ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 1224
Скачиваний: 0
Усложнялась танцевальная лексика и композиции, что привело к необходимости длительного обучения танцу. Танцмейстеры и педагоги XVII века выпускают самоучители по танцам. В них включают наиболее популярные в это время массовые танцы. Так в танцевальные залы попадают польский народный танец, грациозно-игривый экосез, танец шотландского происхождения, гавот и многие другие, которые за короткое время становятся популярными во всех странах Европы.
Не правда ли, строгое имя Иоганна Себастьяна Баха плохо вяжется с модными танцами? Однако и Бах, и другие великие композиторы охотно обращались к бытовым развлекательным жанрам. А серьёзная в наше время сюита выросла из музыки, сопровождавшей танцы на балах. (С-5)
Основу сюиты составляли четыре танца: немецкая аллеманда, французская куранта, испанская сарабанда и английская жига. После неторопливой и степенной аллеманды следовала оживлённая подвижная куранта. О сарабанде надо сказать особо: она была диким страстным танцем. Её плясали под пение и прищелкивание кастаньет, изгибаясь всем станом, резко запрокидываясь назад. Церковники называли её «бесовской», за исполнение наказывали плетьми и ссылали на галеры. Но прошло время, и та же сарабанда появилась…в церкви. Она превратилась в танец–шествие, её танцевали и испанские гранды, и чопорные английские лорды.
А английскую жигу, по предположению, придумали английские матросы, которые дурачились во время отдыха. Жигу танцуют весело, быстро и непринуждённо.
В XVIII веке в моду входят новые французские танцы: менуэт, буре, гавот. Самыми сложными танцами были менуэт, который танцевался в быстром темпе, и гавот, отличающийся большим количеством прыжков и заносок, выполнение их требовало особой тренировки. В менуэте кавалер берёт руку дамы! Это считалось невиданным нарушением приличий.
Как и многие другие бальные танцы, менуэт родом «из крестьян». Ещё и сегодня можно увидеть, как танцуют менуэт на его родине – во французской провинции Пуату в Бретани. Плавно приседают, легко подпрыгивают, пристукивая деревянными башмаками – сабо.
В 1661 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта «Академия танца».
В «Академии танца» проверяли знания балетмейстеров. Выдавали им дипломы. Устраивали балы и вечера, а главное – усовершенствовали народные танцы. Такому усовершенствованию подвергнулся и менуэт.
Движения придворного менуэта не отличались сложностью: плавный скользящий шаг, глубокие реверансы, поклоны. А обучались ему – годами! Трудно давалась особая манера исполнения: все переходы должны совершаться мягко, округло, без рывков, плавно вытекая один из другого. Некоторые из фигур менуэта вошли в основу классического балета. Вот почему менуэт до сих пор изучается во всех хореографических академиях.
Менуэт танцуют, придворные дамы из свиты принца Дезире в балете Чайковского «Спящая красавица»; в глубоких реверансах склоняются гости на балу в доме Капулетти в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта»…
Конечно, как любые академии в искусстве, «Академия танца» больше препятствовала созданию новых, чем помогала сохранению существующих ценностей. Сцену она мало, чем обогатила, и лет через двадцать перестала существовать даже чисто юридически. И всё же её открытие – знак той роли, которую танец занял в театре.
(С-1) Что же происходит с танцевальным искусством на Древней Руси?
Точно установить время появления плясок на Руси довольно трудно. Однако можно предположить, что они возникли еще в Антском государстве (территория современной Украины).
К 500-м годам нашей эры народы, населявшие современную территорию России, уже обладали своим танцевальным искусством. Естественно, народные пляски тех времен не дошли до нас в своём первоначальном виде. С годами, в связи с усовершенствованием приёмов труда, переменами в общественных отношениях, они подверглись значительным изменениям, а некоторые и вовсе исчезли.
Уже на раннем этапе язычества в период становления восточных славянских племен (IV-VII вв. н.э.), существовали народные игрища, или сходбища, где встречались племя, род или несколько племен и родов. Обожествляя Солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевлённых образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятию, из множества могучих существ – богов и духов. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясками, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями. Игрища были приурочены к календарным языческим праздникам: семик – праздник, связанный с весенними земледельческими работами – посевом; обжинки, спожинки – окончание жатвы, сбор урожая; осенины – проводы лета и встреча осени; коляда – зимний праздник; радуница, русалии – зимне-летние праздники в память об умерших, или поминовение умерших; ярилин день – праздник солнца – Ярилы; таусень – Новый год и другие.
