Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1213

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Влияние государства на величину затрат на основныe фонды различно для каждого вида спроса. Так, при проведении разовых выступлений размер арендной платы формируется без учета эксплуатационных расходов на содержание фондов (как правило, это стоимость отмены спектакля или концерта). То есть цену аренды для творческого коллектива определяет индивидуальная полезность данной площадки для потребителя. Следовательно, участие общества в покрытии расходов в данном случае сводится к минимуму. Другая ситуация складывается для спроса второго вида (т. е. при гастрольных или выездных спектаклях). Недостаток основных фондов на той или иной территории, нехватка собственных творческих коллективов или их невысокий профессиональный уровень, а также необходимость большего разнообразия в предоставлении культурных благ определяют высокую социальную значимость таких выступлений. И чем ниже индивидуальная полезность таких выступлений для самих коллективов (низкие доходы, сложные условия работы), тем выше должна быть доля государственного финансирования гастрольной деятельности, в том числе и в оплате аренды помещения.

Для длительной аренды помещения положение принципиально другое. Здесь речь идет не о стимулировании определенного вида деятельности, а о сохранности зданий, сооружений и оборудования. Именно для этого вида спроса необходимо создание системы нормативов целевых бюджетных ассигнований, а также эффективного привлечения спонсоров и меценатов. Причем для определения целевых бюджетных нормативов необходимо:

  • провести переоценку основных фондов с тем, чтобы амортизация на капитальный ремонт и восстановление соответствовали реальным затратам на их осуществление;

  • пересмотреть нормативы затрат на эксплуатацию основных фондов;

  • определить стоимость реставрации основных фондов и разработать программы, средства на которые целесообразно получать путем привлечения спонсоров;

  • разработать программу поддержки строительной базы.

Необходимо также создать механизм стимулирования использования собственных доходов для содержания основных фондов. Система налоговых льгот должна исходить из того, что собственные деньги организации культуры будут расходовать на содержание фондов, им не принадлежащих. Поэтому должен быть обеспечен режим наибольшего благоприятствования подобному расходованию средств.


Для спроса последнего вида - покупки основных фондов - цена должна формироваться в основном с учетом индивидуальной полезности для покупателя, т. к. у потребителя не может быть экономической заинтересованности в сохранении основных фондов дольше срока функционирования коллектива в случае приобретения фондов бесплатно или за низкую плату. Владелец фондов будет стремиться максимально использовать их, не заботясь о возвращении затраченного капитала. «Когда ресурсы недооценены, они редко используются бережно и обдуманно. При низких затратах стимулы к экономии ресурсов действуют слабо».

В то же время инвестор, вложивший собственные средства в приобретение основных фондов, будет заинтересован в содержании зданий и оборудования в таком состоянии, которое позволит ему в любой момент вернуть затраченный капитал. Необходимо, кроме того, учитывать, что для всех видов аренды ее уровень так или иначе отразится на конечной цене культурных благ. И снижая уровень затрат на аренду и эксплуатацию основных фондов, государство решает свои социальные задачи — увеличивает доступность для всех групп населения соответствующих благ.


Часть 2

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

Раздел 3

Институты культуры

Введение

Институты культуры, то есть исторически сложившиеся формы организации и регулирования этой сферы, в значительной мере зависят от стадии развития общества, культурной политики государства. Государство, определяя свою культурную политику, выдвигает цели в области культуры и устанавливает принципы и нормы, на которые оно будет опираться для достижения этих целей. Реализация государственной культурной политики требует правового обеспечения, финансовых и материальных ресурсов.

В СССР властью коммунистической партии, опирающейся на труды классиков марксизма, культура была безоговорочно отнесена к идеологическим инструментам воспитания человека нового типа, построения бесклассового коммунистического общества. Всё противоречившее этому постулату безжалостно подавлялось. Соответствующим образом строились и правовые институты культуры.

