ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 1241

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мы уже говорили, что у Дягилева работало много русских постановщиков. Сейчас мы поговорим о пяти балетах поставленных разными балетмейстерами в разные годы.

Балет «Парад» композитора Эрика Сати, автора либретто Жана Кокто и балетмейстера Леонида Мясина, был осуществлён 18 мая 1917 года. Декорации и костюмы Пабло Пикассо. Исполнители ведущих партий – Леонид Мясин, Лидия Лопухова, Николай Зверев, Галина Шабельская и Леон Вуйциковский. «Парад» давно признан важной вехой в хореографическом искусстве, и не только – ведь именно он впервые вывел кубизм на театральную сцену. Балет «Парад» - уникальное творение, созданное объединённым талантом Сати, Кокто, Мясина и Пикассо. Замысел балета принадлежит Жану Кокто. Именно он уговорил Сати и Пикассо, никогда не сотрудничавших с труппой «Русский балет», принять участие в этой постановке в разгар Первой мировой войны. Казалось бы, художественная сущность этого балета, имеющего подзаголовок «Реалистический балет», была предопределена, но составитель программы балета Гийом Аполлинер впервые ввёл в печатный текст слово «сюрреализм». Всё это привлекло внимание к контрасту, проявившемуся на сцене: артистами бродячего цирка, реальными людьми, и их импресарио – представителями сферы рекламы, которые зазывают публику поглазеть на искусство циркачей.

Рассуждая о способах постановки балета, Мясин, создатель «Парада», говорил, что иногда основой спектакля становится музыка, иногда – сюжет, а порой – время или даже атмосфера действия, и уточнял: «В «Параде» господствовала музыка, хотя и сюжет увлекал меня». Подобно декорациям и костюмам Пикассо, партитура Сати отражала новые направления в искусстве музыки – повседневные, обыденные звуки сочетались в ней с теми, которые диктовало воображение

Мясин продуманно охарактеризовал каждый персонаж средствами хореографии, в основном построенной на пантомиме. Вершина его изобретательности – утончённо подчёркнутый ритм, который Конь отбивает всеми четырьмя ногами, а также очаровательно-комичный акробатический танец без музыкального сопровождения. А усердные призывы менеджеров и отчаяние подчёркивают неуклюже-демонстративные и резкие движения, а также расположение их высоко над окружающими.


«Парад»

Уличный цирк – обычное явление в Париже. В балете показан один из таких уличных цирков, где корыстные управляющие перед началом представления демонстрируют таланты своих артистов прохожим, надеясь заманить их внутрь балагана.

Действие балета выглядит просто и незамысловато, в нём нет и тени таинственности, которая так часто ассоциируются с авангардом. После ряда почти суровых, псевдо-религиозных аккордов музыкальной прелюдии в наступившей тишине поднимается занавес, открывая опускной задник эпохи «раннего Пикассо», на котором изображены артисты, отдыхающие за кулисами перед представлением. Поднявшись, задник открывает сцену, оформленную тем же художником, но в совершенно ином ключе: зрители сразу узнают в пёстром, но покосившемся сооружении цирк, где вскоре начнётся представление. Перед цирком вышагивает странное существо, подобных которому не существует в природе, - громадный, курящий трубку мужчина, словно целиком составленный из углов и плоскостей. Это менеджер – француз. Он вызывает на сцену китайского Фокусника, который появляется из балагана, чтобы позабавить зрителей разными трюками. Он даже глотает шпагу под аккомпанемент, подобный восточной музыке. Фокусник ослепляет своим роскошным пёстрым костюмом, но вскоре исчезает за занавесом балагана.