Древнейшим видом русских народных плясок являются пляски–игры, отображающие трудовые процессы. Сначала они исполнялись в строгом соответствии со временем проведения тех или иных сельскохозяйственных работ. Параллельно с темой труда в них раскрывалась и любовная тема.
В качестве примера можно привести пляску–игру «А мы просо сеяли», где исполнители, разделённые на две группы, ведут друг с другом вокально-танцевальный диалог. Построенная в основном на изображении сеяния проса, игра включает мотивы выбора и похищения невесты. Такой же характер носит и пляска–игра «Яр–хмель», посвящённая сбору хмеля. Здесь также тема труда переплетается с любовной. В этой игре ведущая вокально-танцевальная роль принадлежит хору, исполняющему песни, а драматически-танцевальная – солистам. Пляска–игра «Ленок», рассказывающая о том, как сеют, собирают, треплют лён, выделывают из него полотно, тоже всецело относится к пляскам, связанным с трудовыми процессами. Общепринятая форма этих плясок изобилует многочисленными местными вариантами и дополнениями, как в отношении текста, так и в отношении действия.
К древнейшим пляскам относятся также охотничьи. В центральной России, где основным занятием населения было хлебопашество, они не имели особого распространения и до наших дней не дошли. Зато у некоторых народов, населяющих север нашей страны, они еще сохранились. Это пляска моржа у чукчей и ненцев, пляска медведя у ханты, манси и айнов. Пляски эти копирующие движения и повадки зверей и птиц. Обычно исполняются до и после охоты.
В древние времена появился и религиозный культовый танец. Первобытный человек, желая как-то объяснить непонятные ему явления природы. Приписывал их возникновение воле таинственных высших существ – божествам. С возникновением религиозного культа возник и культовый танец. Торжества, посвящённые солнцу, отличались особой пышностью и сопровождались многочисленными танцами.
При распространении на Руси христианства древние языческие празднества не исчезли окончательно, а приспособились к новой религии и частично дошли до наших дней. Благодаря традиционной форме проведения этих празднеств связанные с ними пляски в какой-то мере ещё сохранили свой первоначальный вид.
Ежегодно отмечаемые во времена язычества дни равноденствия, зимнего и летнего противостояния продолжали справляться, и после принятия христианства. В троицын день в ряде местностей нашей страны девушки водили хоровод вокруг берёзки, украшенной лентами. На святки, в период зимнего противостояния, рядились в традиционные костюмы зверей и исполняли гротесковые танцы. Обряд проводов масленицы, связанный с весенним равноденствием, прыганье через костры, бросание венков в реку и вождение хороводов в день Ивана Купалы (время летнего противостояния) – всё это отголоски языческого культа.
Древнейший русский народный танец культового происхождения хоровод (С-2). На определённых ступенях развития он встречается у всех народов. Хоровод – массовый танец, исполнение которого сопровождается хоровой песней, раньше посвящавшейся солнцу. Своим рисунком, олицетворяя солнце, хоровод обычно движется по кругу слева направо. Как правило, он водится девушками и парнями, держащими друг друга за руки, и имеет форму кольца. Но иногда он движется вокруг деревни цепочкой, от избы к избе (по пути к нему присоединяются всё новые и новые участники, которые, однако, пройдя круг и дойдя до своей избы, отстают), и заканчивается у той избы, у которой начался, то есть замыкает круг. В некоторых местностях хоровод, начинаясь на вечерней заре и оканчиваясь на восходе солнца, охватывал несколько деревень.
Борьба племён вызвала появление военных плясок. Участие в них означало согласие идти в поход. Русские военные пляски не дошли до наших дней, но на Украине сохранилась пляска запорожских казаков «Гопак», а в Грузии – воинский танец «Хорули».
Само собой разумеется, что теперь все эти пляски–игры, культовые и военные, потеряли своё первоначальное значение и превратились там, где они исполняются, в обычные бытовые.