Государственные органы власти в Советском Союзе были практически отлучены от регулирования общественных отношений в духовной сфере. Нормы жизни и правила поведения здесь диктовались коммунистической партией фактически с 1917 г. В 1977 г. такое положение было закреплено в статье б Конституции СССР, где коммунистическая партия Советского Союза провозглашалась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций».

В результате к середине 1980-х гг. в СССР действовали лишь два принятых Верховным Советом СССР закона, регулировавшие отношения в сфере культуры. Один - принятый в 1978 г. закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры», второй - принятый в 1984 г. закон «Об утверждении Положения о библиотечном деле в СССР». По существу принципы и нормы культурной политики государства устанавливались партийными документами. В качестве примера приведем названия некоторых постановлений ЦК КПСС: «О литературно-художественной критике» (1972), «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (1972), «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании населения и научно-техническом прогрессе» (1974), «О работе с творческой молодежью» (1976), «Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей» (1981), «О деятельности партийной организации Белорусского театра имени Янки Купалы» (1985), «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» (1985).


Обновление общественной и политической жизни в нашей стране на стыке 1980-х — 1990-х гг. происходило стремительно. Коренные изменения в экономике, политике, социальном устройстве общества за достаточно короткий исторический срок привели не только к переоценке фундаментальных положений, определявших культурную политику на протяжении многих десятилетий, но и обусловили новый подход к нормотворческой практике. В период системных реформ и перехода к рыночным отношениям культура как никогда нуждалась в правовой защите.

Во многих странах государство' и общество, признавая самоценность культуры, ее способность к саморазвитию, не считают необходимым законодательное регулирование культурной деятельности не только в специальных правовых актах, но даже в основных законах - конституциях. Иное положение в странах, вставших на путь демократического развития после длительного периода господства авторитарных режимов. В конституциях, например, Португалии и Испании вопросам культурной политики отведено значительно больше места, чем, допустим, в конституциях Бельгии или Нидерландов.

Принятая в 1993 г. всенародным голосованием Конституция России провозгласила Российскую Федерацию социальным демократическим федеративным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства.

Конституция Российской Федерации определяет основные принципы государственной культурной политики, в основе которой свобода мысли и слова; свобода искать, получать, передавать, производить и распространять информацию; запрет цензуры; государственные гарантии свободы литературного, художественного, научного и других видов творчества и преподавания; право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Устанавливается и обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Начиная с 1994 г. все законы и иные нормативные правовые акты в области культуры разрабатываются и принимаются исходя из конституционных норм и направлены на их реализацию.


Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Право — это система общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, прямо установленных или санкционированных (одобренных) государством. Правовое регулирование - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью норм права. Целью правового регулирования является упорядочение, охрана и развитие общественных отношений в соответствии с общественными потребностями. Но отношения в сфере культуры многообразны и многоплановы, и не на все из них можно прямо воздействовать при помощи юридических норм. Так, например, создание произведений искусства, интеллектуальная, умственная деятельность человека фактически являются «отношениями автора с самим собой по поводу своего творчества» и не поддаются правовому регулированию.

Правовое обеспечение — создание системы правового регулирования, необходимой для нормального возникновения, изменения и прекращения отношений в отрасли человеческой деятельности. Правовое обеспечение в сфере культуры, как и в других отраслях, представляет собой разработку и принятие государством законодательных и иных нормативных актов, а также принятие мер по соблюдению этих норм, т.е. осуществление государством правотворческих, правореализационных, правоисполнительных и правоохранительных действий.

Правовое регулирование в сфере культуры осуществляется по многим направлениям. Прежде всего, это развитие закрепленного в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ принципа свободы творчества и обеспечение декларированного 3 ч. 2 той же статьи права каждого на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям. Особенности правового регулирования культурной деятельности можно разделить на несколько групп.

Особенности, связанные с неоднородностью сферы культуры. В соответствии с российским законодательством культурная деятельность включает в себя деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Само понятие «культурные ценности» охватывает широчайший круг объектов — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, а также имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.