Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

По существующему положению государство не имеет обязательств перед организациями культуры по выделению средств на реновацию основных фондов, а также на их капитальный ремонт. Следовательно, нет с его стороны и гарантий, что по истечении срока функционирования тех или иных фондов они будут обновлены. Однако с изменением условий хозяйствования участие государства в формировании амортизационного фонда может осуществляться и в других формах, например, посредством включения амортизационных средств в сумму бюджетных ассигнований и т. п. При этом необходимо учесть, что здания, в которых расположены организации культуры, очень часто являются памятниками культуры и потому не имеют срока службы. Следовательно, необходим особый механизм получения средств, который гарантировал бы сохранение для общества этих памятников.

Потребительский спрос в рассматриваемой сфере можно разделить на ряд видов, связанных с арендой помещения на одно выступление того или иного сценического коллектива, с арендой на небольшой период (до нескольких месяцев), с длительной арендой здания (возможно, лизинг), с продажей помещения и оборудования.

При этом у каждого вида потребления основных фондов есть свои особенности. Так, для отдельного выступления предложение обычно шире, чем для всех остальных видов аренды. В этом случае владелец фондов, как правило, берет на себя все эксплуатационные расходы, что подразумевает их компенсацию при установлении размера арендной платы. Рыночный сегмент потребителей, аудитория такого выступления обычно известна заранее, что облегчает определение суммы будущих доходов. Спрос на этот вид аренды отличается мобильностью и может быть достаточно массовым.

Для гастрольных выступлений помещение заранее снимается на определенный срок. При этом арендующая сторона может принимать на себя некоторые обязательства по эксплуатации зданий и оборудования (но амортизацию фондов оплачивает принимающая сторона). Аудитория будущих спектаклей, концертов или представлений менее прогнозируема, а потому величина предполагаемого дохода от деятельности является менее определенной. В целом этот рынок уже предыдущего. Удельный доход принимающей стороны может быть ниже, чем в предыдущем случае, однако он гарантирован на некоторый период. Можно предположить, что арендная плата в данном случае будет также несколько ниже.

Принципиально другая ситуация складывается при аренде здания для длительной работы в данном городе. На арендатора перекладываются все обязанности по эксплуатации, ремонту и восстановлению здания и оборудования. Получать доход он может, сдавая это помещение на короткий срок другим коллективам (например, во время собственных гастролей). В данном случае несколько меняется и вид государственной поддержки. С помощью системы налоговых льгот, целевых дотаций и т. п. государство помогает содержать основные фонды организаций культуры. В этом случае в ставке арендной платы фактор экономической заинтересованности участвует меньше, чем в предыдущих вариантах. Социальный фактор действует сильнее и в условиях дефицита производства культурных благ. При насыщении же рынка соответствующими благами ситуация меняется, и общество уменьшает свое влияние на цену аренды основных фондов.


Формирование цены при продаже основных фондов в собственность юридическим и физическим лицам зависит от тех же факторов, что и аренда помещения на длительный срок. Важную роль здесь играет износ здания и оборудования, срок функционирования фондов, потребности в ремонте, восстановлении и реставрации. При этом государство определяет условия передачи основных фондов в собственность. Устанавливая определенные ограничения на процессы приватизации, оно регулирует и сам характер рыночного оборота средств культурного производства.

Заметим здесь, что платежеспособность спроса на основные фонды зависит как от потребительского спроса на культурные блага, так и от средств, выделяемых государством на поддержку культурной деятельности. Кредитная политика, налоговые льготы, целевые бюджетные ассигнования могут способствовать тому, что основные фонды будут приобретаться или сниматься в аренду самими организациями культуры. При этом для всех видов аренды и продажи основных фондов необходимо определить, какие факторы становятся решающими при установлении соответствующей цены, каким образом государственная поддержка может способствовать установлению равновесия или изменять его, стимулируя продавцов или покупателей на соответствующем рынке.

