Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1203

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

По своей экономической природе и функциональному назначению тарифная ставка и оклад одинаковы. Различие между ними состоит в том, что величина часовых и дневных ставок устанавливается исходя из годового фонда рабочего времени (в днях или часах), и оплата в этом случае колеблется каждый месяц, а оклад и месячная тарифная ставка устанавливаются в фиксированной величине независимо от продолжительности рабочего периода в месяце. Таким образом, оклад и месячная тарифная ставка равнозначны. На практике тарифные ставки применяются для оплаты труда рабочих, а оклады - для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих. Для работников, занимающих в соответствии со штатными расписаниями своих организаций штатные должности, вместо термина «оклад», как правило, применяется термин «должностной оклад» - ежемесячный размер оплаты труда работников, зависящий от занимаемой должности, требований к квалификации и деловых качеств работников.

Оплата труда по тарифным ставкам (окладам) считается основной частью оплаты труда и складывается в тарифную систему, которая с практической точки зрения представляет собой совокупность ставок заработной платы (тарифных ставок, должностных окладов) и условий их применения. Тарифная система строится на основе тарификации работ - отнесения работ к различным разрядам или квалификационным категориям по признаку сложности труда. Тарификация работ осуществляется при помощи тарифного нормирования - группировки работ, относимых к той или иной профессии (должности), по степени сложности, точности и ответственности.

Многолетняя практика тарифного нормирования в нашей стране позволила разработать Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), основанный на аналитическом методе оценки сложности труда. Работы и профессии здесь сгруппированы по производствам и видам работ независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организации. ЕТКС используется для тарификации работ и установления квалификационных разрядов рабочим всех отраслей экономики.

Оценка сложности труда руководителей, специалистов и служащих базируется на иных принципах, учитывающих специфику управленческого труда. В ее основу была положена квалификационно-должностная группировка работ исходя из их функционального назначения в системе управления. На базе должностной группировки работ разработан Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащий описание работ и требования к знанию, умению и необходимому трудовому опыту для работников, которые будут занимать соответствующую должность. Квалификационный справочник дополняется отраслевыми квалификационными характеристиками, разработанными министерствами и ведомствами по единой методологии.


Не менее важной задачей, которую должна решать тарифная система, является установление коэффициентов нарастания оплаты от одной тарифной группы к другой внутри каждого направления тарификации: по сложности и интенсивности труда, значимости видов трудовой деятельности и условиям труда на рабочем месте. Совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им коэффициентов нарастания (тарифных коэффициентов), с помощью которых устанавливается непосредственная зависимость оплаты труда работников от их квалификации, принято называть тарифными сетками. При установлении тарифных условий оплаты труда они зачастую преобразуются в схемы должностных окладов и тарифных ставок. В одной и той же организации могут применяться различные тарифные сетки для установления тарифных условий оплаты труда работников основного и вспомогательного производства, сдельщиков и повременщиков и пр.

Тарифная система служит базой для организации заработной платы на основе других ее элементов. Так, доплаты к основной части заработной платы учитывают дополнительные трудозатраты работника, которые носят постоянный характер и связаны со спецификой отдельных видов труда, рабочих мест и условий труда. Надбавки - это выплаты стимулирующего характера, которые имеют цель поощрения работника за достижения в труде, повышение квалификации и профессионального мастерства, за непрерывный стаж работ или выслугу лет, а также за работу в неблагоприятных климатических условиях (северные надбавки) и в определенной сфере деятельности. Премии — элемент заработной платы, призванный стимулировать работников к улучшению количественных и качественных показателей в работе и обеспечить связь заработной платы с результатами труда. Районный коэффициент — норматив, в соответствии с которым осуществляются дополнительные выплаты к заработной плате, призванные компенсировать работникам различия в стоимости жизни, обусловленные дополнительными потребностями населения в регионах с суровыми природно-климатическими условиями.

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, нормы труда, должностные обязанности работника) отнесены Трудовым кодексом к существенным условиям трудового договора -соглашения между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель предоставляет работнику работу по определенной трудовой функции. Это означает, что изменение условий оплаты труда работодателем допускается только на основании письменного согласия работника. Работодатель должен поставить в известность работника об этих изменениях не позднее чем за два месяца до их введения и сделать это в письменной форме. Условия оплаты труда устанавливаются:


  • работникам организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и другими нормативно-правовыми актами;

  • работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) — законами и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации;

  • работникам других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации, трудовыми договорами.

