Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1335

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Важным звеном в российской системе высшего образования являются учебно-методические объединения высших учебных заведений (далее - УМО) - по статусу государственно-общественные объединения вузов в разных областях науки и техники, культуры и искусства. Основные задачи УМО - участие в разработке проектов государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов; координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций для обеспечения качества и содержания высшего и послевузовского профессионального образования; разработка предложений по структуре, отнесенной к их компетенции в области высшего и послевузовского профессионального образования, и по содержанию основных образовательных программ; экспертиза учебно-методической документации.

Создаются УМО при ведущих вузах. Министерство образования Российской Федерации издает Типовое положение об учебно-методическом объединении, утверждает принятое советом УМО положение, разработанное на основе типового, определяет круг направлений и специальностей, которые относятся к компетенции каждого УМО. В сфере культуры и искусства функционирует восемь учебно-методических объединений: в области музыкального искусства, театрального искусства, дизайна и изобразительных искусств хореографического искусства, кинематографии и телевидения, литературного творчества, реставрации, а также народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов33.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданам гарантируется получение на конкурсной основе высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые34. Эта гарантия обеспечивается финансированием государственных и муниципальных вузов из соответствующих бюджетов. Абсолютное большинство этих вузов, включая вузы культуры и искусства, - бюджетные учреждения федерального ведения, финансируемые из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов.

За счет бюджетного финансирования обеспечивается обучение студентов (аспирантов, докторантов) в пределах контрольных цифр приема, устанавливаемых ежегодно каждому вузу. Государственные вузы имеют право в пределах, допустимых лицензией, принимать на обучение студентов по договору (с полным возмещением затрат) в дополнение к основному контингенту обучающихся за счет бюджета. Приведем иллюстративный пример.


Пример 11.2

Кадровое пополнение сферы культуры. В 2001 г. вузы культуры и искусства Российской Федерации приняли на обучение 19,3 тыс. человек, в том числе 8,1 тыс. на платное обучение. Училища культуры и искусства приняли в том же году 24,2 тыс. человек, из них 2,2 тыс. на платное обучение. Эти цифры достаточно стабильны на протяжении последних трех лет, и они дают представление о масштабах кадрового пополнения сферы культуры и искусства специалистами с высшим и средним специальным образованием.

Ведущие учебные заведения культуры и искусства всех направлений, определяющие уровень образования в стране в целом, расположены в основном в Москве и С.-Петербурге. Но достижения в области подготовки работников искусства и культуры есть и за пределами этих городов. Сеть государственных вузов культуры и искусства охватывает, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, еще 42, а средних специальных учебных заведений - 76 регионов России. Школы искусств для детей есть в каждом из 89 субъектов федерации. При этом уровень образования работников культуры во многих регионах еще недостаточно высок. Приведем здесь в качестве примера официальные статистические данные!

Пример 11.3

Кадровый потенциал сферы культуры. По данным Министерства культуры Российской Федерации на 2000 г., среди клубных работников имели высшее образование в Новгородской области 17%, в Чувашской Республике -22,8%. Из всех специалистов сферы культуры имели высшее образование в Республике Саха (Якутия) - 11%, в Белгородской области - около 20%, в Ставропольском крае -21%, в Республике Марий Эл - 28%36.

Очевидно, существует несколько причин такого положения. Во-первых, неравномерное распределение вузов сферы культуры и искусства по регионам: 19 из них (более 30%) находятся в Центральном федеральном округе, в том числе 12 - в Москве. Выравниванию распределения вузов по регионам способствует открытие новых вузов или филиалов центральных вузов в регионах, где в этом есть настоятельная необходимость, а также открытие подготовки по специальностям культуры и искусства в региональных университетах общего профиля.

Во-вторых, чрезвычайно низкий уровень оплаты труда в государственных и муниципальных организациях культуры зачастую «вымывает» специалистов из той сферы, для которой они готовились. В поисках более достойной заработной платы они находят себе работу в различных подразделениях коммерческих структур, где нередко с успехом применяют знания и умения, полученные в учебных заведениях культуры и искусства. Исправить положение может лишь взвешенная политика государства в области заработной платы работников культуры и искусства, работающих в государственном секторе.


В заключение следует заметить, что российская система образования еще не пришла в равновесное состояние. Поиск рационального соотношения базовых традиций отечественного образования, с одной стороны, и необходимых новаций, без которых невозможно обойтись в стремлении войти в европейское и мировое образовательное пространство, — с другой, продолжается. И важно, чтобы в процессе этих изменений, как их ни назови - реформа образования или его модернизация, не потерять то лучшее, что есть в отечественном опыте. Особенно чувствительным в этом вопросе оказывается образование в сфере культуры и искусства.

