ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1334
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры и массовых коммуникаций рф
Глава 1. От натурального хозяйства к рынку
Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда
Глава 3 Государство в смешанной экономике
Раздел II Экономическая теория культурной деятельности
Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики
Глава 6 Экономическая социодинамика
На производство культурных благ
Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры
Глава 9 Правовые основы экономики культуры
В культуре и промышленности (Российская Федерация)7
Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда
Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры
Глава 13 Государственные расходы на культуру
По состоянию на начало 2005 г.
Оценка полезности творческого труда со стороны конкретных организаций культуры происходит, как мы уже говорили, и до и после процесса производства. При этом априорная оценка в некоторой степени отражается в тарифной части заработной платы. Конечно, она является прежде всего объектом воздействия государства. Но и работодатель, присваивая разряды конкретным работникам, определяя их тарифы и оклады, также влияет на тарифную заработную плату. Та ее часть, которая превышает гарантированный минимум, является объектом совместного управления государства и организаций культуры.
Апостериорная оценка количества и качества труда отражается, главным образом, в надтарифной части заработной платы. Уровень последней зависит от результатов работы творческого коллектива, доходов, которые он получает, и от того, какую их часть может направить на оплату труда, а также от результатов работы самого работника. В отличие от государства организации культуры вступают в распределительные отношения с каждым работником. Их роль в вопросах распределения своих доходов и дифференциации дополнительной оплаты труда зависит от политической и экономической системы управления, принятой в стране. Но при любой системе регулирующая роль государства распространяется и на надтарифную часть заработной платы если не прямым, то косвенным образом — через финансовую, налоговую и ценовую политику.
Активная роль государства на рынке труда не ограничивается участием в формировании уровня заработной платы. Социальная составляющая цены труда была бы неполной без затрат государства, связанных с пенсионным обеспечением и другими формами социальной защиты. Эти затраты могут осуществлять и организации (предприятия, фирмы), и государство. При этом государство законодательно устанавливает уровень обязательных отчислений в фонды социального и медицинского страхования и пенсионный фонд, определяет величину и условия выплат из этих фондов и порядок пользования социальными льготами.
Оплата социальной полезности рабочих мест (социальная составляющая цены) осуществляется в разных формах. Так, выделяя соответствующие финансовые средства организациям культуры, государство оплачивает не только социальную полезность результатов производства, хранения, распространения и потребления культурных благ, но и социальную полезность рабочих мест, связанных с деятельностью этих организаций. Кроме того, бюджетные ассигнования, направленные на создание рабочих мест, программы по занятости (содержание служб занятости, выплата пособий по безработице и т. п.), являются дополнительными издержками государства или, по его требованию, организаций культуры, обусловленными реализацией интересов общества в этой области.
Зарплата, пенсии, социальные льготы, ассигнования из бюджета на программы занятости и т. п. являются отражением оценки товаров на рынке труда обществом и самостоятельными субъектами хозяйствования и должны решать две противоположные задачи: обеспечивать социально-экономическую защищенность работников общественно признанных профессий и стимулировать их эффективную работу.
8.3
Специфика рынка капитала (основных фондов). Повторим: в рамках культурной деятельности можно определить несколько сфер, в которых рыночный механизм имеет свою специфику. Одной из них является рынок капитала, в частности основных фондов организаций культуры. Объектами предложения на этом рынке являются здания и сооружения, приспособленные для использования театральными, концертными или цирковыми коллективами, музеями и библиотеками и т. п., а также необходимое для их деятельности оборудование.
Оснащение организаций культуры основными фондами имеет свои особенности. Чаще всего при инвестициях в основные фонды издержки производства культурных благ либо просто возрастают, либо снижаются явно медленнее, чем увеличивается стоимость фондов. Это связано с тем, что развитие материально-технической базы указанных организаций осуществляется, главным образом, за счет расширения и совершенствования пассивной части основных фондов - зданий и сооружений.
