Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1351

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Кривая предложения отражает связь между ценой на конкретный вид труда и объемом его предложения. Она по сути является «кривой средних издержек на труд со стороны фирмы; каждая точка на ней показывает ставку заработной платы (издержки) одного рабочего, которую следует платить для привлечения соответствующего числа рабочих». Кривая предложения труда носит восходящий характер. И связано это с тем, что «она является кривой издержек упущенных возможностей. Чтобы привлечь рабочих на определенные рабочие места, ставка заработной платы должна покрывать издержки упущенных возможностей альтернативного использования времени либо на других рынках труда, либо в домашнем хозяйстве, либо на отдых. Повышение заработной платы привлекает больше людей на данное рабочее место — людей, которых не привлекала низкая заработная плата, ибо их издержки упущенных возможностей были слишком высоки».

Можно предположить, что эти же законы распространяются и на труд в сфере культуры: спрос на него выше, когда ставки заработной платы ниже, и наоборот, рост оплаты труда стимулирует его предложение. Правда, считается, что кривая предложения имеет восходящий характер при относительно низком уровне заработной платы. Если же она продолжает расти, то достигается такая точка, после которой работники предпочитают свободное время увеличению личного дохода. В этом случае кривая будет иметь загибающийся характер. Учитывая достаточно низкий уровень заработной платы в сфере культуры, этот случай рассматривать не будем и обратимся к анализу классического равновесия на рынке труда (рис. 8.1).

Рис.8.1 Классическая модель равновесия на рынке труда

На приведенном рисунке показаны кривая спроса D и предложения S. Точка их пересечения A является точкой равновесия, в которой цена предложения совпадает с ценой спроса РА, или, иначе, ставка заработной платы и, соответственно, предельные издержки на труд равны его предельному продукту в денежном выражении. При любой ставке заработной платы, превышающей равновесную, величина предложения рабочей силы будет больше величины спроса, т. е. возникает избыток этого товара. И наоборот, при ставке ниже равновесной появляется дефицит рабочей силы. В обоих случаях несоответствие спроса и предложения ведет к изменениям цены труда. В конечном счете она устанавливается на уровне, при котором решения продавцов о продаже и решения покупателей о покупке рабочей силы взаимно согласуются. В точке равновесия цена предложения равна цене спроса, которая обуславливает и равновесный уровень занятости QA. До этой точки (на отрезке OQA) каждой организации выгодно нанимать работников. Когда же их численность превосходит уровень QА, затраты на трудовые ресурсы превышают доходы от них, что ведет к неэффективному использованию рабочей силы и неоправданной убыточности.


На приведенном рисунке, однако, показана лишь классическая модель равновесия, где все потребности в труде сводятся к агрегату потребностей покупателей рабочей силы. На практике же мы имеем дело с рынком, который погружен в среду экономической социодинамики. В этих общих условиях многие товары кроме индивидуальной имеют еще и социальную полезность. Именно к таким особым товарам относится труд в сфере культуры. Наряду с трудом в сфере науки, образования, иных отраслях социального сектора труд в рамках культурной деятельности является источником нематериальных форм национального богатства. Создавая художественные ценности, он удовлетворяет потребности общества как такового в нравственном и интеллектуальном развитии человека, развивая тем самым производственные потенции человека — его общую культуру, способности, знания, навыки, опыт.

Социальной полезностью обладает и параллельный товар на рынке труда - рабочие места. Их наличие обеспечивает людям, владеющим соответствующими специальностями, занятость и доходы, а значит - самостоятельность, нормальные условия жизнедеятельности, уверенность в завтрашнем дне. Потребности такого рода являются базовыми для любого общества и применительно к любым его профессиональным группам. Удовлетворение потребностей людей в рабочих местах обеспечивает нормальное развитие потребительского рынка и всей экономики страны, гарантирует обществу спокойствие и ограждает его от социальных катаклизмов.

В соответствии с концепцией экономической социодинамики наличие социальной полезности товаров на Рынке труда обуславливает деятельность еще одного участника рыночных сделок - государства, которое воздействует на формирующееся равновесие. Последнее складывается здесь тогда, когда оплачена не только индивидуальная полезность товаров на рынке труда для работников и работодателей, но и социальная полезность, связанная с реализацией потребностей общества в создании и сохранении рабочих мест в сфере культуры, поддержании определенного уровня занятости соответствующих специалистов, удовлетворении материальных, социальных и духовных потребностей работников и их семей на протяжении всей жизни, включая и нетрудоспособный возраст.

Государство на рынке труда. Границы и меру участия государства на рынках смешанных благ, обладающих индивидуальной и социальной полезностями, определяет их соотношение. Известно, что предельная социальная полезность факторов производства имеет базовый характер и начинает замещать предельную индивидуальную полезность с момента возникновения самого государства. Это относится к земле, любому виду живого труда, к деньгам и всем иным формам капитала. Но живой труд, или, точнее говоря, рабочая сила, — это специфический товар, который существует в самом работнике, неотделим от него. Это сдвигает соотношение полезностей в пользу социальной, а значит, и усиливает необходимость активного участия государства на пространстве трудовых отношений.


Труд в сфере культуры — еще более специфический товар. В контексте наших рассуждений обратим внимание на затруднительность, а часто и невозможность перелива труда между отдельными рынками. Это связано с тем, что выбор места работы в территориальном и профессиональном плане здесь крайне ограничен. Узкая специализация работников делает практически невозможным перераспределение трудовых ресурсов между разными видами культурной деятельности (например, музеями и клубами, библиотеками и концертными организациями, театрами и цирками), внутри них (между музыкальными и драматическими театрами, филармонической и эстрадной деятельностью, литературными музеями и музеями прикладного искусства и пр.) и даже в рамках одного коллектива (например, в симфоническом оркестре между разными инструментальными группами). Но и там, где переход не связан со сменой специализации, коллективный характер труда, требования, предъявляемые к работнику с точки зрения творческих, научных, мировоззренческих позиций коллектива, накладывают дополнительные ограничения на его мобильность.

