоваться различными уровнями финансового риска, поскольку рисковые премии подвергаются дальнейшей дифференциации — по отдельным предприятиям. Для того чтобы это было возможно, в экономике формируется институт оценки. Соответствующая деятельность развертывается как внутри банков, так и на специализированной основе в различных рейтинговых агентствах.

Отношение к риску является составной частью системы предпочтений каждого человека. Хотя это отношение неодинаково у различных хозяйственных субъектов, принято считать (и практика подтверждает эту гипотезу), что основная их часть негативно относится к принятию на себя рисков. Иными словами, большинство из нас, как правило, не расположено рисковать (или, выражаясь языком теории вероятностей, не склонно принимать справедливых пари) даже тогда, когда шансы на выигрыш и на проигрыш равны друг другу. Но отсюда следует, что значительное число хозяйственных субъектов готовы платить за достижение желаемого соотношения «риск — выгода». На этой основе формируется рыночный механизм распределения рисков_ между различными экономическими субъектами.

Наиболее распространенной его формой является страхование. Оно эффективно в тех областях, где имеется возможность объединить большое количество субъектов, сталкивающихся с опасностью наступления одного и того же неблагоприятного события. На основе тщательного отслеживания статистики таких событий в прошлом страховые компании определяют вероятность их наступления, а на этой основе - минимально приемлемую для них цену страховых услуг - страховую премию.


Важным инструментом перераспределения рисков является спекуляция. Полезная функция последней состоит в ее способности перемещать товары в пространстве и во времени. В первом случае, получившем название арбитража, спекулянт приобретает товары на одном рынке с тем, чтобы реализовать их на другом, где уровень цены на них выше.

При этом он берет на себя риски, связанные с тем, что цена на втором рынке может упасть к тому времени, когда ему удастся доставить туда товары. Второй случай связан с заключением так называемых срочных контрактов. Механизм их действия лучше всего проиллюстрировать на примере.

Урожай зерна должен относительно равномерно потребляться в течение всего времени до следующего урожая. Крестьянин, вырастивший его, имеет выбор. Он может сам определять время наиболее выгодной продажи зерна, обеспечивая его хранение (у себя или на элеваторе). Однако в этом случае ему придется взять на себя риски, связанные с неопределенностью движения цен на зерно в рассматриваемый период. Альтернатива состоит в заключении срочного контракта со спекулянтом. В этом контракте четко устанавливается цена, по которой последний приобретет зерно в установленный момент времени. Для крестьянина такой договор означает достижение полной определенности в отношении своих доходов. Спекулянт, естественно, рассчитывает на то, что цена в установленный момент окажется выше, чем та, которая зафиксирована в срочном контракте; но при этом он берет на себя риски, связанные с неопределенностью движения цен. В любом случае спекулянт играет важную роль, являясь частью механизма, обеспечивающего равномерное потребление зерна в период между урожаями.

Сопровождающие научно-технический прогресс процессы концентрации производства и капитала увеличивают инвестиционные риски: огромные средства приходится вкладывать в производства, успех продукции которых на рынке не гарантирован. Формирование маржи, обеспечивающей предпринимательский доход, не решает этой проблемы: ведь масштабы потребного капитала таковы, что предприниматель не в состоянии реализовывать несколько таких проектов с тем, чтобы иметь возможность компенсировать потери по одним из них выигрышами от других. По этой же причине нельзя рассчитывать и на привлечение кредита отдельного банка. Экономика реагирует на эту ситуацию появлением новых институтов, обеспечивающих возможность разделения одного крупного риска на множество мелких.