Таким образом, все организации культуры и искусства при определении условий оплаты труда разделены на две группы:

  • государственные и муниципальные бюджетные учреждения, в том числе те, которые помимо средств из бюджетов различных уровней имеют дополнительные средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

  • другие организации культуры и искусства, имеющие различный правовой статус и формы собственности.

Для организаций первой группы система оплаты труда определяется государством и устанавливается законами и другими нормативными правовыми актами. В настоящее время оплата труда работников этих организаций осуществляется на основе Единой тарифной сетки.

12.3.

ЕТС в сфере культуры. Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС), как уже говорилось, введена в 1992 г. Переход к оплате труда на основе ЕТС представлял собой крупную реформу в организации оплаты труда. Ранее действовавшие отраслевые, ведомственные, индивидуальные принципы организации оплаты работников бюджетных отраслей заменены едиными межотраслевыми (межпрофессиональными), суть которых состоит в равной оплате за равносложный труд, независимо от места его приложения, а также в социальных гарантиях оплаты в размере тарифной ставки (оклада) соответствующего разряда за выполнение нормы труда (должностных обязанностей), соблюдение ее количественных и качественных параметров.

По сфере применения ЕТС является наиболее крупной системой организации заработной платы. На сегодняшний день на основе этой системы, носящей межотраслевой характер, устанавливаются условия оплаты труда примерно 15 млн. человек, занятых в образовательных учреждениях, организациях здравоохранения, науки, культуры и других отраслях экономики. Так, на основе ЕТС регулируется оплата труда работников государственных и муниципальных библиотек, культурно-досуговых учреждений, музеев, организаций исполнительских искусств и других учреждений культуры и искусства, финансирование которых осуществляется из федерального и региональных бюджетов.


Организация и регулирование тарифных условий оплаты труда на основе ЕТС включают следующие основные элементы:

  • установление тарифной ставки первого разряда;

  • определение поразрядной дифференциации уровней тарифных ставок (окладов) на основе тарифных коэффициентов;

  • тарификацию работ на основе тарифного нормирования;

  • отнесение к разрядам оплаты труда категорий работников и профессионально-квалификационных групп;

  • тарификацию рабочих и аттестацию руководителей, специалистов и служащих.

С 1999 г. функционирование ЕТС осуществляется на основе федерального закона № 22-ФЗ от 4 февраля 1999 г. «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы». Согласно требованиям этого закона установление тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС стало прерогативой федерального закона, а тарифные ставки второго и последующих разрядов определяются правительством Российской Федерации исходя из размера тарифной ставки первого разряда и тарифных коэффициентов.

Тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС фактически определяет уровень оплаты труда работников бюджетной сферы и по своей сути является бюджетообразующим нормативом. Ее размер определен федеральным законом № 139-ФЗ от 25 октября 2001 г. «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» и установлен с 1 января 2005 г. в сумме 720 руб. в месяц. Тарифные коэффициенты устанавливаются с учетом соотношения между двумя крайними разрядами ЕТС. По мере роста ставки первого разряда ЕТС это соотношение за прошедшие 10 лет неоднократно пересматривалось и с 1 декабря 2001 г. составляет 1:4,5 (табл. 12.1).

ЕТС представляет собой единую шкалу разрядов оплаты труда и совокупности тарифных коэффициентов, с помощью которых осуществляется дифференциация тарифных ставок (окладов) в зависимости от сложности труда и квалификации работников. Шкала ЕТС предусматривает 18 разрядов оплаты труда, каждому из которых соответствует определенный тарифный коэффициент. Тарифной ставке (окладу) первого разряда соответствует тарифный коэффициент 1,00. Размеры тарифных ставок и должностных окладов определяются путем умножения тарифной ставки первого разряда на соответствующие тарифные коэффициенты. Построением единой шкалы определена поразрядная дифференциация уровней тарифных ставок (окладов) по категориям работников (табл. 12.1).


Таблица 12.1. Тарифные разряды, тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) ЕТС (на 1 января 2005 г.)

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты

Тарифные ставки (оклады), руб.

1

1.00

720

2

1,12

804

3

1,23

888

4

1,37

984

5

1,52

1092

6

1,68

1212

7

1,85

1332

8

2,03

1464

9

2,23

1608

10

2,45

1764

1 1

2,68

1932

12

2,90

2088

13

3,13

2256

14

3,37

2424

15

3,63

2616

16

3,90

2808

17

4,20

3024

18

4,50

3240