С другой стороны, рост фондовооруженности, хотя и не заменяет труд в этой сфере (и даже может привести к Увеличению обслуживающего персонала для эксплуатации сложной техники), но способствует повышению эффективности его использования за счет расширения возможностей воздействия на потребителя. Все это означает, что рост издержек производства культурных благ, связанный с инвестициями в основные фонды организаций культуры, обуславливает, как правило, повышение качества продуктов культуры.
Заметим здесь, что стандартный рыночный механизм требует, как известно, наличия достаточно большого числа однородных товаров. Между тем в рассматриваемой сфере данное условие кажется невыполнимым. Например, театрально-концертные, музейные здания и цирки, как правило, уникальны, существуют в небольшом количестве, функционируют в ограниченном пространстве. И чаще всего организации культуры соседнего населенного пункта не могут вступить в конкуренцию и участвовать в формировании спроса и предложения. В некоторой степени это может относиться и к оборудованию, изготовленному специально для конкретного театрального, концертного или циркового здания, музея либо библиотеки.
Все это обуславливает неоднородность рынка. Дефицит основных фондов в одном населенном пункте может существовать одновременно с их избытком в другом. Во многом это определяется сложившейся сетью существующих организаций культуры, но в то же время ситуация может изменяться и в соответствии с существующим спросом со стороны отдельных творческих коллективов. Отсутствие таковых в определенный момент времени приводит к избытку предложения на рынке основных фондов и вызывает падение их цены (в первую очередь, понижается арендная плата, которая более мобильно реагирует на изменение ситуации на рынке, чем цена продажи). И наоборот, дефицит основных фондов приводит к возникновению монополии владельцев, которые получают возможность взвинчивать цены на собственность, находящуюся в их управлении.
Субъектами экономических отношений (продавцами и покупателями) на этом специфическом рынке выступают: государство в лице федеральных и региональных органов культуры, общественные организации, предприятия, частные лица и сами организации культуры, вне зависимости от их организационно-правового статуса. Причем процесс купли-продажи может осуществляться в самых различных формах. Это может быть непосредственно продажа и переход прав собственности в другие руки, это может быть аренда помещений на различных условиях, а также аренда с правом выкупа — лизинг и т. п.
Для того чтобы можно было легче понять, из чего складывается и как формируется цена основных фондов на рынке капитала, целесообразно рассмотреть своего рода цикл их функционирования, включающий в себя:
- создание основных фондов (строительство зданий и сооружений, производство соответствующего оборудования);
- текущую эксплуатацию основных фондов;
- капитальный ремонт, восстановление и реставрацию основных фондов.
Участниками первой стадии цикла являются специализированные строительные организации и предприятия материально-технического снабжения, изготовляющие оборудование для организаций культуры. Заказчиком этих работ может быть общество в лице государственных, общественных и других организаций или частное лицо. На этом этапе стоимость фондов определяется суммой затрат на их строительство или производство, которая, в свою очередь, кроме издержек производства, также зависит от платежеспособного спроса на основные фонды со стороны заказчиков и предложения строительно-монтажных организаций, предприятий специализированной промышленности.
Поскольку законы этого рынка идентичны законам рынка в реальном секторе экономики, будем считать цену производства известной величиной, с которой основные фонды попадают на собственный рынок. Цена на этом рынке формируется уже с учетом будущих доходов организации культуры и величины их эксплуатационных расходов, необходимых для содержания зданий и оборудования. Кроме того, на эту цену оказывают влияние величина спроса, т. е. наличие организаций культуры или отдельных коллективов, нуждающихся в помещении, а также платежеспособность указанных производителей культурных благ.
