Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1247

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

В общем случае следует считать, что совокупный результат потребления состоит из двух частей: одна из них объединяет индивидуальные потребительские эффекты, другая представляет собой некий дополнительный эффект, обусловленный реализацией интересов общества как такового, социальный потребительский эффект. Собственно, сам факт удовлетворения специфических потребностей общества указывает на возможность возникновения дополнительного эффекта. Уточняя описанную картину, следует ответить на три ключевых вопроса: ЧТО есть результаты потребления, КОГДА они возникают и, наконец, КТО их присваивает?

Мы исходим из того, что в основе полезного результата, будь то индивидуальный или социальный потребительский эффект, в общем случае лежит потребление блага отдельными субъектами рынка. Более того, социальный эффект, который по природе своей суть дополнительный результат, формируется, как правило, только после получения индивидуальных потребительских выгод. Собственно, именно поэтому и лишь в данном смысле можно хронологически разделить эти качественно разные эффекты: индивидуальный эффект правомерно обозначить как первичный, а социальный эффект- как вторичный.

Разделив потребительские эффекты на первичный и вторичный, нужно разделить и сам процесс их формирования на две обособленные стадии. Это связано с тем, что между субъектами, присваивающими результаты потребления какого-либо блага (первичный и вторичный эффекты), объективно существуют качественные различия: в их присвоении участвуют как отдельные индивидуумы, так и общество в целом. Без ограничения общности анализа, мы исходим из того, что на каждой стадии результаты потребления не могут доставаться тем и другим одновременно. Они присваиваются либо отдельными индивидуумами, либо их совокупностью в целом. Собственно, это и есть мотив разделения рассматриваемого процесса на две стадии. Приведем два примера, демонстрирующих самый простой случай, когда в результате потребления блага возникает только один эффект: либо первичный, либо вторичный.

Пример 4.13

Модная одежда — можно констатировать наличие только первичного эффекта от ее приобретения (удовольствие и комфорт) и присвоение блага исключительно отдельными индивидуумами на первой стадии. Вторичный эффект здесь отсутствует, ибо потребление такой одежды кроме личного удовольствия не имеет иных последствий.


Пример 4.14

Национальная оборона — в этом случае, наоборот, можно говорить о наличии лишь вторичного эффекта (безопасность государства) и присвоении блага обществом на второй стадии. В данном случае отсутствует первичный эффект, т. к. само благо изначально предназначено исключительно для удовлетворения потребностей общества в целом и в принципе не может быть предметом потребления отдельных индивидуумов.

Существует, однако, и более общая ситуация. Мы имеем в виду такие товары и услуги, которые способны удовлетворять потребности как отдельных индивидуумов, так и общества в целом. В подобных обстоятельствах, собственно, и формируются упомянутые выше качественно разные эффекты. При этом особо подчеркнем наличие между ними явно выраженной причинно-следственной связи: социальный (вторичный) эффект, за исключением вырожденного случая, практически всегда появляется лишь после и в результате возникновения индивидуальных потребительских эффектов. Приведем и здесь пример, иллюстрирующий существование первичного и вторичного потребительских эффектов.

Пример 4.15

Библиотечные услуги — результаты их потребления проходят две стадии формирования. Во-первых, возникновение первичного эффекта (удовольствие и информация) и его присвоение на первой стадии отдельными индивидуумами — читателями. Во-вторых, отложенный во времени дополнительный эффект от чтения книг и его присвоение обществом как таковым. Речь идет о социальном эффекте, выражающемся в повышении образовательного или интеллектуального уровня населения, в приросте «человеческого капитала». Очевидно, что указанный эффект возникает на второй стадии лишь после и в результате реализации индивидуальных выгод.

