ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 1362

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Охота давала человеку и пищу и одежду и развивала у охотников смелость и находчивость. Вот почему охотничьи пляски стали первыми плясками первобытного человека. Во время пляски они пластикой показывали зверей, их повадки.

  2. Религиозные пляски. Люди еще не умея объяснять явления природы, приписывали им обожествленные качества, в честь таинственных явлений природы устраивали обрядные танцы.

  3. Воинственные пляски. Здесь люди выражали воинскую доблесть или ликование после победы. Воинские пляски исполнялись особо торжественно и экспрессивно. Эти пляски отличались редчайшей организованностью и ритмической слитностью. Воинские пляски являлись вершиной танцевального творчества первобытного человека.

Танцы сопровождались возгласами, затем пением с энергичным постукиванием полых бамбуковых палочек наполненных ракушками. Позже появился барабан. В первобытном обществе пляска, пантомимные игры, песня были связаны.

На самостоятельные виды искусства разделились позже, но связь между песней и танцем сохранились.

Танцевальное искусство прошло сложный эмоциональный путь. Каждая эпоха имела свою особую хореографическую культуру, которая была связана с бытом людей.

Процесс труда обнаружил значение ритма. Движения, подчиненные ритму, породили пляску. Пляска, развиваясь и видоизменяясь, послужила основой для создания нового вида театрального искусства – балета.

Балет появился в Италии (С-2) и Франции во второй половине XVI века в эпоху блестящего расцвета музыкального искусства.

Итальянское слово bolleto – от слова bollo – означает танец. Слово bolleto утвердилось в Италии и Франции после того, как в 1551 году итальянец Бальтазарине поставил при дворе балет с драматической основой «Цоцее и нимфы». Один итальянский критик сказал: «Балет – это небольшое пантомимическое действие с музыкой и танцем».

Слово «хореография» происходит от двух греческих слов: «хорео» – танец и «граф» – пишу, так называли танцовщиков. Теперь это слово утратило это значение и объединило в себе все виды танцев в одно название. (С-3)

(Само слово «танец» происходит от древнего индийского слова «шандава», обозначающего: последовательную цепь движений согласованную с настроением человека и подчинённую музыкальному ритму. Начальный элемент танца – это шаг.)

Балетный спектакль – это синтетическое музыкально-театрализованное представление, которое включает в себя либретто (сценарий), музыку, хореографию, пантомиму, декоративное оформление и исполнительское мастерство.


В XVIII веке, а позднее в XIX веке представители русской культуры понимали балет, как содержательное, реалистическое искусство способное воплощать серьёзные мысли. А до этого балет воспринимался, как развлекательное зрелище и иногда включался в оперные спектакли вместо перерыва.

Создателями новых балетов в России были Иван Вальберх (С-4), Карл Дидло (С-5), Адам Глушковский, Лев Иванов (С-6). Они оставили нам прекрасные хореографические произведения и утвердили традиции, которые сейчас развивают современные балетмейстеры. (С-7)

Почему балет назван классическим балетом. Известно, что классические пропорции торса, головы, рук и ног дают понимание об идеальном, о полной гармонии внутреннего мира и формой его внешнего воображения. Классическим балет назван потому, что в нём были использованы некоторые жесты, позы античных статуй, изображённых на различных античных вазах. Белинский сравнивал его со скульптурой, сошедшей с пьедестала.

Сложилась жанровая разновидность классического танца.

  1. Adagio (С-8) – медленный, плавный танец; вершина взаимоотношений героев. Он наполнен эмоциональностью, чувственностью, переживаниями.

  2. Allegro (С-9) – быстрый, блестящий танец, демонстрирующий технику танцовщиков.

  3. Характерный танец (С-10) – это вид сценического танца, включающий в себя народные танцы, переработанные для балетного спектакля.

Что такое народный танец? (С-11) Это танец созданный народом и распространён в быту. В таких танцах раскрываются национальные особенности каждого народа.

