ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 941

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Раймонда» действие 1 (с-20)

КАРТИНА 1

Торжественно звучат фанфары. В старинном замке графини де Дорис празднуется день рождение её племянницы – юной красавицы Раймонды. В просторном зале замка собрались друзья Раймонды – знаменитые трубадуры, юные девушки и пажи. Они играют на лютнях и виолах, танцуют. Пажи упражняются в искусстве фехтования. Подруги Раймонды танцуют с пажами танец-игру «Изменница».

Тетка Раймонды, чопорная графиня де Дорис, недовольна – молодежь кажется ей вялой и ленивой. Но девушки и пажи не слушают графиню и вновь пускаются в пляс. Тогда она велит унести виолы и лютни и указывает присутствующим на статую, стоящую в стенной нише, - изображение прапрабабушки Раймонды. Эта Белая дама, покровительница дома де Дорис. «Она является, - говорит графиня, - чтобы предупредить о грозящей нам опасности, но она же наказывает нерадивых».

Но и рассказ о Белой даме не может угомонить молодежь, вновь начинается танец, в который девушки вовлекают и саму графиню.

Веселье прерывает призыв рожка – прибыл гонец с письмом от Жана де Бриенна.

В стремительно-полетном танце Раймонды – радость по поводу получения письма, в котором сообщается, что завтра Жан де Бриенн прибудет в замок де Дорис.

Под тяжеловесный, простодушно-торжественный танец-марш выходят вассалы и крестьяне. Они пришли поздравить Раймонду и принесли «бочонки, пироги и цветы». Приняв их дары, Сенешаль приглашает, дам и кавалеров – начинается Большой вальс.

Раймонда распоряжается устроить на завтра праздник в честь жениха, вассалы с поклоном удаляются.

Устав от развлечений и хлопот к приезду жениха, Раймонда ложиться отдохнуть. На неё находит волшебное оцепенение.

Дальнейшее происходит в волшебном сне Раймонды. В лунном свете возникает призрак Белой дамы. Белая дама повелительным жестом приказывает окаменевшей от изумления Раймонде следовать за ней.

КАРТИНА 2.(С-21)

Под таинственную музыку, рисующую образ Белой дамы, Раймонда идёт вслед за призраком по лестнице замка.

КАРТИНА 3 (С-22)

Во дворе замка по знаку Белой дамы в волшебном тумане возникает видение Жана де Бриенна. Счастливая Раймонда бросается в объятия жениха. «Смотри и запоминай, что тебя ожидает», - говорит Раймонде Белая дама. Грозный аккорд всего оркестра прерывает музыку мечтаний Раймонды: перед ошеломлённой девушкой вместо жениха – сарацинский шейх Абдерахман. Девушка отвергает сарацина и готова постоять за себя. Раймонда побеждает, Абдерахман отступает и исчезает. Раймонда падает без памяти. Видения скрываются, наступает рассвет. Дамы и пажи торопятся к своей госпоже и стараются привести её в чувство.


Действие 2

Графиня Сибилла и Раймонда принимают гостей, сидя в роскошном шатре. Гремит торжественный марш. Трубы герольдов возвещают о новом госте. Раймонда устремляется навстречу, но снова вместо долгожданного Жана де Бриенна, теперь уже наяву, видит Абдерахмана, сопровождаемого многочисленной свитой. Раймонда испугана. Графиня успокаивает племянницу.

Абдерахман обращается к Раймонде со словами любви. Но Раймонда, верна своему жениху, а объяснения Абдерахмана её пугают и отталкивают.

Раймонда велит продолжать праздник. Танцуют её подруги и трубадур. Холодность девушки всё больше распаляет восточного гостя и, оставив объяснения в любви, шейх пытается соблазнить Раймонду своим богатством. Раймонда постепенно подчиняется его страстным мольбам и соблазнительным уговорам.

Абдерахман намерен похитить Раймонду, и приказывает своим рабам наполнить чаши одурманивающим напитком. Внезапно появляется Жан де Бриенн вместе с королем Андреем II Венгерским и его свитой.

Вспыхивает схватка, но король движением руки останавливает её и предлагает Жану де Бриенну и Абдерахману сразиться в поединке. Начинается поединок. Появляется Белая дама и покровительствует Жану – отводит сарацинский меч. Жан де Бриенн наносит Абдерахману смертельный удар, шейх умирает. Свита шейха убегает, унося тело своего господина. Король соединяет руки Раймонды и рыцаря, гости поздравляют их.