  1. Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии. Издано в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 941 от 29 ноября 1968 г.; Положение о социалистическом государственном парке культуры и отдыха, городском саде и зоопарке (зоосаде). Утверждено Министерством культуры СССР 25 мая 1972 г. на основании постановления Совета Министров СССР № 602 от 26 августа 1971 г.

  2. Средства фонда материального поощрения полностью использовались на премирование работников. А для фонда предприятия были заданы следующие пропорции распределения: не менее 20% - на укрепление материально-технической базы, не менее 40% — на жилищное и культурно-бытовое строительство и до 40% - на социальное развитие коллектива, индивидуальное премирование и единовременную помощь.

  3. О недостатках системы стимулирования см.: Костина Е. П. О совершенствовании системы экономического стимулирования ТЗП // Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищными предприятиями. М., 1984. С. 185; Костина Е. П. Развитие системы экономического стимулирования театрально-зрелищных предприятий // Социально-экономические проблемы художественной культуры: Экономические аспекты управления / Под ред. А. Я. Рубинштейна. М., 1987. С. 185-198; Иванов Е. О системе премирования работников учреждений культуры // Вопросы экономики и управления культурным обслуживанием населения. М., 1979. С. 138.

  4. Об отчислениях в централизованный фонд Министерства культуры СССР. Постановление Совета Министров СССР № 872 от 5 ноября 1965 г.; Инструкция о порядке образования и расходования централизованного фонда Министерства культуры СССР. Издана на основании постановления Совета Министров СССР № 872 от 5 ноября 1965 г.

  5. Марков В. И. Оплата труда в системе управления экономикой развитого социализма. М., 1980. С. 141.

  6. О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях народного хозяйства. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС // Справочник партийного работника. М., 1977. Вып. 17. С. 306-307.

  7. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2002. С. 187. Табл. 7.20.

  8. О комплексном эксперименте по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров. Приказ Министерства культуры СССР № 330 от 6 августа 1986 г.; Методические указания о порядке планирования, финансирования и экономического стимулирования театров, участвующих в комплексном эксперименте по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров. Разработаны в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 800 от 8 июля 1986 г.

  9. Об итогах деятельности театров в условиях эксперимента см.: Об итогах первого года комплексного эксперимента по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров республики. Постановление коллегии Министерства культуры РСФСР № 59 от 15 июня 1988 г.; Решение Секретариата правления Союза театральных деятелей РСФСР по результатам первого года работы театров в условиях эксперимента // Информация секретариата правления. М., 1988; Театры страны в условиях эксперимента. М., 1988.

  10. Положение о переводе театров страны на новые условия хозяйствования. Одобрено Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма от 22 ноября 1988 г., протокол № 136, раздел III; Положение о переводе концертных организаций страны на новые условия хозяйствования. Одобрено Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма от 6 декабря 1988 г., протокол № 188, раздел II; Положение о переводе Творческо-производственного ордена Ленина объединения гос. цирков «Союзгосцирк» на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Одобрено Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма 3 января 1989 г., протокол № 142; Основные положения перевода культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования. Одобрены комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР 25 мая 1989 г., протокол № 13.

  11. Они соответствовали двум формам хозрасчета, предложенным в Законе о государственном предприятии (объединении). См.: О государственном предприятии (объединении). Закон Союза Советских Социалистических Республик. Принят на седьмой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 30 июня 1987г. М., 1987.

  12. Для учреждений искусства впервые такой механизм формирования фонда оплаты труда был предложен и подробно описан в статье: Рубинштейн А. Я. Проблемы и основные направления реформы управления в сфере искусства // Пути совершенствования хозяйственного механизма в сфере культуры / Отв. ред. С. Н. Вознесенский, С. В. Шишкин. М., 1988. С. 28-29.

  13. Закон Союза Советских Социалистических Республик о государственном предприятии (объединении). Принят на седьмой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 30 июня 1987г. М., 1987. С. 40.

  14. О необходимости многовариантности механизма распределения дополнительной части фонда оплаты труда см.: Рубинштейн А. Я. Введение в экономику исполнительского искусства. М., 1990. С. 29-30.

  15. О социально-экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР. Постановление Совета Министров РСФСР № 297 от 31 мая 1991 г.; Положение о театре в РСФСР. Утверждено постановлением Совета Министров РСФСР № 297 от 31 мая 1991 г. М., 1991; Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. М., 1992.

  16. Толстая тетрадь // Экономическая школа. 1991. Вып. 2. С. 208.

  17. О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки. Постановление правительства Российской Федерации № 785 от 14 октября 1992 г.; О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 23 октября 1992 г.