Хронический недостаток средств на строительство и ремонт, произвол в их распределении, необоснованное размещение сети организаций культуры привели к тому, что неравномерность дислокации сочетается с высокой степенью износа (как физического, так и морального) зданий и оборудования. Учитывая это, подчеркнем, что развитие материальной базы культуры должно происходить по двум направлениям. Во-первых, следует повышать уровень обеспеченности населения культурными благами, для чего необходимо строить новые здания. Во-вторых, нужно постоянное обновление существующих фондов, которое происходит как за счет капитального ремонта, реновации, так и увеличения размера выбытия.

Все показатели развития материальной базы культуры оказываются тесно связаны между собой. Так, выделение из государственного бюджета средств на строительство новых зданий прямо влияет на уровень морального и физического износа используемых фондов, составлявший в середине 80-х гг. от 28 до 55%12. Можно только предположить реальный износ указанных фондов к настоящему времени, когда новое строительство в сфере культуры почти не ведется, а капитальный ремонт и реставрация существующих зданий за неимением средств почти полностью приостановлены. При этом на размеры выбытия оказывает влияние и уровень обеспеченности населения соответствующими благами.


Известно, что в соотношении спроса и предложения цены играют ключевую роль. «При изменении цен и продавцы и покупатели меняют свое поведение, чтобы "воспользоваться выгодами" новой ситуации, о которой сигнализируют новые цены. Именно это приводит рынки в равновесие и превращает достижение собственных целей в сотрудничество». «Фиксация цен равносильна отключению механизма социальной координации». Долгие годы именно это происходило в отечественной культуре, в результате чего многие здания не использовались в полной мере из-за невыгодности сдачи их в аренду по фиксированным ценам. В то же время многие коллективы не могли получить зал, даже когда они готовы были заплатить запрашиваемую цену — возник дефицит фондов при их неполном использовании.

С развитием рыночных отношений в культуре часто возникает другая проблема — проблема редкости. Залы для спектаклей, концертов и цирковых представлений должны удовлетворять определенным требованиям. Стоимость же их строительства столь высока, что превращает в событие ввод каждого нового здания культурного назначения. Но если благо является редким, его приходится распределять, т. е. предоставлять помещения в соответствии с некоторыми критериями отбора, что означает появление своеобразной конкуренции.

В рассматриваемой сфере мы сталкиваемся с конкуренцией организаций культуры за право использовать основные фонды. И критерии отбора здесь зависят не только от готовности платить деньги за аренду, но и от социальной полезности результатов деятельности того или иного потребителя фондов. Однако для разных видов аренды роль платы будет различной. Если для разовой или краткосрочной аренды доходы сдающей организации играют решающую роль, то для долгосрочной аренды и продажи фондов большую роль будет играть социальная полезность дальнейшего использования фондов. И все же конкуренция между покупателями, как правило, приводит к повышению цены редкого блага. Надо учитывать, правда, что увеличение спроса на помещение может повысить затраты на его приобретение (аренду) лишь постольку, поскольку не вызывает роста величины предложения.

Посмотрим, что происходит с равновесными ценами фондов по мере увеличения спроса на них, и наоборот, какова ценовая эластичность спроса для различных видов аренды и покупки фондов. При разовой аренде предложение может существенно увеличиваться за счет приспособленных помещений. В то же время падение спроса не является катастрофой для владельцев зданий. У них существует ряд альтернативных возможностей для использования тех же помещений. То есть равновесная цена в этом случае меньше подвержена колебаниям, чем при других формах спроса.


Если же возможности предложения исчерпаны и цены все же повышаются с ростом спроса, то величина спроса, по всей вероятности, будет достаточно чутко на них реагировать до тех пор, пока выступление будет приносить доход (или, по крайней мере, не будет убыточным), т. к. экономическая заинтересованность коллектива является здесь определяющей. В целом можно предположить, что спрос эластичен на определенном ценовом отрезке.