Выходит второй зазывала – менеджер из Нью-Йорка, костюм которого тоже необычен: в нём сочетаются силуэты небоскрёбов и причудливые углы. Он несёт мегафон и табличку с надписью «Парад». Менеджер советуется со своим французским коллегой, сочувствует ему, а затем представляет своё «фирменное блюдо» - маленькую Американку, почти ребёнка в белой матросской блузке, с бантом в волосах. Под зловещий стрёкот множества пишущих машинок и звуки ружейных выстрелов эта девица – воплощение обаяния и шарма – исполняет танец, характерный для этой эпохи машин. Но этот танец – вовсе не проходной номер: в нём обозначены европейские представления об Америке, господствовавшие в обществе в 1917 году. Образы танца почти полностью позаимствованы из популярных песенок и фильмов. Под музыку, имитирующую американские танцы, девочка разыгрывает весь набор сюжетов шаблонной мелодрамы, отштампованной в США – борьбу полицейских с бандитами, спасение в шторм на море и т.п., - после чего упархивает прочь так же весело, как появилась. Но после выступления Американки её менеджера постигло такое же разочарование, как и его предшественника: в цирке не прибавилось зрителей. Ни американец, ни француз не понимают причин подобного равнодушия.


В тишине на сцену выбегает гнедой Конь с белыми пятнами, усмехающийся от уха до уха. После робких попыток развлечь зрителей он исчезает. Занавес балагана закрывается за ним. Когда он вновь открывается, мы видим двух акробатов, девушку и юношу, которые исполняют цирковое pas de deux, имитируя трюки акробатов и канатоходцев.

После того как Акробаты закончили выступление, под вой сирены на сцену возвращаются двое менеджеров и Американка. Затем появляются Конь, Фокусник и снова Акробаты – все они повторяют финалы своих номеров. Хором зазывают зрителей, зайти в цирк, чтобы увидеть представление полностью. Но зрители не двигаются с мест. Тогда артисты образуют нечто вроде шествия. Занавес опускается в тот момент, когда вновь звучит музыка, открывшая спектакль.

Ещё один балет Леонида Мясина – «Треуголка», драматический одноактный балет. Композитор – Мануэль де Фалья. Автор либретто – Георгий Мартинес Сьерра. Декорации и костюмы Пабло Пикассо. Первая постановка осуществлена труппой «Русский балет Дягилева» в театре «Альгамбра» в Лондоне 22 июля 1919 года. Исполнители: Мельник – Леонид Мясин, Мельничиха – Тамара Карсавина, Коррехидор – Леон Вуйциковский, Денди – Станислав Идзиковский.


«Треуголка»

Постановщик Леонид Мясин

Сюжет балета «Треуголка» - любовная история, рассказанная с испанским юмором и колоритом. Место действия – небольшая деревушка в Испании. Народный колорит балету мгновенно сообщает музыка, возгласы «Ole! Ole! Ole! Ole!» Из-за занавеса, ритмичный перестук кастаньет, топот ног и хлопки в ладоши.

Занавес, поднимается, открывая декорации, изображающие деревенскую улицу. Деревенский Мельник стоит перед своим домом, свистом пытаясь привлечь внимание чёрной птицы в клетке. Птица поёт не так, как ему хотелось бы. Вышедшая из дома Мельничиха поддразнивает мужа. После краткой игры в погоню, супруги обнимаются.

Пара отправляется к колодцу за водой. Пока Мельник хлопочет у колодца, проходящий мимо щёголь (Денди) посылает воздушный поцелуй его жене, которая кокетливо отвечает ему. Оглянувшись и заметив эту сцену, Мельник гонит Денди прочь. На жену он не сердится – напротив, рад, что другие мужчины замечают её красоту. Мельник и Мельничиха влюблены друг в друга.

На сцене появляется губернатор провинции Коррехидор со свитой. Дряхлый болван Коррехидор в своём пышном одеянии выглядит нелепо среди простых жителей деревни. На нём треуголка – символ классовой принадлежности и власти.

Заметив Мельничиху, Коррехидор решает, что эта женщина должна принадлежать ему. Мельничиха почтительна с ним, но не более того. Коррехидор проходит мимо. Поскольку его жена привлекает всеобщее внимание, Мельник решает приударить за другой женщиной. Он игриво флиртует с прелестными деревенскими девушками. Пробудив друг в друге ревность, муж и жена смеются и обнимаются.

