Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1251

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Необходимо отметить и обратное влияние. Заработная плата формирует платежеспособный спрос населения, обоснованный рост которого оказывает стимулирующее воздействие на развитие экономики, а необоснованный рост способствует возникновению и раскручиванию «спирали инфляции» со всеми вытекающими отрицательными последствиями. Таким образом, заработная плата не только определяет уровень жизни работников, но и оказывает влияние на состояние и развитие экономики.

С экономической сущностью заработной платы связаны и основные ее функции - воспроизводственная и стимулирующая. Воспроизводственная функция обеспечивает возможность формирования, распределения и использования рабочей силы — трех стадий ее воспроизводства, связанных в единый процесс. Формирование рабочей силы включает в себя естественное воспроизводство населения, приобретение самой способности к труду через систему образования, развитие и восстановление этой способности. Распределение рабочей силы происходит по сферам деятельности, отраслям и территориям страны, рабочим местам в организациях. Ее использование осуществляется непосредственно через трудовую деятельность. Стимулирующая роль заработной платы заключается в повышении заинтересованности работников в достижении высоких результатов труда за счет обеспечения взаимосвязи размеров денежного вознаграждения и личного трудового вклада.

Экономические преобразования, осуществляемые в России в последние 10-12 лет, повлекли за собой существенное снижение влияния государства на уровень заработной платы. Государство регулирует лишь минимальный размер оплаты труда - норматив, обязательный для всех сфер экономики, оплату труда работников бюджетной сферы, районные коэффициенты и надбавки к заработной плате.

Снижение роли государства в регулировании оплаты труда в условиях экономического кризиса и хронического недостатка бюджетных средств привело к развитию ряда негативных тенденций в области оплаты труда. К ним следует отнести общий низкий уровень заработной платы в нашей стране по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, беспрецедентно высокую дифференциацию заработной платы между отдельными категориями работников, организациями, отраслями экономики и регионами страны, хронические невыплаты заработной платы, широкое распространение способов выплаты заработной планы минуя систему налогообложения. Все это привело к ущемлению основных функций заработной платы. Она в значительной степени утратила свою воспроизводственную и стимулирующую роль.


Одним из ключевых элементов механизма регулирования заработной платы являются государственные гарантии по оплате труда. В условиях перехода к рыночной экономике, когда на уровень заработной платы и порядок ее выплаты все большее влияние оказывают переговорные процессы между работодателями и представителями работников, необходимо установление государственных гарантий для определения параметров договоренностей, как правило, минимальных, за пределы которых переговорный процесс выходить не должен. Система основных государственных гарантий по оплате труда предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата) - гарантируемый федеральным законом размер денежного вознаграждения работника, полностью отработавшего норму рабочего времени в нормальных условиях труда. В размер минимальной заработной платы не включаются премии и другие поощрительные выплаты, доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и другие выплаты. Минимальный размер оплаты труда используется в качестве меры защиты минимально допустимых уровней заработной платы на всей территории Российской Федерации и призван служить инструментом смягчения социального неравенства, снижения дифференциации в заработной плате, сокращения удельного веса низкооплачиваемых работников.

На сегодняшний день величина тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы устанавливается федеральным законом и не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Для работников организаций бюджетной сферы порядок повышения (индексации) заработной платы с учетом роста цен и уровня инфляции также устанавливается федеральными законами и другими нормативными правовыми актами (например, законами, постановлениями правительства Российской Федерации, решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и др.). Механизм регулирования размера оплаты труда в коммерческих и производственных организациях определяется коллективными договорами и соглашениями.

Сроки и очередность выплаты заработной платы. Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца, в день, определенный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором или трудовым договором. При этом работодатель обязан в письменной форме известить каждого работника о составных частях заработной платы, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.


Функции государственного контроля и надзора за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда выполняются Федеральной инспекцией труда, основными задачами которой являются:

  • защита прав граждан, включая право на своевременную и полную оплату труда;

  • контроль за соблюдением работодателями норм трудового права;

  • обеспечение работодателей и работников информацией в целях предотвращения возможных нарушений норм трудового права;

  • доведение до сведения органов государственной власти фактов нарушений, действий или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов или иных нормативных правовых актов.

На этапе становления рыночной экономики в России произошло кардинальное изменение трудовых отношений, а следовательно, и принципов организации заработной платы.

12.2.

Организация оплаты труда в сфере культуры. В связи со спецификой трудовых процессов в сфере культуры здесь применимы далеко не все принципы организации и регулирования оплаты труда, которые используются в коммерческом и производственном секторах экономики. Это относится, например, к принципу взаимосвязи уровня заработной платы с изменением производительности труда, являющемуся одним из основополагающих в производственном секторе. Вместе с тем, существует немало общих принципиальных основ организации и регулирования заработной платы.

