Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1337

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

*Размеры тарифных ставок (окладов) округлены до целых рублей.

Далее на единой шкале были размещены различные отраслевые системы оплаты труда с соблюдением единого межотраслевого подхода, т. е. осуществлена группировка равных по сложности видов работ и квалификации исполнителей на одинаковых тарифных разрядах независимо от отрасли и организации, в которых они работали. Порядок отнесения различных категорий работников к разрядам оплаты труда ЕТС определен постановлением правительства Российской Федерации № 785 от 14 октября 1992 г. «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» с последующими дополнениями и изменениями.

Тарификация работ является главным содержанием любой тарифной системы. Эта работа выполнялась с учетом анализа сложности различных видов работ в отраслях бюджетной сферы на основе тарифного нормирования. Отнесение отраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих к разрядам оплаты ЕТС было осуществлено с учетом тарификации общеотраслевых должностей. Так, например, инженеры и экономисты различных специальностей были тарифицированы 6-11-м разрядами, а технологи, конструкторы, электроники, математики и программисты - 6-13-м разрядами. Таким образом, тарифные ставки и должностные оклады по общеотраслевым должностям специалистов и служащих установлены в едином диапазоне, независимо от отрасли и организации, в которой они работают.

Для осуществления на практике тарификации руководителей, специалистов и других категорий служащих учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы были разработаны и соответствующими министерствами (ведомствами) утверждены квалификационные требования. В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих квалификационные характеристики были дополнены квалификационными требованиями. Эти требования были даны по разрядам оплаты, предусмотренным ЕТС. В основу дифференцированных требований были положены профессиональное образование и стаж работы в соответствующей должности (или на аналогичных должностях).

На этапе введения условий оплаты труда работников бюджетных отраслей на основе ЕТС были согласованы принципы тарификации всех категорий работников культуры и искусства (руководителей, специалистов и служащих) и порядок установления им разрядов оплаты труда в соответствии с постановлением Минтруда России № 8 от 1 февраля 1995 г. «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации» с последующими дополнениями и изменениями.


Пример 12.1

ЕТС в организациях культуры и искусства. В качестве примера приведем расположение на единой шкале основных категорий работников организаций культуры и искусства по состоянию на 1 сентября 2003 г. (Наименование должностей работников и диапазон разрядов).

1.Театры, концертные организации, музыкальные и танцевальные коллективы, цирки

Руководители

Директор 14-17

Заведующий отделом по основной деятельности, службой, цехом 11-14

Главный администратор 11-14

Заведующий производственной мастерской 11-14

Заведующий костюмерной7-8

Заведующий билетными кассами 5-6

Художественный персонал

Художественный руководитель 15-18

Главные: режиссер, дирижер, балетмейстер, художник 14-17

Режиссер-постановщик 13-15

Балетмейстер-постановщик 13-15

Художник-постановщик 13-15

Дирижер . 13-15

Балетмейстер 9-12

Хормейстер9-12

Художники всех специальностей 9-14

Помощник главного режиссера 11-13

Репетитор по вокалу 8-11

Репетитор по балету 8-11

Ассистенты: режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера,

помощник режиссера 7-9

Суфлер 5-7

Артистический персонал________________________

Театры

Артист-вокалист (солист)8-15

Артист балета 7-15

Артист оркестра8-15

Артист хора 6-12

Артист драмы8-15

Артист театра кукол (кукловод) 8-15

Артист вспомогательного состава театров 5-6

Музыкальные коллективы

Артист симфонического, камерного, духового,

эстрадно-симфонического оркестров, оркестра народных инструментов 9-15

Артист оркестра ансамблей песни и танца,эстрадного оркестра 6-13

Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива 8-13

Артист хора, ансамбля песни и танца, хорового коллектива 8-13

Концертные организации

Артисты — концертные исполнители всех жанров 5-15

Аккомпаниатор-концертмейстер5-14

Технические исполнители (служащие) ____

Администратор (старший администратор) 7-11


Контролер билетов 3-4

Мастер-художник по созданию и реставрации музыкальных инструментов 8-14

2. Культурно-просветительные учреждения и организации

Библиотеки

Руководители

Директор 11-16

Заведующий филиалом 10-14

Заведующий сектором (отделом) 10-14

Главный библиотекарь 11-14

Главный библиограф 11-14

Ученый секретарь 10-14

Специалисты

Библиотекарь 5-11

Библиограф 6-11

Методист 7-13

Редактор 6-10

Музеи и выставки

Руководители

Директор 11-16

Заведующий филиалом 10-14

Главный хранитель фондов 12-15

Заведующий отделом (сектором) 11-14

Заведующий передвижной выставкой 10-13

Заведующий реставрационной мастерской 11-14

Ученый секретарь 11-14

Методист 7-13

Художник-реставратор 7-15

Лектор, экскурсовод _ 6-11

Организатор экскурсий 6-8

Технические исполнители (служащие)

Смотритель музея 3-4

Клубные учреждения, парки культуры и отдыха

Руководители

Директор 11-16

Художественный руководитель 12-15

Заведующий отделом (сектором) 10-14

Заведующий аттракционом 10-12

Заведующий художественно-оформительской мастерской 9-12

Специалисты

Методист 7-13

Редактор 6-10

Художник-постановщик 9-13

Режиссер, дирижер, балетмейстер, хормейстер 9-13

Руководитель кружка 5-8

Аккомпаниатор 6-8

Культорганизатор 6-8

Присвоение конкретному работнику разряда оплаты труда в границах соответствующего диапазона разрядов производится с учетом квалификационных требований и квалификационных характеристик по каждой должности и профессии. С целью установления соответствия работника занимаемой должности и определения разряда оплаты в соответствии с ЕТС производится периодическая аттестация руководителей, специалистов и служащих бюджетных учреждений. Постановлением Минтруда России и Минюста России № 27 от 23 октября 1992 г. были утверждены Основные положения о порядке проведения аттестации. На их основе разработано и утверждено отраслевое положение и методы оценки квалификации и профессиональной компетенции работников культуры и искусства, учитывающие специфику трудовых функций, выполняемых работниками по занимаемой должности.


