ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 1313
Скачиваний: 0
«Пульчинелла»
Постановщик Леонид Мясин
Действие происходит на узкой улочке Неаполя. Вдалеке виден вулкан, возвышающийся над заливом, к которому ведёт улица. Крайний слева дом принадлежит Тарталье, в дочь которого, Розетту, влюблён молодой Кавиелло. В крайнем доме справа живёт Доктор – его дочь Прюденцу любит Флориндо.
Балет начинается с выхода Кавиелло и Флориндо – они не сводят глаз с домов своих возлюбленных. Вскоре из окон выглядывают Прюденца и Розетта. Поначалу они поощрительно улыбаются поклонникам, а затем обливают их водой. Доктор, заметив юношей, гонит их прочь.
Появляется Пульчинелла – знакомый персонаж с длинным, уныло повисшим красным носом. Он танцует на улице, аккомпанируя себе на маленькой скрипке. Его танец и музыка привлекают внимание девушек. Прюденца даже пытается обнять Пульчинеллу, но тот гонит её домой. Появляется Розетта, которую чинно сопровождает её отец Тарталья. Розетта сообщает отцу, что влюблена в Пульчинеллу и хочет выйти за него замуж. Отец возмущён любовью к такому уродцу, но Розетта ничего не желает слушать. Она пытается увлечь собой Пульчинеллу, но тот равнодушен к ней, как и к Прюденце. Розетта танцует перед ним. Очарованный Пульчинелла теперь сам целует её и приглашает потанцевать вместе.
Пимпинелла, жена Пульчинеллы, находит танцующую пару. Её муж уверяет, что ни в чём не виноват и по-прежнему любит только её. Поверив ему, Пимпинелла соглашается потанцевать с мужем.
За всем происходящим наблюдают два незадачливых кавалера – Кавиелло и Флориндо. Заметив, что и Розетта, и Прюденца неравнодушны к пульчинелле, они все себя от ярости. Их особенно возмущает то, что Пульчинелла посмел отвернуть любовь девушек.
Кавиелло и Флориндо вместе нападают на Пульчинеллу. Пимпинелла зовёт на помощь, из своих домов одновременно выбегают Розетта и Прюденца. Юноши скрываются, а беднягу Пульчинеллу окружают три женщины. Пытаясь ему помочь, они чуть не разрывают его на части.
Отцы девушек зовут их, и они возвращаются домой. Пульчинелла опять танцует с женой.
Этого момента и ждали Флориндо и Кавиелло. Они вновь появляются на улице, закутанные в чёрные плащи, со шпагами в руках. Пульчинелла не сразу замечает врагов, а, увидев, поспешно вталкивает жену в дом. Но сам не успевает скрыться за дверью, и двое юношей настигают его. Флориндо наносит смертельный удар шпагой. Убийцы удаляются. Однако Пульчинелла встаёт как в ни в чём не бывало, проходит по улице и исчезает.
Некоторое время сцена остаётся пустой. Внезапно случается нечто необыкновенное: выходят четыре маленьких Пульчинеллы, неся на плечах пятого – очевидно, погибшего. Положив труп на тротуар, Пульчинеллы танцуют.
Тарталья и Доктор вместе с дочерьми выходят на улицу, чтобы узнать, что сучилось. С ужасом увидев лежащего Пульчинеллу, девушки беспомощно хлопочут над ним. Доктор осматривает Пульчинеллу и объявляет, что тот мёртв.
К ним подходит колдун. Он уверяет девушек, что способен оживить Пульчинеллу. Четверо маленьких Пульчинелл и две девушки в тревоге ждут результата таинственных заклинаний. Двое отцов сидят поодаль, явно не веря в могущество колдуна. Колотя по телу Пульчинеллы кулаками, колдун приказывает ему ожить. Пульчинелла вдруг встаёт, зрители радуются. Две девушки объясняются Пульчинелле в любви.
Но их отцы не верят своим глазам. Желая убедить скептиков, колдун срывает с себя длинный плащ и парик: он и есть настоящий Пульчинелла! А труп изображал его друг Фурбо.
Фурбо и Пульчинелла хитростью заставляют двух отцов вернуться домой. На улице появляется Пимпинелла, но, увидев двух Пульчинелл, в страхе убегает прочь. Фурбо, который по-прежнему пребывает в обличье Пульчинеллы, догоняет её и приводит обратно.