Установление заработной платы на основе цены труда. Напомним, что базой цены труда является предельная полезность этого товара. При этом уровень и динамика заработной платы формируются под воздействием спроса и предложения на рынке труда. Отметим, что с развитием рыночных отношений в отраслях социальной сферы стал активно развиваться негосударственный сегмент, появились частные организации, оплачивающие труд занятых в них специалистов в размерах, значительно превышающих оплату труда в аналогичных организациях бюджетной сферы. В указанных обстоятельствах перед государством-работодателем стоит задача переориентации стихийно складывающегося несбалансированного регулирования заработной платы в социально-культурных отраслях на обеспечение воспроизводства квалифицированных работников, активизацию факторов, стимулирующих результативный труд, а также адекватное отражение в уровнях оплаты труда изменяющихся спроса и предложения на рабочую силу. Функционирование такого механизма призвано обеспечивать реализацию на практике принципа «равная оплата за равный труд» применительно к работникам преимущественно умственного труда.


Регулирование заработной платы в зависимости от количества и качества труда. Количество труда работника определяется количеством отработанного им рабочего времени (в часах, днях) или объемом выполненной работы. Качество труда характеризуется сложностью выполняемой работы или квалификацией работника. Дифференциация заработной платы по категориям персонала в организациях культуры осуществляется в зависимости от требуемых на данном рабочем месте профессиональной подготовки, физических и умственных усилий, ответственности за персонал или использованные средства и предметы труда. Оценка качества труда Осуществляется с помощью тарификации работ — отнесения видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Учет индивидуальных и коллективных результатов труда. В сфере культуры проблема зависимости величины заработной платы работников от затрат и полезных результатов их труда имеет свои особенности. Прежде всего, в этих организациях коллективный результат труда, как правило, не может быть выражен в виде прибыли. Однако на макроуровне величина внутреннего валового продукта (ВВП) является косвенным измерителем полезного результата функционирования социальной сферы, поскольку ее продуктом выступает человеческий компонент производительных сил общества. Следовательно, прирост ВВП должен вызывать как минимум пропорциональное увеличение средств, которые могут быть направлены на оплату труда работников социальной сферы, в том числе бюджетных организаций культуры и искусства.

Формы и системы заработной платы представляют собой механизм организации и регулирования заработной платы, обеспечивающий учет количества и качества труда работника. Система оплаты труда - это способ установления зависимости между величиной оплаты труда работника и результатами его работы с помощью показателей, характеризующих меру (норму) труда и норму его оплаты. Системы оплаты труда делятся на группы в зависимости от основного показателя, применяемого для определения результата труда. Такие группы принято называть формами оплаты труда. В зависимости от конкретных условий организации применяют две традиционные формы оплаты труда: повременную и сдельную.

Повременная оплата - форма оплаты труда по тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное работником время. Эта форма в последнее время получает все большее распространение, что связано с научно-техническим прогрессом, механизацией и автоматизацией производственных процессов, компьютеризацией управления. Сдельная оплата — форма оплаты труда по количеству выполненной работы при заданном уровне качества. Применяется в том случае, когда можно с достаточно большой точностью определить количество единиц заданной работы. В этой связи по сдельной форме преимущественно осуществляется оплата труда рабочих на основе норм труда (норм выработки, времени, трудоемкости и др.), установленных с учетом особенностей технологии выполняемых работ и организации труда.


Формы оплаты труда подразделяются на ряд систем. Повременная форма содержит две основные системы - простую повременную и повременно-премиальную. При простой повременной системе заработная плата начисляется работнику по присвоенной ему тарифной ставке или должностному окладу за фактически отработанное время. По способу начисления заработной платы эта система подразделяется на почасовую, поденную и помесячную.

Повременная форма оплаты труда, как правило, сочетается с различными премиальными системами. Эта система называется повременно-премиальной. По этой системе работник в дополнение к тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время получает премию за конкретные достижения в работе по установленным показателям. Именно на этой системе основывается механизм организации и регулирования оплаты труда для большинства категорий работников культуры и искусства.

Сдельная форма оплаты труда содержит следующие основные системы:

  • сдельно-прогрессивная: часть заработной платы начисляется по обычным сдельным расценкам, а другая часть - по прогрессивным расценкам с целью стимулирования работника на увеличение объема выполняемых работ;

  • аккордная: заработная плата выплачивается за полностью выполненную работу, объем которой заранее просчитан по нормам труда и сдельным расценкам и оговорен в трудовом соглашении;

  • бригадная (коллективная): заработная плата начисляется по результатам труда бригады или коллектива в целом и распределяется между работниками по коэффициенту трудового участия или в другом порядке, определяемом членами бригады (коллектива);

  • сдельно-премиальная: сочетает сдельную оплату труда и различные премиальные выплаты.

Меры, направленные на применение такой системы оплаты труда, которая обеспечивает заинтересованность работников в повышении эффективности своего труда и создает основы для справедливого вознаграждения за его результаты, определяют механизм организации и регулирования оплаты труда.

От того, какая форма оплаты труда используется в организации, зависит структура заработной платы, которая включает следующие основные элементы: тарифные ставки (оклады), доплаты, надбавки, премии, районные коэффициенты. Тарифная ставка — фиксированная норма оплаты труда за единицу времени. В зависимости от времени работы и характера применения различаются часовая, дневная и месячная тарифные ставки. В зависимости от сложности выполнения работ тарифные ставки дифференцируются по тарифным разрядам.