  18. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 1995. С. 80, 81, 82; Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2002. С. 187. Табл. 7.20. С. 188. Табл. 7.22.

  19. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 1995. С. 88; Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2002. С. 189. Табл. 7.23. При расчетах использовались тарифные коэффициенты и тарифные ставки первого разряда, установленные правительством Российской Федерации в соответствующие годы.

  20. Федеральный закон «Трудовой кодекс Российской Федерации» № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г. Введен в действие с 1 февраля 2002 г.

  21. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации: Приложение № 2 к постановлению Министерства труда Российской Федерации № 8 от 1 февраля 1995 г.//Разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации. М.: Министерство культуры РФ, 1995. С. 9-87. Тарифно-квалификационные характеристики утверждаются Министерством труда Российской Федерации.

  22. Разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации. С. 10.

  23. Здесь рассмотрен случай, когда подрядчик по договору гражанско-правового характера - физическое лицо, но им может быть и юридическое лицо. Такой договор между двумя организациями не имеет никакого сходства с трудовым договором.

  24. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 9 июля 1993 г., ст. 7, пп. 1, 2.

  25. Там же, а. 33.

  26. Там же, а. 14.

  27. 3акон Российской Федерации «Об образовании» (в ред. федерального закона № 12-ФЗ от 13 января 1996 г.), а. 2, п. 2.

  28. Последнее уточнение определяется тем, что система образования дает профессиональную подготовку, например, художникам, композиторам, писателям, осуществляющим культурную деятельность индивидуально, вне рамок какой-либо организации.

  29. Такая форма послевузовского образования имеет отношение не только к музыкальному, но и к другим видам искусав. С 1956 по 1968 г. в СССР предусматривался особый порядок обучения в аспирантуре музыкантов-исполнителей, композиторов и мастеров изобразительного, декоративно-прикладного, театрального и киноискусства. С 1968 г. такая послевузовская подготовка осуществлялась в рамках ассистентуры-стажировки. Приказом Минобразования России N° 814 от 27 марта 1998 г. был введен статус аспиранта, обучающегося по творческо-исполнительским специальностям в области искусства.

  30. Здесь и далее названия специальностей и присваиваемых квалификаций приводятся по следующему источнику: Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования в области культуры и искусства: Приложение к приказу Минобразования России № 1196 от 26 марта 2003 г. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации / Высшее и среднее профессиональное образование. 2003, № 7, с. 22-28.

  31. До 2002 г. разные образовательные программы в рамках одной специальности отличались различными специализациями.

  32. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г., ст. 24, п. 3.

  33. Мураталиева С. Г. Образование в сфере культуры и искусства: Аналитический обзор. М., 2002. С. 22.

  34. Конституция Российской Федерации, ст. 43, п. 3, а также федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г., а. 2, п. 4.

  35. Учебные заведения Министерства культуры Российской Федерации в цифрах. 2001/2002 учебный год. М., 2002. С. 28, 70.

  36. Мураталиева С. Г. Образование в сфере культуры и искусства. С. 41-42.



Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

В экономической литературе и практической деятельности понятия «оплата труда» и «заработная плата» используются как синонимы для обозначения величины вознаграждения, получаемого работником за выполненную работу, и совокупности отношений между работником и работодателем по поводу этого вознаграждения. Трудовой кодекс Российской Федерации разграничивает эти понятия. В нем под оплатой труда понимается система отношений, связанных с установлением и осуществлением работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Иное содержание вкладывается в понятие «заработная плата»: это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполненной работы. При этом следует различать номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это сумма денежных средств, полученных работником за определенный промежуток времени (неделя, месяц, год и т. д.). Для проведения сравнений и расчетов, как правило, используется среднемесячная заработная плата. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату.

12.1

Государственные гарантии по оплате труда. Заработная плата представляет собой стоимость (цену) рабочей силы. Развитие рыночных отношений предопределяет реальное стоимостное выражение объективно требуемого объема жизненных средств для воспроизводства рабочей силы и эффективного развития экономики. Заработная плата является главным источником формирования доходов для большинства населения. Она служит работнику и его семье источником оплаты жилья, питания, одежды и т.д. Понимание экономической природы заработной платы, как стоимости (цены) рабочей силы предполагает, что ее уровень должен быть ориентирован на определенный потребительский бюджет. Следует иметь в виду, что экономическими ограничителями потребительского бюджета являются произведенный национальный доход и его доля, направляемая на заработную плату. В свою очередь, чем больше эти показатели, тем выше уровень жизни работника и его семьи. Данный тезис указывает на зависимость уровня заработной платы от степени экономического развития страны, что определяется прежде всего конкурентособностью предприятий, производительностью труда другими факторами, характеризующими эффективность экономики.