Эти показатели зависят от множества факторов, основные из которых можно сгруппировать следующим образом. Первая группа факторов достаточно стабильна и поддается измерению. В нее входят:
количественные характеристики (общая площадь здания, коммерческая вместимость зрительного зала, площади экспозиционных помещений и т. п.);
качественные характеристики помещений, оборудования и вспомогательных служб, стоимость их эксплуатации;
территориальное положение здания, численность и состав жителей населенного пункта и т. д. (т. е. характеристики потенциального зрительского спроса).
Вторая группа факторов (условия аренды и кредитования, состав и величина налогов, страхование и т. п.) достаточно изменчива, причем по разным причинам экономического или политического характера. Гораздо более сложной для измерения является третья группа факторов, отражающая социальную значимость, социальную полезность культурной деятельности, осуществляемой именно данной организацией в это время и в этом месте. Указанный фактор может стать решающим и обусловить, например, безвозмездную передачу основных фондов в пользование или даже в собственность какой-либо организации культуры. В целом же величина спроса зависит от таких факторов, как наличие организаций культуры, имеющих потребность в помещении; наличие у них источников финансирования или собственных финансовых средств; соответствие их деятельности социальным задачам общества, что обуславливает поддержку государства.
Вторая стадия цикла может показаться выходящей за рамки рынка основных фондов, т. к. факт купли-продажи уже свершился, фонды получили свою цену, и то, что происходит с ними потом, уже не представляется важным. На самом же деле процесс купли-продажи на этом этапе не кончается. Одной из особенностей основных фондов организаций культуры является то, что они регулярно сдаются в аренду, и на разных условиях, постоянно оставаясь, таким образом, на рынке. В некотором смысле меняющийся показатель арендной платы может рассматриваться как оценка спроса на эти фонды.
Кроме того, именно производство и потребление конечного продукта — соответствующих культурных благ - играет существенную роль в формировании спроса и предложения и установления, в конечном счете, рыночного равновесия. Так, будущие доходы организаций культуры главным образом зависят от посещаемости спектаклей, концертов, представлений или музейных экспозиций. Этот фактор оказывает влияние на величину спроса и одновременно определяет платежеспособность самой организации культуры. С другой стороны, производимые культурные блага в очень большой степени определяют социальную полезность результатов деятельности данной организации культуры, а значит, величину ее поддержки со стороны государства.
При этом особенности культурных благ обуславливают и специфику экономического равновесия на рынке основных фондов. Дело в том, что необходимость творческого поиска, а следовательно и право на неуспех у зрителей, являются законом существования искусства и, в свою очередь, приводят к неполной заполняемости зрительного зала (что в определенных рамках является нормальным). А это означает возможность дисбаланса между предложением и спросом (если за единицу продукта принимать место в зрительном зале). К такому же результату приводит и необходимость в помещениях, оборудовании, не используемых в данный момент (в связи с особенностями репертуара, сезонностью работы и т. д.).
Последняя стадия цикла - капитальный ремонт и восстановление основных фондов, которые позволяют им вновь возвращаться на рынок с прежней или даже возросшей стоимостью. При создании ремонтного фонда необходимо:
решить, каковы источники создания ремонтного фонда (амортизация, целевые дотации, субсидии других организаций, собственные отчисления и т. д.);
выбрать методы исчисления собственных средств, направляемых в ремонтный фонд;
определить направления использования ремонтного фонда (капитальный ремонт, восстановление, реставрация);
решить проблемы собственности вновь созданных фондов.
В материальном производстве амортизационный фонд формируется из отчислений от реализации созданной продукции. В данной же сфере доходы организаций культуры представляют собой сумму доходов от продажи культурных услуг населению и бюджетных ассигнований, выделяемых государством. Поэтому и равновесие на этом специфическом рынке формируется при участии государства, которое в обмен на социальную полезность культурных благ выделяет субсидии для покрытия части издержек организаций культуры и, в частности, для создания их амортизационного фонда. Еще до недавнего времени это происходило в виде освобождения указанных организаций от амортизационных отчислений и выделения этих средств из государственного бюджета целевым назначением.