Присвоение разряда оплаты труда руководителю организации зависит от масштаба руководимого объекта, требований к квалификации (стаж и образование). При этом для оценки масштабов и сложности руководства тем или иным объектом учитывается объем оказываемых организацией услуг (например, для библиотек - количество книговыдач, для музеев — число посещений и т. д.), численность работников и другие специфические для них показатели. На основе систематизации этих показателей организации относятся к группам по оплате труда руководителей. Кроме групп по оплате труда имеет значение общественный статус организации. Так, к 16-му разряду оплаты труда отнесены руководители библиотек, имеющих общероссийское и межрегиональное значение по перечню, утверждаемому Минкультуры России. Руководителям библиотек, отнесенных к 1, 2, 3 и 4-й группам по оплате труда, присваиваются соответственно 15,14,13 и 12-й разряды ЕТС. Руководителю библиотеки, не отнесенной к группе по оплате, присваивается 11-й разряд. При этом для занятия должности директора библиотеки необходимы высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

От группы по оплате труда зависит размер должностного оклада не только директора, но и других работников, отнесенных к профессионально-квалификационной группе руководителей, - заместителя директора, главного бухгалтера, главного инженера, руководителей структурных подразделений и др. Группы по оплате труда руководителей разрабатываются по видам организаций (библиотекам, музеям, клубным учреждениям, театрам и т. д.). Разработка этих групп относится к компетенции Минкультуры России. Должностной оклад руководителю устанавливается на основе присвоенного ему разряда ЕТС и фиксируется в трудовом договоре.

Специалистам и служащим организаций культуры и искусства разряды оплаты труда присваиваются руководителем организации с учетом мнения аттестационной комиссии и на основе предъявляемых к нему квалификационных требований. Приведем конкретный пример.

Пример 12.2.

Квалификационные требования для библиотекарей. Подобные квалификационные требования разрабатываются по каждой должности специалистов и служащих для разных организаций культуры.

11-й разряд (ведущий библиотекарь)

Высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря 1-й категории не менее 3 лет

9-10-й разряды (библиотекарь1-й категории)

Высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря 2-й категории не менее 3 лет

7-8-й разряды (библиотекарь2-й категории)

Высшее профессиональное образование без предъявлений требований к стажу или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря не менее 3 лет

6-й разряд

Среднее профессиональное образование без предъявлений требований к стажу или среднее общее образование и курсовая подготовка


Необходимо иметь в виду, что квалификационные требования служат лишь основанием для установления разряда. Окончательное решение принимается аттестационной комиссией и руководителями соответствующих организаций культуры.

Тарифные разряды рабочим присваиваются в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), который сохранил роль нормативного документа в вопросах тарификации труда в условиях функционирования ЕТС. Тарифные ставки рабочим устанавливаются в диапазоне 1-8-го разрядов ЕТС.

Система оплаты труда работников организаций культуры и искусства на основе ЕТС не ограничивается только тарифными ставками и должностными окладами, в ней в полной мере применяются и другие элементы заработной платы.

Стимулирующие выплаты — различные системы надбавок и премирования:

  • премии, надбавки за основные результаты работы, увязывающие оплату труда с уровнем выполнения трудовых обязанностей работником, с достижением определенных показателей работы;

  • персональные надбавки, увязывающие оплату труда с личными деловыми качествами работника, уровнем его профессионального мастерства, его индивидуальными качествами, отношением к работе;

  • единовременные премии, надбавки на время выполнения определенной работы, увязывающие оплату труда с какими-либо достижениями, не носящими систематического характера, с выполнением важных и ответственных работ или с общими коллективными результатами работы в течение определенного календарного периода.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации размеры, порядок и условия применения стимулирующих выплат устанавливаются:

  • в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, - в порядке, определяемом правительством Российской Федерации;

  • в учреждениях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - в порядке, определяемом органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

  • в учреждениях, финансируемых из местного бюджета, - в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

Постановлением правительства Российской Федерации № 785 от 14 октября 1993 г. определен порядок установления стимулирующих выплат для бюджетных организаций федерального уровня. Этим организациям предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры и виды стимулирующих выплат. При этом стимулирующие выплаты (надбавки, премии и др.) предельными размерами не ограничиваются. Этот порядок рекомендован для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Вместе с тем, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать другой порядок применения стимулирующих выплат для работников организаций, финансируемых из их бюджетов. Руководителям бюджетных организаций культуры и искусства также устанавливаются стимулирующие выплаты. Размеры, порядок и условия применения подобных выплат определяются вышестоящей организацией в заключаемых с ними трудовых договорах.