Теперь можно ответить на вопросы, кем и когда присваиваются первичный и вторичный потребительские эффекты. По нашему мнению, первичный эффект присваивают исключительно индивидуальные субъекты рынка на первой стадии, а вторичный (социальный) эффект присваивается государством на второй стадии и проявляется он в некоем качественном улучшении общественной среды. Именно поэтому вторичный потребительский эффект касается всех участников рыночных отношений, всех членов общества. И в этом смысле социальный эффект проявляет классические свойства общественного товара', никто не может быть отстранен от преимуществ улучшения общественной среды и каждый может пользоваться ими в равной мере.


Обратим внимание еще на одну особенность социального эффекта. Будучи следствием реализации общественной потребности, не выявляемой в индивидуальных предпочтениях на первой стадии, социальный эффект (улучшение общественной среды) становится достоянием всех и каждого на второй стадии. Таким образом, деятельность государства, направленная на реализацию интересов общества как такового, создает для его членов возможности получения потенциальных или вторичных индивидуальных выгод. Продемонстрируем этот феномен на примере вакцинации населения.

Пример 4.16

Вакцинация населения (продолжение). Прежде всего, речь здесь идет о первичном эффекте (профилактика болезни) и его присвоении индивидуумами - покупателями вакцины. При этом вероятность заболевания уменьшается и у других субъектов рынка (феномен антиэпидемической экстерналии). Однако, пока количество потребителей вакцины не достигло критической массы, указанные экстерналии в условиях эпидемии не могут предотвратить угрозы заболевания тех людей, которые этой вакцины не имеют. Добиваясь удовлетворения общественной потребности, связанной с устранением такой угрозы, государство предоставляет субсидии производителям вакцины и обеспечивает тем самым необходимые масштабы вакцинации. Поэтому возникающий на второй стадии социальный эффект обуславливает качественное улучшение общественной среды в виде прекращения эпидемии и ведет к снижению уровня заболеваемости со всеми позитивными последствиями и вторичными выгодами для каждого члена общества, включая и тех, кто вакциной не пользовался.

Проведенный анализ формирования совокупного потребительского итога и двух его составляющих - индивидуального и социального эффектов дает основания для применения общей теоретической схемы к самым разным видам товаров и услуг. Такая возможность имеется, в частности, и в отношении интересующих нас социальных и коммунальных благ, обладающих, как уже отмечалось, особыми свойствами. Учитывая это, вновь вернемся к социальным благам и попытаемся выяснить их родовое отличие от коммунальных благ, которые в расширительной версии общественных товаров вместе с социальными благами входят в одну и ту же группу «общественных товаров».

Продолжая анализ результатов потребления, но теперь уже конкретных видов товаров и услуг, следует обратить внимание на общее и особенное в самом характере потребления и присвоения результатов потребления коммунальных благ, проявляющих свойства неисключаемости и несоперничества в потреблении, и социальных благ, имеющих социальную полезность. Формирование совокупного потребительского итога применительно к частным, коммунальным и социальным благам демонстрирует приведенная ниже схема 4.4.


Схема 4.4. результаты потребления товаров и услуг

Комментируя эту схему, обратим внимание на ее левую часть, демонстрирующую первую стадию формирования потребительского итога. Нетрудно заметить, что на этой стадии, где результаты потребления получают только индивидуумы, имеют место две разные формы присвоения первичного эффекта. В одном случае речь идет о делимых благах, результаты потребления которых присваивают отдельные индивидуумы независимо друг от друга (пример 4.13 — Модная одежд). В другом случае (Коммунальные блага] потребительский эффект также присваивается индивидуумами, но в силу свойств коммунальных благ только совместно и в равных количествах (пример 4.1 —Маяк).