(С-1) Первые танцы были очень распространены у народов древнего мира, но, конечно, они были далеки оттого, что в наши дни называют этим словом. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомима были тесно связаны с танцем. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение танца, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок.

Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. Очень часто празднества начинались и сопровождались плясками.


Описание танцев мы можем встретить и у Аристотеля, Филострата, в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида, в комедиях Аристофана. Древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» описал хоровод, а в «Одиссее» – мужской дуэт на фоне танцующих юношей. Лукиан написал целый трактат «Диалог о танце».

О характере древнегреческих танцев рассказывают и многочисленные изображения танцовщиков и танцовщиц на барельефах (С-2), в вазописи, в скульптуре. Наиболее известны барельеф «Танцующие молодые гречанки», вазовая живопись «Корданс» и «Сикиннис», скульптуры «Танцующая гречанка» (С-3) и «Танцующая Менада». (С-4)

Греки предавали большое значение не только умственному, но физическому развитию обязательным предметом был танец. Без него не проводились общегородские празднества.

Танцы древних греков можно разделить на священные (обрядовые, ритуальные), военные, сценические, общественно-бытовые. Примерно такие же по характеру танцы были и у других народов.

Священные пляски, по преданию, были перенесены в Грецию из Египта Орфеем. Он увидел их во время храмовых празднеств египтян. Но движения, жесты он подчинил своему ритму, и они стали больше соответствовать характеру и духу греков. Эти пляски исполнялись под звуки лиры, отличались строгой красотой. Праздники, а значит и танцы, часто посвящались разным богам: Дионису, богине Афродите, Афине. Они отражали определённые дни трудового календарного года. Эти танцы были у греков обычно хороводами. Хоровод имел форму круга или прямоугольника. Сопровождался игрой на флейте, состоял из простых шагов, притопов. Люди надевали самые красивые одежды.

Главными предводителями греческого танца были два несхожих и никак меж собой не связанных бога – Аполлон (С-5) и Дионис (С-6). Были они, правда, не танцовщиками, но всё же покровителями танца. Аполлон возглавлял муз, девять богинь, опекавших различные искусства, в числе этих богинь была и муза танца – Терпсихора (С-7), - она считалась младшей. Дионис почитался как бог виноделия, бог растительности и вообще плодородия, бог творящей природы. И за ним шла пёстрая и шумная свита, неистово плясавшая. (С-8)

Хотя Аполлон и Дионис покровительствовали танцу. И сами греки, и ещё больше люди, позднее размышлявшие о греческом мире, обычно противопоставляли их друг другу. Аполлона чтили аристократы, и он считался их защитником, а Дионис был, так сказать, земной бог и числился сыном земной женщины. Его больше почитал простой народ.


Аполлон считался воплощением гармонии. И в древности и позднее искусства под его дланью, и танец в частности, должны были отвечать принятым нормам прекрасного. А под рукой Диониса, напротив, запреты нарушались, и люди выплёскивали во время дионисий то, чем были полны, с неумеренностью экстаза.

Современная наука возводит происхождение театра к культу Диониса, но на здании Большого театра, первого театра нашей страны, застыла колесница, которой правит бог Аполлон.

Неудержимым буйным весельем отличались пляски в честь Диониса (С-9). Отмечали дионисии весной, когда оживала природа и начинали зеленеть виноградники. Впереди несли статую Диониса в пурпурно-золотом одеянии, за ним шли ряженые: сатиры в звериных шкурах, с козлиными рогами, наяды и нимфы, полуобнаженные, с цветами и виноградными листьями в распущенных волосах. Дионисии, наверное, были и первыми маскарадами.