Далее действие развивается с участием всех персонажей. Переодевшись в костюмы Пульчинеллы, Кавиелло и Флориндо пытаются возобновить романы с Розеттой и Прюденцей. Девушки охотно принимают их ухаживания. Пимпинелла, Розетта и Прюденца танцуют с тремя ненастоящими Пульчинеллами. А истинный Пульчинелла набрасывается на притворщиков. Его друг Фурбо поспешно переодевается в костюм колдуна, а тем временем Пульчинелла разоблачает двух других самозванцев на глазах у девушек.
Фурбо, переодевшийся колдуном, убеждает изумлённых Доктора и Тарталью выдать дочерей замуж за Флориндо и Кавиелло. Отцы соглашаются. Пульчинелла радостно танцует с Пимпинеллой, а колдун объявляет о браке двух других пар.
13 июня 1923 года осуществлена первая постановка кантаты с танцами «Свадебка» балетмейстером Брониславой Нижинской. Музыка и слова Игоря Стравинского, декорации и костюмы Наталии Гончаровой. Исполнители ведущих партий: Невеста – Фелия Дубровская, Жених - Леон Вуйциковский. Сюжет драматической кантаты Стравинского – «Свадебка» - старинный русский свадебный обряд. Вокальные партии исполняют стоящие на сцене певцы, а балетные композиции помогают создать законченное сценическое произведение.
«Свадебка»
Постановщик Бронислава Нижинская
ПЕРВАЯ КАРТИНА
Расплетение косы у невесты. Прежде чем поднимется занавес, слышится пение невесты. Декорации изображают интерьер русского крестьянского дома. Невеста стоит посреди сцены, рядом с матерью, окружённая подружками. Они пытаются успокоить невесту, которая печалиться, расставаясь с родным домом. Её пугает жизнь с человеком, который пока ей чужой, она чувствует ненависть к тем, кто уготовил ей этот брак. Женщины уверяют невесту, что свёкор примет её как родную дочь, что её жизнь пойдёт хорошо – как и прежде, в родительском доме. По просьбе невесты женщины расплетают и расчёсывают ей волосы. Они говорят, что возле дома радостно поют птицы. Почему же невеста не рада? Подруги просят Бога благословить её брак.
ВТОРАЯ КАРТИНА
Благословление жениха. Отец и друзья готовят жениха к свадьбе. Ему тоже расчёсывают волосы и смазывают их маслом. Все желают жениху удачи. Родители жениха и невесты вместе оплакивают потерю детей, которые уже выросли. Друзья этих семей, однако, поздравляют родителей с важным событием.
ТРЕТЬЯ КАРТИНА
Проводы невесты и свадьба. Подружки готовятся вывести невесту из дома и отвести в церковь, где уже ждёт жених. Они уверяют девушку, что сегодня она дивно хороша. В церкви жених прикладывается к кресту. Шафер объявляет, что жених готов приветствовать невесту. Гости одаривают жениха за любовь к родителям. Входит невеста, начинается свадебный обряд. Все поздравляют пару. Родители новобрачных плачут.
ЧЕТВЁРТАЯ КАРТИНА
Свадебный пир. Во время застолья отец невесты знакомит её с гостями. Мужчины объясняют, какие обязанности по дому она должна выполнять. Жениху напоминают о том, что он несёт ответственность за жену. Все пьют и веселятся.
Среди гостей выбирают супружескую пару постарше, чтобы согреть постель для новобрачных. Гости поднимают тост за молодых, после чего ведут их в спальню. Первая пара возвращается к гостям.
Гости собираются вокруг родителей новобрачных, сидящих у двери спальни. Муж поёт о своей любви к жене…
«Блудный сын» - балет в трёх картинах. Композитор – Сергей Прокофьев. Балетмейстер – Джордж Баланчин. Декорации и костюмы Жоржа Руо. Постановка осуществлена на сцене Театра Сары Бернар в Париже 21 мая 1929 года. Исполнители ведущих партий: Блудный сын – Сергей Лифарь, Сирена – Фелия Дубровская, Отец – Михаил Фёдоров. История Блудного сына взята из Библии. В балете эта причина изложена в драматическом ключе; некоторые подробности опущены, внесено несколько дополнений.