Рассмотрение левой части схемы позволяет заметить общую закономерность. Если неисключаемость и несоперничество характерны для процесса потребления благ - именно данный феномен наблюдается по группе коммунальных благ, — то эти же свойства проявляются и в присвоении первичного потребительского эффекта. Иначе говоря, в присвоении результатов потребления любого нога блага наблюдаются те же свойства, которые присущи и самому процессу потребления коммунального блага. Поэтому в зависимости от контекста указанные свойства можно рассматривать применительно и к потреблению данного блага, и к присвоению первичного эффекта от его потребления. Теперь о правой части схемы. Она характеризует вторую стадию, где результаты потребления, связанные с удовлетворением потребностей общества как такового, присваиваются совокупностью индивидуумов в целом. В отличие от первой стадии здесь имеет место лишь один способ присвоения вторичного эффекта, вне зависимости от того, является благо делимым, коммунальным или социальным. Во всех случаях речь идет о присвоении вторичного эффекта только сообществом индивидуумов как таковым. Данный потребительский эффект «доходит» впоследствии и до индивидуумов, но лишь опосредствованно, через результаты деятельности государства. В этом смысле делите и коммунальные товары, а также социальные блага ничем друг от друга не отличаются. Приведем и здесь несколько конкретных примеров.

Пример 4.17

Театральные услуги — делимое благо. Этот пример демонстрирует благо, имеющее индивидуальную и социальную полезность и порождающее два потребительских эффекта. Во-первых, имеет место первичный эффект (удовольствие и информация) и его персональное присвоение присутствующими на спектакле зрителями. При этом, несмотря на коллективный характер просмотра спектакля, потребление данной услуги и соответствующее присвоение первичного эффекта носят индивидуальный характер. Во-вторых, речь идет об отложенном во времени вторичном эффекте от просмотра спектаклей и его присвоении государством в виде интеллектуального развития населения и соответствующего прироста общественного капитала. Именно в этой превращенной форме, опосредствованной государством, вторичный социальный эффект театральной деятельности становится доступен для всех членов общества. Никто не может быть отстранен от качественного улучшения общественной среды и нет никакого соперничества за использование приращения культурного потенциала общества.


Пример 4.18

Сеть шоссейных дорог - коммунальные блага. В данном примере представлено коммунальное благо, но в отличие от маяка, порождающее два вида потребительского эффекта. Нетрудно заметить, в частности, что это многократно упоминаемое в учебниках благо проявляет свойства неисключаемости и несоперничества в потреблении. Кроме вырожденного случая «дорожных пробок», каждый дополнительно проезжающий автомобиль не ограничивает возможности других водителей и без специальных мер никому из них не может быть закрыт проезд по дороге. Именно эти свойства данного блага обуславливают и форму присвоения индивидуумами первичного потребительского эффекта от использования шоссейных дорог. Кроме того, здесь, так же как и в театральном примере, присутствует вторичный социальный эффект, обусловленный удовлетворением специфической потребности общества в развитии транспортной инфраструктуры. Данный эффект обеспечивает улучшение общественной среды и уже в этом своем качестве, проявляя свойство коммунальности становится достоянием всех членов общества.

Пример 4.19

Культурное наследие — социальное благо. В данном примере, как и в случае с национальной обороной (пример 4.14), речь идет о ситуации, когда спрос на сохранение наследия предъявляет исключительно государство. С учетом этого можно утверждать, что работы по консервации и реставрации памятников культуры порождают лишь вторичный потребительский эффект, присваиваемый обществом в целом. И точно так же, как и в двух предыдущих примерах, удовлетворение общественных потребностей в сохранении наследия приводит к накоплению культурного потенциала общества. Проявляя свойство коммунальности, он становится доступен каждому члену общества.

Рассматривая в целом приведенную выше схему формирования результатов потребления товаров и услуг, надо подчеркнуть, что далеко не всем благам присущи оба потребительских эффекта. Подавляющая их масса порождает лишь первичный эффект потребления. Этот частный случай остается для многих экономистов единственным, ибо в стандартной модели рынка вторичного эффекта потребления просто не существует. Таким же частным случаем является и другая крайняя ситуация, связанная с отсутствием первичного эффекта. Речь идет о социальных благах, изначально не предназначенных для потребления отдельными индивидуумами, а потому и вовсе не имеющих первичного эффекта.