К народным пляскам принадлежат также обрядовые и бытовые, особенно широко представленные в свадебном гулянье. Пляской сопровождается вся свадьба. Во время брачного пира пляшут женщины из хора, заменяющего оркестр; пляшут подгулявшие гости, в особенности старики и старухи; пляшет под окнами деревенская молодежь, выпрашивая свадебные гостинцы; пляшут свахи и в последний раз пляшут молодые в кругу своих друзей и подруг, с которыми они прощаются вечером, на второй день свадьбы.
Русские народные пляски подразделяются на сольные и массовые. К массовым относятся пляски–игры, хороводы, а также всевозможные виды кадрилей, ланцы, шестёры и т.д.
Сольные русские народные пляски подразделяются на 3 вида: перепляс, парная, и импровизиционно-изобразительная пляски.
Перепляс (С-3) обычно исполняется мужчинами и является танцевальным соревнованием. После того как начавший пляску танцор проделает несколько виртуозных колен, его сменяет другой, стремящийся выполнить колена посложнее. Вслед за этим в пляс опять включается первый, снова усложняя движения. Так продолжается до тех пор, пока один из участников не победит другого. После этого из числа зрителей выступает либо новый танцовщик, начинающий соревнование с победителем, либо другая пара плясунов, оспаривающих первенство друг у друга. Перепляс рассматривается народом как поединок и исполняется с соблюдением нарочитой серьезности. Шуточные частушки, которые поёт в это время хор, стремятся рассмешить пляшущих. Если исполнители засмеялись, то они выходят из круга. Виртуозность мужской пляски достигает здесь очень высокого уровня; вся пляска требует большого мастерства и изобретательности.
Парная пляска (С-4) исполняется одновременно девушкой и парнем или супругами на второй день празднования свадьбы и состоит в том, что пляшущая «завлекает» своего партнера грациозными и кокетливыми движениями, а тот в свою очередь стремится покорить её лихостью и удальством. Эта пляска, изобилующая импровизационными моментами, отличается большой выразительностью мимики и жеста. Сопровождается она плясовой песней или игрой на народных инструментах.
Одиночная импровизационно-изобразительная пляска (С-5), обычно исполняемая девушкой, требует богатой творческой фантазии, высокоразвитой выразительности и тонкого художественного вкуса. Как правило, хор поёт песню о думах и судьбе девушки, а танцующая передает её переживания в движениях. При этом пляска должна быть не иллюстрацией песни, а выражением внутренних ощущений исполнительницы.
Блестящее описание такой пляски, которая под силу лишь особо одарённым художникам из народа, есть у М. Горького в «Детстве». Мужчины никогда не исполняют импровизиционно-изобразительную пляску. В своих одиночных выступлениях они демонстрируют технику и виртуозность, олицетворяющие смелость и отвагу.
Момент импровизации, свойственный всем видам народного танца, не носит характер произвольного изменения традиционных общепринятых движений – «ходов», а связан исключительно с их новых сочетанием, выразительностью исполнения и расцвечиванием пляски разнообразными орнаментами. Со временем под влиянием изменяющихся бытовых условий некоторые импровизационные моменты становятся формальными, отмирают, другие же приобретают силу канона. Например, в украинской пляске девушка раньше придерживала рукой бусы на груди. Во многих местностях бусы ныне отсутствуют, а положение руки еще сохранилось. Нередко новые движения появляются в народной пляске благодаря общению и взаимосвязи со смежными танцевальными культурами. Часть из них впоследствии становится канонической.
Народная пляска, бережно сохраняя национальные традиции, всё время находится в состоянии развития, связанного с особой одарённостью русского народа в этом виде искусства. Разнохарактерность мужской и женской народной пляски – героика первой и лиричность второй – исключает одностороннее её развитие, а большие художники из народа, существующие и поныне, постоянно её обогащают и поднимают на новые ступени совершенства. (С-6)
Ещё в древние времена славянские народы славились своим высокоразвитым искусством танца, хорошо известным их соседям. В X веке нашей эры в Византии, самом могущественном государстве того периода, славяне, как исполнители песен и плясок, входили отдельной самостоятельной группой в придворный штат императора.