Действие 3

В саду замка де Бриенн на возвышении король Андрей II Венгерский и новобрачные принимают поздравления. Перед ними развёртывается красочное танцевальное представление.

(С-23) Вдохновившись музыкой Глазунова, Петипа создал роскошный букет эффектных танцев, нашёл достойный пластический эквивалент музыкальному мышлению композитора. Работа композитора и балетмейстера была подлинно творческим содружеством. «Я помню, - рассказывал современник, - как воодушевился молодой автор, когда говорил… об одном из главных творцов балетного успеха – М. Петипа. Маститый балетмейстер, входивший в каждую мелочь и столь успешно сообразовавшийся с музыкой симфониста, был для последнего находкой, лучшим сотрудником, целым вдохновением».

Готовящаяся премьера вызвала оживленные толки. В прессе много говорилось о недостатках либретто. Так, например, известный критик Н.Ф. Финдейзен не без ехидства осведомлялся, почему праздник в средневековом замке называется «именины», а сарацинский шейх Абдерахман стал «рыцарем». Но главное, что интересовало весь музыкальный Петербург, было то, какую же балетную музыку мог написать Глазунов, известный всем как симфонист. В среде музыкантов даже пример Чайковского ещё не вытеснил несколько высокомерного отношения к балету, а широкая публика побаивалась «серьёзной музыки».

Вечером 7 января 1898 года голубой зал Мариинского театра был переполнен. Спектакль прошёл с триумфальным успехом. Партию Раймонды виртуозно провела знаменитая прима-балерина театра Пьерина Леньяни, великолепны были и остальные исполнители, увлечённые музыкой Глазунова. В первой же рецензии музыка балета была названа «красивой, мелодичной и увлекательной».

Талантливая музыка Глазунова сразу же открыла «Раймонде» путь на другие сцены. В 1900 году её ставит в Большом театре балетмейстер Александр Горский, в 1908 году он же создаёт новую редакцию постановки – партию Раймонды в ней танцует знаменитая балерина Екатерина Гельцер. С её участием балет был восстановлен в Большом театре в феврале 1918 года. И ещё множество постановок замечательного балета состоялось в Москве, Ленинграде и в других городах России и зарубежья. Вдохновенными исполнителями заглавной партии балета были выдающиеся балерины Анна Павлова, Марина Семёнова, Галина Уланова, Майя Плисецкая.


Открытое признание музыки, написанной молодым композитором, связанным с деятельностью «Могучей кучки», означало полную капитуляцию балетоманского лагеря перед русским симфоническим балетом, завоёванным Чайковским.

Ровно через год после премьеры «Раймонды» Глазунов подписал в кабинете Всеволожского новый контракт, согласившись сочинить для постановки в эрмитажном театре одноактный балет «Испытание Дамиса».

Эрмитажный театр был театром придворным – в роскошно отделанном, в стиле рококо, в зал допускались только «избранные», причем зрители, подчиняясь церемониалу, словно бы участвовали в своего рода «спектакле». «Зрительный зал наполнялся не постепенно, а сразу. Хозяева и гости – около трёхсот человек – входили в строгом порядке. Каждый соблюдал своё место в процессии соответственно рангу и чину, по тем же признакам занимал положенное место в амфитеатре… Красная бархатная обивка зала оттеняли желтоватый мрамор колонн. Мягкий свет ламп, спрятанных за карнизом, внезапно вспыхивал, преломляясь в драгоценных украшениях дам. Перья, кружево, золото мундиров – всё это переливалось, блестело, шуршало, аккомпанируя негромким звукам французской речи. Наконец зрители затихали, расположившись в рассчитанной группе на ступенях амфитеатра». Эта «придворная бутафория» распространялась и на музыкантов («непременной формой их одежды были красные с золотом камзолы, сильно напоминавшие лакейские ливреи»), и на репертуар (только мифологические и сказочные сюжеты). Во всём этом двор искал утешения от острых проблем русской жизни начала XX века. И директор императорских театров, как всегда озабоченный угодить двору, на сей раз остановился на романтической истории о знатной девушке, желавшей, чтобы её полюбили не за титул и богатство, а за красоту и добрый нрав, и потому устроившей своему жениху испытание.