Мельник уходит в дом, а его жена, оставшись на улице, исполняет блистательное фанданго. Вернувшийся Коррехидор исподтишка наблюдает за ней. Вскоре он приближается к Мельничихе, не скрывая своих намерений. Женщина ловко ускользает от него, однако старик бросается за ней в погоню.

Увидев всю сцену в окно, Мельник приходит на помощь жене. Изнемогающий Коррехидор падает на землю. Мельник и его жена поднимают старика, отряхивают его и ведут себя, как ни в чём не бывало, но разъярённый Коррехидор обещает отомстить им. Муж с женой танцуют вдвоём.

Наступает вечер. Жители деревни собираются возле дома Мельника, чтобы повеселиться вместе со счастливой парой. Мельник угощает всех вином и исполняет farruca, вызывая аплодисменты. Гости слышат топот приближающихся солдат. Появляется свита Коррехидора. Солдаты берут Мельника под стражу и уводят его. Покинутая всеми друзьями, Мельничиха остаётся одна.


Но её одиночество продолжается недолго. Коррехидор возвращается – он решительно настроен добиться благосклонности Мельничихи. Вырываясь из объятий старика, Мельничиха опрокидывает его на землю. С трудом поднявшись, Коррехидор гонится за ней к мосту через бурный поток. На мосту Коррехидор вновь пытается обнять женщину. Вырываясь, мельничиха сталкивает его с моста в реку и смеётся, но затем всё же помогает Коррехидору выбраться на берег. Старый болван продолжает погоню. Мельничиха выносит из дома ружьё и, держа Коррехидора под прицелом, убегает через мост на другой берег реки.

Коррехидор стоит в одиночестве перед домом Мельника, с его промокшей одежды ручьём льёт вода. Сняв сюртук и треуголку, он кладёт их просушить и уходит в дом, чтобы вздремнуть.

Наступает рассвет. Убежав от солдат, Мельник возвращается домой. Перед домом он видит сюртук и треуголку Коррехидора, а затем замечает и самого Коррехидора, расхаживающего по двору в ночной рубашке самого Мельника! Уверовав в измену жены, Мельник видит для себя только один выход – стать любовником молодой и красивой супруги Коррехидора. Нарисовав на стене дома карикатуру на Коррехидора, он уходит.

А на беднягу Коррехидора нападают его собственные солдаты, не признав его в рубашке Мельника. Коррехидор бранит солдат, жители деревни сбегаются на шум. Мельник и Мельничиха, встретившись возле деревни, появляются на сцене. Они объясняют друзьям, что задумал Коррехидор. В гневе жители деревни ополчаются против губернатора и его стражи. Прогнав непрошенных гостей, все торжествующе танцуют. Танец начинают Мельник и его жена. Толпа всё выше подбрасывает куклу, изображающую побеждённого Коррехидора.

15 мая 1920 года на сцене парижской Оперы труппа «Русский балет Дягилева» показала драматический одноактный балет «Пульчинелла». Музыка Джованни Батиста Перголези в аранжировке Игоря Стравинского. Балетмейстер – Леонид Мясин. Декорации и костюмы – Пабло Пикассо. Исполнители ведущих партий: Пульчинелла – Леонид Мясин, Пимпинелла – Тамара Карсавина, Розетта – Вера Немчинова, Прюденца – Любовь Чернышёва, Кавиелло - Станислав Идзиковский, Флориндо – Николай Зверев, Доктор – Энрико Чекетти.

В основу созданной Стравинским партитуры балета «Пульчинелла» легла музыка великого неаполитанца Джованни Батиста Перголези. Сюжет балета позаимствован из итальянской рукописи XVIII века, найденной в Неаполе, а основные действующие лица – из комедии dell`arte, народной итальянской комедии масок, персонажи которой с начала XVI века пленяли воображение всей Европы, став самыми узнаваемыми и распространенными: трогательный Пьеро, бессердечная и ветреная Коломбина, бессмертный Пульчинелла (в англоязычном мире – Панч) и другие. Балет представляет собой новый вариант рассказа о бессмертии Пульчинеллы.