Особенности труда в сфере культуры обуславливают и другие ограничения его мобильности. Так, высокая квалификация и узкая специализация работников снижают возможности их перехода в другие профессии. Перечень последних, как правило, невелик: административная работа в учреждениях культуры, преподавание в специальных учебных заведениях, работа в самодеятельных творческих коллективах и кружках. А возможности перемещения рабочей силы в другие отрасли (и наоборот) в рамках своей профессии также ограничены. Ведь соответствующие профессии есть лишь в немногих смежных подотраслях, таких как шоу-бизнес, кино, телевидение и радио.

Обратим внимание еще на одно обстоятельство, обуславливающее специфику экономического равновесия на рынке творческого труда. На самом деле речь идет о сложной структуре множества рынков. Напомним, что вся совокупность работников состоит из неконкурирующих между собой групп или единичных товаров, удовлетворяющих соответствующие потребности покупателей. Подчеркнем здесь, что предложение каждого единичного товара и спрос на него представляют собой отдельные рынки труда с разной степенью сбалансированности. На одних рынках мы имеем дело с дефицитом рабочей силы и элементами монополии продавцов, на других - с ее избытком и элементами монополии покупателей. В том и в другом случае снижаются возможности конкуренции и смещается точка равновесия.


Таким образом, можно утверждать, что сущность труда как смешанного блага и специфика труда создателей культурных ценностей обуславливают самую высокую активность государства на рынке труда в сфере культуры. Желая реализовать свои специфические интересы, в данном случае выраженные в наиболее важных стратегических целях культурной политики, государство устанавливает особые правила для использования труда и рабочих мест в сфере культуры. При этом оно обменивает имеющиеся в его распоряжении бюджетные средства на их социальную полезность товаров рынка труда. Учитывая это, вернемся к проблеме Равновесия, добавляя в классическую модель еще одного Участника - государство. Рассмотрим в связи с этим следующий график (рис. 8.2)

Рис. 8.2 Равновесие на рынке труда с учетом государства

На приведенном рисунке кроме кривой агрегированного спроса индивидуальных покупателей рабочей силы (фирм, предприятий) D1 появилась кривая, отражающая интересы государства на рынке труда DS.. Последняя показывает зависимость уровня цены P, которую готово платить государство за каждую дополнительную единицу вводимого фактора производства, в данном случае — труда. Суммируя эти две кривые (метод вертикального суммирования), мы получаем кривую совокупного спроса, учитывающего интересы индивидуальных покупателей рабочей силы и государства. В этом случае равновесие Линдаля реализуется в точке L, где пересекаются кривая предложения S и кривая совокупного спроса D. В этой точке и агрегированный индивидуальный покупатель рабочей силы и государство потребляют одинаковое количество блага QL. по цене PL, равной сумме персонифицированных цен Р1 и PS. При этом первый субъект предъявляет спрос на рабочую силу в объеме P1QL, а второй - в объеме PSQL. Иначе говоря, в точке равновесия выполняется равенствоS(QL)=P1QL+PSQL. Цена, оплачиваемая государством PS, соответствует предельной социальной полезности рабочей силы Q и отражает ту часть бюджетных ресурсов государства (в том числе налоговых доходов), которая расходуется на реализацию социального интереса DS/.


Экономическая природа цены труда. Оценка социальной полезности труда в сфере культуры происходит априори, еще до процесса производства продукта, независимо от степени общественного признания результатов труда коллективов и их отдельных членов. В данном случае в качестве цены выступает или гарантированный минимум заработной платы, обязательный для организаций всех видов собственности, или тарифы и оклады в государственном секторе. Они в той или иной форме гарантированы государством.

Уровень тарифной заработной платы во многом обусловлен материальным богатством страны. В каждый данный момент времени возможности удовлетворения общественной потребности в творческом труде и его результатах ограничены финансовыми ресурсами государства. Но не только их наличие определяет цену, которую платит общество за потребляемый им полезный эффект труда в культуре. Не менее важную роль играет распределение ресурсов, которое, в свою очередь, зависит от потребностей общества в культурных благах и его целевых установок на этот счет.

Одним словом, оценка полезности труда в сфере культуры является отражением не только меры богатства государства, но и его культурной политики. В области труда она проявляется в централизованном регулировании уровня заработной платы посредством общегосударственной системы тарификации и нормирования труда, которая в разные исторические периоды может быть более или менее жесткой, а также в установлении гарантированного минимального уровня заработной платы на основе таких показателей, как минимальная и средняя «корзина потребления» и прожиточный минимум.

Увеличение минимальной ставки заработной платы приводит, в частности, к повышению издержек организаций и, как следствие, к уменьшению размера прибыли или увеличению убытков. В результате сокращаются налоговые поступления в бюджет государства от коммерческих предприятий и растут дотации некоммерческим организациям. Поддерживая доходы экономически слабых, государево стремится к социальной стабильности общества и платит за это потерей части своих бюджетных средств. Уменьшение доходов предпринимателей также «обменивается» на социальный эффект, но присваиваемый ими уже не как индивидуальными субъектами рынка, а как членами соответствующей социальной группы и общества в целом. Потери государственного бюджета при регулировании уровня оплаты труда являются одной из форм оплаты социальной полезности рабочей силы в сфере культуры.