ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1318
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры и массовых коммуникаций рф
Глава 1. От натурального хозяйства к рынку
Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда
Глава 3 Государство в смешанной экономике
Раздел II Экономическая теория культурной деятельности
Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики
Глава 6 Экономическая социодинамика
На производство культурных благ
Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры
Глава 9 Правовые основы экономики культуры
В культуре и промышленности (Российская Федерация)7
Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда
Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры
Глава 13 Государственные расходы на культуру
По состоянию на начало 2005 г.
постановление правительства Российской Федерации № 504 от 5 июля 2001 г. «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда», устанавливающее порядок наблюдения за состоянием культурного наследия и его изучения в целях получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Предметом обследования являются целостность памятников истории и культуры, сохранность их конструкций, соблюдение пользователем установленного договором либо охранным обязательством порядка проведения ремонтно-реставрационных работ; сохранность предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, материалов кинофонда, условия их хранения, порядок проведения реставрационных работ; использование памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда, условия доступа к ним.
Вопросы культуры неоднократно становились предметом нормативных актов президента Российской Федерации, определяющих основные направления государственной политики в сфере культуры. Среди указов, имеющих особое регулирующее значение для всей сферы культуры, можно выделить следующие:
указ президента Российской Федерации № 1487 от 30 ноября 1992 г. «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»;
указ президента Российской Федерации № 1607 от 7 октября 1993 г. «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав»;
указ президента Российской Федерации № 1904 от 12 декабря 1993 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»;
указ президента Российской Федерации № 1987 от 7 октября 1994 г. «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов»;
указ президента Российской Федерации №1010 от 1 июля 1996 г. «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации». Кроме того, вопросы культуры нашли отражение в президентских актах о национальной безопасности, региональной политике, информационной стабильности, архивном деле и т. д.
Дополняет президентские акты комплекс ведомственных нормативных актов. В него входят не только документы, выпускавшиеся Министерством культуры Российской Федерации, но и акты многих других ведомств*: Государственного таможенного комитета Российской Федерации (по вопросам сохранения культурных ценностей и режима перемещения через границу товаров, необходимых для осуществления культурной деятельности), Министерства финансов Российской Федерации (по вопросам финансирования организаций культуры), Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (относительно налогообложения в сфере культуры и порядка предоставления льгот), Министерства имущественных отношений Российской Федерации (по вопросам имущества организаций культуры, а также о правовом режиме объектов культурного наследия федерального значения), Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (относительно реализации федеральной целевой программы «Культура России») и т. п.
Как уже говорилось, частью российской правовой системы являются нормы международного права. Они приобретают нормативный характер в силу участия Российской Федерации в международных организациях и в международных соглашениях, и это оказывает влияние на регулирование отношений в сфере культуры. Россия является членом Организации Объединенных Наций (ООН), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Международной Организации Труда (МОТ), Европейского фонда поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ (ЕВРИМАЖ) и других правительственных и неправительственных организаций.
* Структура правительственных органов и названия министерств даны по состоянию на 1 января 2004 г.
Среди множества международных договоров, к которым присоединилась Россия, выделим наиболее актуальные для регулирования отношений в сфере культуры. К ним относятся следующие:
Европейская конвенция об охране археологического наследия;
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия;
Конвенция об охране архитектурного наследия Европы;
Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве;
Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе;
Конвенция ЮНИДРУА по похищенным и незаконно вывезенным культурным ценностям;
Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими;
Соглашение о сотрудничестве в области кинематографии (между странами СНГ);
Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности;
Европейская культурная конвенция; -1 Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта;
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений;
Всемирная конвенция об авторском праве;
Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
Особое регулирование в сфере культуры обеспечивает законодательство о результатах интеллектуальной деятельности. Объекты культурной деятельности в большинстве случаев представляют собой продукт творчества, и для них установлен специальный правовой режим. Правовой базой в этой области является закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 9 июля 1993 г., призванный урегулировать правовые отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Среди основных его положений, соответствующих нормальному, принятому в мировом сообществе уровню охраны плодов творческого труда, необходимо отметить следующие:
1. Охрана предоставляется всем результатам творческой деятельности, независимо от достоинства, назначения, формы выражения, содержания, факта обнародования.