При краткосрочной аренде рост предложения ограничен из-за более высоких требований к помещению. Однако существуют и возможности расширить предложение. А именно - можно изменить маршрут гастролей. В конкуренцию тогда вступают театральные, концертные и другие приспособленные здания разных городов, областей, республик. При этом существенную роль играет степень ограниченности рынка. Наличие больших перепадов в ценах на одинаковые (по коммерческой вместимости) здания снижает эластичность спроса. Высокая социальная значимость гастрольной деятельности обуславливает возрастание роли государства в формировании соответствующих цен. По этой причине и эластичность потребительского спроса должна быть невысокой. Повсеместное сворачивание гастролей, наблюдаемое сегодня, лишний раз свидетельствует о недостаточной общественной поддержке этого вида культурной деятельности.

При длительной аренде (лизинге) колебания спроса и предложения очень незначительны. Увеличение спроса означает появление новых организаций культуры, претендующих на определенное здание. Рост предложения — строительство новых зданий. То и другое - события в жизни региона. И главную роль в распределении здесь играют не цены, а социальный фактор. Так что можно предположить, что для этого вида аренды спрос по цене не эластичен.

Цена основных фондов формируется на общем рынке недвижимости. Если исключить социальный фактор, то цена на основные фонды будет зависеть и от предельных затрат на переброску ресурсов из сферы их нынешнего приложения в производство того блага (здания, оборудования культурного назначения), на которое увеличился спрос. Усложняют ситуацию высокие сроки строительства подобных зданий. Правда, в конкуренцию могут вступить и уже построенные здания, нуждающиеся в реконструкции или перестройке, но количество их очень невелико. Это приводит к выводу, что, хотя и существует теоретическая возможность создания новых основных фондов, все же на практике возможности расширения предложения явно ограничены, а спрос в данном случае высоко эластичен.


Утверждение о том, что для рыночного хозяйства характерно усреднение потребностей, в то время как в культуре особенно ценным является индивидуальность и неповторимость, частично справедливо и для основных фондов организаций культуры. Когда мы говорим о театральном или концертном зале, то представляем себе не только площадку, удобную для зрителей и исполнителей, но и уникальное здание, создающее определенную атмосферу.

Конечно, существует потребность и в маленьких залах театров-студий, и в стадионах для эстрадных концертов. Но все же основной заботой для государства должна быть поддержка (своевременный ремонт, модернизация, реставрация, восстановление зданий и оборудования) уникальных, построенных по индивидуальным проектам, зачастую являющихся историко-архитектурными памятниками театров и концертных залов.

Специфика основных фондов организаций культуры определяет и решение вопроса о собственности. Если здание является памятником культурного наследия, историческим достоянием, прямой обязанностью государства является создание таких условий, при которых основным фондам будут обеспечены сохранность и эффективное использование. Государственная активность должна способствовать сохранению зданий и сооружений культурного назначения независимо от их принадлежности тому или иному собственнику. Срок эксплуатации таких зданий обычно очень высок. За период их функционирования в них могут работать различные коллективы - преуспевающие или, наоборот, влачащие жалкое существование, но состояние основных фондов не должно зависеть от финансового положения занимающего их коллектива. Необходимо также учитывать, что основные фонды культуры обладают высокой социальной полезностью.

Если на стадии строительства новых зданий финансирование практически полностью осуществляется государством, то на стадии их эксплуатации участие в финансировании должны принимать и организации культуры. Отсюда вытекают и два направления государственной активности. С одной стороны, обязанностью государства является выделение соответствующих финансовых и материальных ресурсов, с другой, государственная активность Должна стимулировать администрацию творческого коллектива использовать собственные доходы на модернизацию и реконструкцию используемых фондов, а также на участие в оплате собственных эксплуатационных расходов (например, с помощью налоговых льгот или освобождения от налогов средств, идущих на содержание основных фондов).