Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Конечно, на отраслевом уровне невозможно учесть все нюансы конкретных условий деятельности отдельных организаций культуры. Поэтому тарифно-квалификационные характеристики в части должностных обязанностей служат основой для разработки в каждой организации должностных инструкций. Второй раздел используется с учетом конкретных условий при различных процедурах аттестации или тарификации работника. Содержание этого раздела учитывается также при разработке соответствующих образовательных программ подготовки и повышения квалификации специалистов в вузах, училищах, институтах повышения квалификации.

Требования к квалификации по разрядам оплаты учитываются при приеме на работу и переводах с должности на должность. Но в определенных случаях в сфере культуры здесь допустимы исключения. Как указывает документ Минтруда России, «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий в порядке исключения тарифицируются так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы»22.

Отношения, регулируемые трудовым законодательством, возникают в результате заключения трудового договора между работником и работодателем. Эти отношения имеют ряд признаков:

  • личное выполнение работником работы по определенной специальности, квалификации или должности;

  • оплата работнику работодателем выполнения трудовой функции;

  • подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка;

  • обеспечение работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ТК РФ, ст. 15).

В определенных случаях отношения с физическим лицом, выполняющим необходимую работу, могут строиться и вне трудового законодательства. Приведем иллюстративный пример.


Пример 11.1

Договор вне трудового законодательства. Допустим, театр должен к новой постановке сшить костюмы по разработанным эскизам. В рамках трудового законодательства эта задача будет решаться силами работников театра соответствующего подразделения, в данном случае - пошивочного цеха (или участка), имеющего своего руководителя и исполнителей (художников-модельеров, закройщиков, швей) и обеспеченного необходимыми для работы помещениями и оборудованием. Этому подразделению будет дано поручение в соответствии с производственным планом изготовить театральные костюмы для новой постановки и будут выданы необходимые материалы. Каждый из работников этого пошивочного цеха в соответствии с правилами внутреннего распорядка ежедневно, кроме выходных и праздничных нерабочих дней, отпуска и дней болезни, является к определенному часу на свое рабочее место и в течение всего рабочего дня, за исключением обеденного перерыва, исполняет свои служебные обязанности. Дважды (не реже) в месяц работник получает предусмотренную Труд0вым договором заработную плату, т. е. плату за выполняемую работу.

Продолжая наш пример, представим, что пошивочный цех театра перегружен работой и сшить костюмы для новой постановки к сроку не может. Тогда добиться необходимого результата при наличии необходимых средств театр может другим способом: найти на стороне специалистов и заключить с ними договор на изготовление нужных театру костюмов вне трудового законодательства. В рамках такого договора одна сторона не будет брать на себя обязанности по обеспечению условий труда, а другая - по выполнению правил внутреннего распорядка.

Подобные отношения могут регулироваться договором подряда. Это один из видов договоров гражданско-правового характера, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), по которому подрядчик обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а тот, в свою очередь, обязуется принять результат работы и оплатить его (ГК РФ, ст. 702, п. 1). Сумма вознаграждения и порядок расчетов фиксируются в договоре подряда. Обычно исполнителю выплачивается аванс при заключении договора, а окончательный расчет производится после подписания акта о выполнении предусмотренных договором работ. Работы в соответствии с договором могут выполняться с применением материалов, инструментов, оборудования подрядчика либо полностью или частично предоставляемых заказчиком. Гражданский кодекс Российской Федерации определяет и другие виды договоров, предусматривающих трудовую деятельность исполняющей стороны. Например, договор на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, договор возмездного оказания услуг (ГК РФ, ст. 769).


Подобные гражданско-правовые договоры, если они заключаются с физическими лицами, имеют сходство с трудовым договором, поскольку предполагают выполнение одной из сторон определенной работы. Однако под-Рядчик или исполнитель23 (заметим, что в законодательных Документах специалист, выполняющий работу в рамках гражданско-правового договора, называется не работником, а исполнителем) никак не связан правилами внутреннего распорядка организации, выполнение им трудовой

функции определяется исключительно достижением конкретной цели, определенной в договоре.

И гражданско-правовой и трудовой договоры, как правило, предусматривают ответственность сторон за неисполнение их условий. При этом гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора (ГК РФ, ст. 1, п. 1). Поэтому обе стороны несут полную ответственность по возмещению ущерба (включая упущенную выгоду) в результате, например, несвоевременной выплаты аванса заказчиком или непредоставления им подрядчику материалов, неисполнения сроков выполнения работ подрядчиком, несоответствия качественных параметров изготовленных изделий или произведенных услуг и др. Добавим к этому, что исполнитель по гражданско-правовому договору не имеет права на выплаты пособий по временной нетрудоспособности; законодательно не отрегулированы вопросы соотношения его труда и отдыха и т.д.