Охрана предоставляется в силу факта создания произведения и не зависит от выполнения каких бы то ни было формальностей.
Правомочия автора не связаны с правом собственности на материальный носитель, в котором выражен результат творческой деятельности.
Автором признается только физическое лицо, чьим творческим трудом произведение создано.
Автору принадлежат личные неимущественные права (неотчуждаемые и охраняемые бессрочно), а также срочные имущественные права, которые могут передаваться третьим лицам, как правило, с условием выплаты вознаграждения за использование ими произведения.
Устанавливается баланс интересов автора и публики, предполагающий в том числе строго лимитированные случаи использования произведения автора без его согласия и без выплаты вознаграждения, как правило, в гуманитарных целях.
Определяются особые виды ответственности за нарушения авторского права и смежных прав.
За десятилетнюю практику применения закона были выявлены положения, нуждающиеся в корректировке, о чем будет рассказано ниже. Особенностью авторского законодательства по сравнению с остальными нормами, регулирующими отношения в сфере культуры, является то, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об интеллектуальной собственности является исключительной прерогативой Российской Федерации.
9.2
Отраслевые аспекты общего законодательства. Массив специальных законов в области культуры охватывает широчайший круг вопросов, однако регулирования этой сферы только специальными нормами недостаточно. Во-первых, многие отношения, возникающие при осуществлении культурной деятельности, не обладают спецификой, и для них достаточно общих норм; во-вторых, вплетение специальных норм в общее законодательство позволяет лучше понять особенности правового регулирования отношений культуре. Наконец, наметившаяся в последнее время в законотворческой деятельности тенденция «расчистки» правого поля отдает преимущество общим актам, учитывающим особенности правового регулирования различных сфер, одновременно сокращая число специальных законов, вступающих в противоречие с основополагающими документами.
Основами законодательства Российской Федерации о культуре основная часть норм, регулирующих отношения в сфере культуры, отнесена к отрасли гражданского права. Действительно, гражданское право, базирующееся на таких принципах, как юридическое равенство участников и свобода договора, как нельзя лучше подходит для регулирования отношений в области культурной деятельности. Кроме того, именно в Гражданском кодексе Российской Федерации закреплены организационно-правовые формы юридических лиц, основные требования к различным видам договоров и сделок, положения о причинении вреда и многие другие положения, необходимые для регулирования отношений в сфере культуры. Приведем конкретный пример.
Пример 9.1
Применение норм Гражданского кодекса. Рассмотрим случай из практики применения статьи 300, определяющей сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику. Использование именно этой статьи Гражданского кодекса обусловило легитимный способ передачи Академического Малого драматического театра — театра Европы из регионального (Ленинградской области) в федеральное ведение.
Гражданский кодекс содержит и специальные нормы, определяющие особенности тех или иных аспектов правоотношений в области культуры, например, абз. 2ч. 3 ст. 1 устанавливает, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться, если это необходимо для охраны культурных ценностей, а ст. 240 устанавливает порядок изъятия у собственника культурных ценностей, содержащихся им бесхозяйственно.
В Гражданском кодексе дано определение коммерческих и некоммерческих организаций, приводятся перечни их организационно-правовых форм. Закон дает исчерпывающий перечень форм коммерческих организаций (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия). Некоммерческие организации в соответствии с Гражданским кодексом могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Среди законов, предусматривающих и описывающих различные организационно-правовые формы, важнейшим для отношений в сфере культуры является федеральный закон «О некоммерческих организациях», принятый в 1996 г. Этим законом, наряду с перечисленными выше, предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), государственные корпорации. Закон, с учетом специфических особенностей отдельных организационно-правовых форм, определяет порядок создания, деятельности, управления, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, их взаимодействия с органами государственной власти.
Другие федеральные законы конкретизируют порядок создания и деятельности организаций отдельных форм. Например, закон «Об общественных объединениях», определяющий статус большинства творческих союзов в нашей стране, и закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».