Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Однако в условиях экономического кризиса защитные меры государства гарантировали лишь минимальный уровень заработной платы в сфере культуры, обеспечивающий физическое выживание творческих работников. Об этом свидетельствовал многократный разрыв между зарплатой в культуре и оплатой труда, к примеру, в топливно-энергетическом комплексе или на транспорте (табл. 11.2), отставание роста номинальной заработной платы от общего уровня потребительских цен.

Это было результатом политики государства в области оплаты труда работников бюджетной сферы. В 1990-е гг. индексация тарифных ставок ETC существенно отставала от темпов инфляции и роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Если в 1993 г. величине прожиточного минимума соответствовал 11-й разряд ETC, то в 1999 г. даже максимальная тарифная ставка, предусмотренная 18-м разрядом, уже не обеспечивала этого уровня (табл. 11.3). Что касается дополнительной (надтарифной) части заработной платы, то в 1990-е гг. организации культуры не лишались права выплачивать ее из фонда заработной платы. Однако в условиях, когда резко снизился удельный вес оплаты труда в структуре бюджетных ассигнований организаций культуры и их расходов, ее роль практически сошла на нет.

Удешевление творческого труда привело к расширению масштабов вторичной занятости работников культуры, вынужденному увеличению их рабочего времени. Это совершенно естественно для стран, переживающих переходный период, где создание стабильной экономики требует от людей тяжелого интенсивного труда. Однако беспокоит то, что работники культуры, имеющие высокий образовательный и интеллектуальный потенциал, как и раньше, замыкают очередь за общественными благами.

Таблица 11.2. Среднемесячная зарплата в Российской Федерации18 (в % к средней по экономике в целом)

Отрасли

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Электроэнергетика

220

209

205

209

204

198

203

Транспорт

146

151

150

156

144

141

144

Топливная промышленность

290

255

236

256

242

244

237

Культура и искусство

52

62

62

61

65

62

62


Таблица 11.3. Соотношения тарифных ставок ETC

и прожиточного минимума19

Годы

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц), тыс. руб.*

Тарифная ставка (оклад) 1-го разряда ETC по оплате труда работников бюджетной сферы, тыс. руб.*

Разряды оплаты труда, соответствующие величине прожиточного минимума

Тарифная ставка 1-го разряда к величине прожиточного минимума, %

1993

23,1

4,5

1 1

19,0

1994

97,4

16,0

12-13

16,4

1995

297,0

39,0

14

13,1

1996

416,0

80,0

1 1

19,2

1997

462,0

80,0

12

17,3

1998

555,0

90,0

12-13

16,2

1999

1003,0

110,0

<18

11,0

* С 1998 г. - в руб.

Критическое снижение уровня заработной платы может привести к такой самоэксплуатации творческих работников, которая будет отрицательно сказываться на качестве самого труда.


Итак, в первых трех параграфах этой главы мы проследили процесс эволюции политики государства в области труда и занятости и механизмов ее реализации в сфере культуры во второй половине XX в., а также проанализировали результаты этой политики. Подчеркнем здесь, что понимание логики происходивших изменений является непременным условием адекватной оценки нынешней ситуации. В следующем параграфе мы рассмотрим современные механизмы регулирования трудовых отношений.

11.4

Общие принципы регулирования трудовых отношений. Отношения между наемными работниками и работодателями (в роли последних выступают организации культуры в лице их руководителей) регулируются трудовым ц законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Такие нормы содержит Конституция Российской Федерации, которой определено, что труд свободен. «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию», каждый «имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» (ст. 37, п. 1 и 3).

Важнейшую роль в рассматриваемой сфере права играет Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс или ТК РФ)20. Нормы трудового права могут содержать и иные федеральные законы, а также указы президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации, нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, принимаемые в организациях. При этом законодатель в статье 5 ТК РФ определил, что нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу. В этой же статье Трудового кодекса определено, что нормативные правовые акты не должны входить в противоречия с положениями нормативных правовых актов более высокого уровня. Высшая позиция Трудового кодекса в трудовом законодательстве закрепляется еще и содержанием последнего абзаца статьи 5, в котором сказано: «Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс».


В статье 1 Трудового кодекса определены цели и задачи трудового законодательства: «Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, по:

  • организации труда и управлению трудом;

  • трудоустройству у данного работодателя;

  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

  • материальной ответственности работодателей и Работников в сфере труда;

  • надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

  • разрешению трудовых споров».

Большинство норм Трудового кодекса носит универсальный характер и распространяется на организации Культуры и их работников. Но в ряде его статей учитывается специфика культурной деятельности. Например, Трудовым кодексом определено, что особенности работы по совместительству для работников культуры определяются в порядке, установленном правительством Российской Федерации (ТК РФ, ст. 282).

Трудовой кодекс допускает заключение срочного трудового договора по инициативе одной из сторон «с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении произведений... в соответствии с перечнями профессий, утвержденными правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (ТК РФ, ст. 59).

Детский труд трудовым законодательством строго ограничен. По общему правилу, дети до четырнадцати лет не могут вступать в трудовые отношения. Но для особых случаев в рамках определенных видов культурной деятельности Трудовой кодекс делает исключение: «В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию» (ТК РФ, ст. 63).


Для творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации может также устанавливаться отличный от общего порядок:

  • продолжительности ежедневной работы (ТК РФ, ст. 94);

  • работы в ночное время (ТК РФ, ст. 96);

  • привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаты труда в эти дни (ТК РФ, ст. 113,153);

  • направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (ТК РФ, ст. 268).

Обобщая указанные отличия, статья 351 Трудового кодекса определяет: «На творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений... распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами».

В каждой организации культуры есть работники «сквозных» профессий, например: бухгалтер, экономист, рабочий по зданию, уборщик служебных помещений и т. п. Труд работников этих профессий схож в разных сферах и отраслях, включая разнообразные организации культуры. Когда же речь идет о специалистах - музейных хранителях, библиотекарях, артистах, режиссерах, руководителях самодеятельных коллективов, кинооператорах и множестве других работников, то характеристики их труда определяются конкретными задачами соответствующих организаций, сутью того или иного вида культурной деятельности.

Главные параметры труда работников как «сквозных», так и специфических для сферы культуры профессий зафиксированы в тарифно-квалификационных характеристиках, последний вариант которых был разработан во исполнение постановления правительства Российской Федерации № 785 от 14 октября 1992 г. «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки»21. Каждая из характеристик состоит из трех разделов. Первый определяет должностные обязанности, второй - уровень знаний, необходимых для замещения данной должности, третий - требования к квалификации по разрядам оплаты (уровень образования и стаж профессиональной работы, требуемые для замещения соответствующей должности).