Трудовое законодательство в вопросах ответственности ставит работника в лучшее положение по сравнению с работодателем. За причиненный ущерб он обычно несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, и лишь в особых случаях предусматривается обязанность работника возместить ущерб в полном размере (ТК РФ, ст. 241-243). При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами в рамках трудового законодательства (ТК РФ, ст. 232).

Приведенное сопоставление позволяет сделать вывод о том, что в рамках гражданско-правового договора риски исполнителя оказываются выше, а заказчика ниже по сравнению с возможным вариантом их же отношений в рамках трудового договора в ролях «работник — работодатель». Правда, выигрыш исполнителя по сравнению с работником обычно заключается в более высоком вознаграждении за один и тот же объем работы. На рынке труда разница между субъектами двух типов договоров не всегда существенна. Потенциальные работники и подрядчики, готовые к выполнению сходных работ, обычно оказываются в состоянии конкуренции, а работодателю в определенных случаях бывает удобно спрятать за формой договора подряда отношения иного типа. Поэтому Трудовым кодексом определено, что в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства» (ТК РФ, ст. 11).


Как видно из этих формулировок, законодательство выводит отношения, регулируемые гражданско-правовым договором, за рамки трудовых отношений. Чтобы понять, верно это или нет, мы должны задать себе следующий вопрос: является ли исполнитель по гражданско-правовому договору собственником средств производства: владеет ли он капиталом для приобретения материалов, пользуется ли собственными инструментами? В случае отрицательного ответа исполнитель по гражданско-правовому договору является таким же наемным работником, как и тот специалист, который работает по трудовому договору, и его отношения с заказчиком можно считать разновидностью трудовых отношений. При этом и в том и другом случае могут использоваться и повременная и сдельная формы оплаты труда.

Отношения иного типа существуют у организаций культуры с авторами и субъектами так называемых смежных прав по поводу интеллектуальной собственности на создаваемое культурное благо. Эти особые правоотношения, связанные с созданием и использованием произведений, реализуются на двух рынках (рынке культурных услуг и рынке имущественных прав на продукты культуры) и регулируются, хоть и в ограниченном плане, гражданским законодательством. Закон Российской Федерации «Об авторских правах и смежных правах» № 5351-1 от 9 июля 1993 г. к произведениям, являющимся объектами авторского права, относит:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

  • хореографические произведения и пантомимы;

  • музыкальные произведения с текстом или без текста; ' аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда24.


Отношения организации культуры с автором могут регулироваться авторским договором заказа, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику, а заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс25. Произведение может быть создано и в рамках трудового законодательства. Например, должностной инструкцией заведующего литературно-драматической частью театра может быть предусмотрено написание аннотаций к спектаклям текущего репертуара. Тогда он будет автором написанных им аннотаций, но правом использования этих аннотаций, являющихся так называемыми «служебными произведениями», будет пользоваться театр26. Договоры гражданско-правового характера заключаются также с субъектами близких к авторским так называемых смежных прав. Наиболее характерный случай подобных договоров в деятельности организаций культуры связан с созданием фонограмм.

Итак, мы рассмотрели механизмы, регулирующие отношения создателя культурных ценностей с покупателями его рабочей силы или продукта его труда, механизмы, от которых во многом зависит существование специалиста в сфере культуры, а значит, и воспроизводство его трудового потенциала. Качественные и количественные показатели трудовых ресурсов во многом определяются системой профессионального образования: уровнем подготовки специалистов, потенциалом учебных заведений.

11.5

Воспроизводство кадров культуры. Одними из принципов государственной политики России в области образования признаются единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций27. Законодательное признание непосредственной связи между культурой и образованием позволяет в российской системе образования решать задачи культуры как общего характера - приобщение населения к мировым, общероссийским, национально-региональным ценностям культуры и удовлетворение потребностей людей в художественном, эстетическом образовании, так и специальные — подготовка кадров специалистов для организаций культуры и, шире, для осуществления различных видов культурной деятельности28.

В России существует широкая сеть образовательных (в основном государственных) учреждений, где готовятся кадры для сферы культуры и искусства в рамках программ начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Наибольший удельный вес среди них занимают организации профессионального музыкального образования: консерватории и музыкальные училища. Однако подготовка профессионалов в этой сфере оказалась бы невозможной, не будь она поддержана широкой системой детских музыкальных школ. Не имея статуса профессиональных, они действуют в системе так называемого дополнительного образования. Большинство детей, закончивших музыкальные школы, выбирают в дальнейшем профессии, никак не связанные с музыкой. Но для тех, кто хочет продолжить свое образование в музыкальных училищах, получение образования в детской музыкальной школе по существу является необходимым. Это не зафиксировано в правилах для поступающих, но требования к абитуриентам на вступительных испытаниях таковы, что без очень серьезной предварительной музыкальной подготовки обойтись просто невозможно.