Большую роль в воспитании мужества, патриотизма, чувства долга у юношества в Древней Греции играли военные пляски. Попробуем их себе представить. Обычно военные, пиррические, пляски исполняли двое. Но существовали такие массовые пиррихи, в которых танцевали одни юноши, а иногда вместе с юношами плясали и партнерши. Эти пляски воспроизводили бой, различные боевые перестроения, это были сложные хореографические композиции. В руках у танцующих были луки, стрелы, щиты, зажжённые факелы, мечи, копья, дротики. В сюжетах героических танцев, как правило, находили отражение мифы и предания о героях.

В общественно-бытовых танцах встречались танцы мужчин и женщин. Выбирался ведущий, который, играя на флейте водил массу за собой.

Важнейшей формой танцевального искусства у греков являлся сценический танец. Сценические танцы древних греков были частью театральных представлений, причём каждому жанру соответствовали свои танцы. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами, для этого они надевали особые деревянные или железные сандалии, иногда отбивали такт руками с помощью надетых на средние пальцы своеобразных кастаньет – устричных раковин. Сценический танец был обязателен в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиях Аристофана. Для каждого жанра греческого театра существовала своя пластика и свои пляски.

В трагедиях обычно исполнялась «эмилья». Её движения были величественны и благородны. В них раскрывались чувства богов, царей, героев.

В сатирических комедиях Аристофана танцевали «Корданс» - быстрый, темпераментный, с головокружительными прыжками танец.


Выступать с танцами на сцене могли только мужчины. Это считалось очень почётным. Танцы в древнегреческом театре подчинялись законам сценического искусства, структуре и характеру пьесы. На танец смотрели как на один из компонентов спектакля.

Разнообразны и богаты по содержанию были танцы и других народов. Суровые римские воины первых веков нашей эры особенно любили воинственный танец в память похищения сабинянок, который по преданию, ввел Ромул. О танцах римлян в своих трактатах писали Цицерон и Гораций.

(С-1) Церковная идеология подчинила себе светскую идеологию, философию, театр. И это сказалось на танцевальном искусстве. Церковь считала танец самым греховным наваждением сатаны. Она боролась с танцем, но он продолжал жить в весёлых народных гуляньях и народных празднествах. Самым любимым праздником был праздник майского дерева.

Молодежь выбирала самого красивого парня, он – девушку «майну». В лесу рубили красивое дерево, устанавливали его на поляне и гуляли вокруг него несколько дней.

Люди с увлечением танцевали в праздничные дни, несмотря на запреты церкви. В весёлых шествиях в средних веках в крестьянской среде появились первые бытовые танцы (С-2). Большую роль в развитии хореографии того времени сыграл танец бранль, который возник во Франции. В каждой провинции Франции бранли танцевали по-разному. Танцы с покачиваниями и притопами назывались простыми бранлями; танцы с подскоками и прыжками – весёлыми; танцы, изображающие трудовые процессы, подражательные – бранли бочаров, башмачников, конюхов и т.д.

Знатные вельможи заимствовали у народа его развлечения, они водили своеобразные хороводы (С-3). Здесь требовалась важная осанка, медленная поступь, умение исполнять приветствия, поклоны, реверансы.

Огромной популярностью пользовалась павана, которую исполняли с канделябрами или факелами в руках. Этим танцем открывались балы, павана становилась центром свадебной церемонии. Павану не забыли и в XX веке – есть она, например, в балете С.С. Прокофьева «Золушка». Известно, что до XIV века танцы исполнялись под музыкальное сопровождение небольшого оркестра: 4 кларнета, тромбон, 2-3 виолы. Эти танцы, относящиеся к группе бассдансов (низкие танцы), не отличались богатым разнообразием движений. Затем на смену бассдансам пришли менуэт и ригодон. В танцах появляются легкие прыжки и повороты, их характеризуют быстрый темп и изящество поз. Типичным примером такого рода танцев является романеска. К концу XVII века во Франции, Англии и Германии начинают танцевать контрданс, несколько чинный и строго симметричный салонный танец, заимствованный из танцев английских крестьян (С-4).