Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливается с целью компенсации работникам повышенных расходов в связи с проживанием в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. Механизм этой оплаты основан на использовании районного регулирования заработной платы с применением районных коэффициентов и надбавок к заработной плате.

Пример 12.3.

Районные коэффициенты. По отдельным территориям Российской Федерации установлены следующие районные коэффициенты:

Районы Крайнего Севера

Северо-восточные районы 1,60-2,00

Северные районы Сибири 1,40-1,80

Северные районы европейской части России 1,40-1,50

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера

Дальневосточные районы 1,40-1,60

Южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири 1,20-1,30

Европейский Север (кроме районов Крайнего Севера) 1,15-1,20

Южные районы Западной Сибири, Урал 1,15-1,20

Кроме районных коэффициентов работникам, занятым на работах в высокогорной, пустынной и безводной местностях устанавливается специальный коэффициент. Коэффициент за работу в высокогорной местности устанавливается в зависимости от высоты над уровнем моря, на которой ведется работа: от 1500 до 2000 м - до 1,15; от 2000 до 3000 м - до 1,30; свыше 3000 м - до 1,40. Коэффициент за работу в пустынной и безводной местности дифференцируется в пределах от 1,10 до 1,40. Районные коэффициенты начисляются на всю заработную плату работников без ограничения размеров, кроме надбавок за работу в районах Крайнего Севера и персональных надбавок. За непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской, Читинской областей, в отдельных районах республик Бурятия, Тува, Хакасия устанавливаются надбавки к заработной плате. Надбавки начисляются в процентном отношении на фактический заработок. Процентная надбавка устанавливается в зависимости от непрерывного стажа работы в определенной местности.

Оплата труда при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника осуществляется в виде доплат, устанавливаемых в процентах к тарифной ставке или должностному окладу ЕТС. Под совмещением профессий или должностей понимается выполнение работником наряду со своей работой, обусловленной трудовым договором, дополнительных обязанностей по другой профессии или должности в пределах нормы рабочего времени. При временном отсутствии работника в связи с болезнью, отпуском, командировкой или по другой причине его обязанности могут быть возложены на другого работника без освобождения его от основной работы.


Совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника оформляется в дополнение к трудовому договору приказом руководителя организации. Размер доплат определяется по соглашению сторон. Очевидно, что дополнительная работа по другой профессии или должности может быть поручена работнику только в том случае, если он по уровню своей квалификации в состоянии ее выполнить. Поэтому совмещение профессий и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, как правило, осуществляются в пределах той категории персонала, к которой относится работник.

Оплата труда за работу в ночное время производится в виде доплат, устанавливаемых в процентах к тарифной ставке (окладу) ЕТС, за каждый час работы в ночное время. Ночное время считается с 22 до 06 часов. Большинство организаций культуры и искусства применяют доплату в размере 20% тарифной ставки (оклада). В отдельных организациях размер этих доплат увеличен до 35% ставки.

Оплата труда за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Работа за пределами рабочего времени подразделяется на сверхурочную работу и работу по совместительству. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Оплата труда при работе по совместительству производится на тех же условиях, которые применяются для работников, занятых на работе в основное рабочее время.

При повременной форме оплата осуществляется пропорционально отработанному времени по установленной тарифной ставке или должностному окладу. При этом работнику могут устанавливаться все предусмотренные выше стимулирующие выплаты. Оплата труда по этому основанию может быть также установлена за определенный объем работ (норму труда). Важно, чтобы этот объем соответствовал продолжительности работы на условиях совместительства, которая согласно Трудовому кодексу не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю.

Оплата труда в выходные и праздничные дни, которые оплачиваются по месячным тарифным ставкам или должностным окладам, осуществляется в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной или праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы. Важно отметить, что для работников, получающих месячный оклад, должна быть определена часовая или дневная ставка. Также важно определить, включалась ли работа в выходной или нерабочий праздничный день в норму рабочего времени (т. е. предусматривалась ли заранее работа в эти дни) или она производилась сверх нормы.


Многим работникам организаций культуры и искусства нередко приходится работать в выходные и праздничные дни, и поэтому еще одним существенным обстоятельством является то, что по желанию работника оплата труда в такие дни может быть заменена предоставлением ему другого дня отдыха.

12.4.

Полномочия органов власти в вопросах оплаты труда. Конституция Российской Федерации устанавливает, что вопросы трудового законодательства являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что предусмотренные федеральными законами нормы трудового права обязательны для всех уровней исполнительной власти. Вместе с тем, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе принимать законодательные акты, содержащие социальные гарантии, которые превышают федеральные нормы.

С изменением системы взаимоотношений федерального центра и регионов бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления стали самостоятельными. Важная особенность бюджетной сферы состоит в том, что основная доля затрат по финансированию организаций и учреждений этой сферы приходится на бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В целом она составляет более трех четвертей (до 80%) всех затрат по оплате труда, а по учреждениям культуры и искусства - 88%. В связи с этим представляется важным рассмотреть существующий порядок разграничения полномочий органов государственной и муниципальной власти в вопросах оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов. Этот порядок был закреплен в рекомендациях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2005 г.в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса и Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г..

На федеральном уровне предусматриваются полномочия по организации оплаты труда работников федеральных государственных учреждений на основе ЕТС, в частности установление соотношения между двумя крайними разрядами ЕТС (федеральным законом), размера тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС, тарифных коэффициентов и тарифных ставок (окладов) второго и последующих разрядов ЕТС (постановлениями правительства Российской Федерации). За правительством Российской Федерации закреплены исполнительно-распорядительные функции по финансовому обеспечению расходов на заработную плату работников федеральных учреждений и формированию финансовой помощи для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в части расходов на заработную плату. Федеральным законом устанавливается минимально допустимый уровень заработной платы на всей территории Российской Федерации.


Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предоставляется право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников, соответственно, государственных и муниципальных учреждений, в частности устанавливать размеры тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС, дифференциацию в уровнях оплаты труда работников и размеры тарифных ставок по разрядам ЕТС. Все эти вопросы регулируются законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления. За исполнительными органами на региональном и местном уровнях закрепляются функции по финансовому обеспечению расходов на заработную плату работников подведомственных учреждений. Условия оплаты труда, установленные правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти для работников федеральных государственных учреждений, являются рекомендательными для работников учреждений регионального и муниципального подчинения. При наличии в соответствующих бюджетах необходимых финансовых средств могут устанавливаться тарифные ставки (оклады) в более высоких размерах, чем это предусмотрено на федеральном уровне. Это не касается регионов и муниципальных образований, получающих дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности.

Ряд субъектов Российской Федерации активно используют свои права в части установления повышенных норм оплаты труда. Как правило, это так называемые субъекты-«доноры», которые не получают дотаций из федерального бюджета. Повышение заработной платы осуществляется путем установления региональных надбавок работникам подведомственных учреждений за счет средств собственного бюджета субъекта и местных бюджетов данного региона. Под региональными надбавками понимаются не только собственно надбавки к тарифным ставкам, но и повышение ставок на определенный процент, дополнительные условия оплаты труда сверх федеральных норм (за ученую степень, профессиональное мастерство, высокую квалификацию, за непрерывный стаж работы и т. д.).

Все эти выплаты осуществляются в целях повышения оплаты труда работникам организаций культуры и искусства, поскольку федеральные нормы на сегодняшний день не обеспечивают приток квалифицированных кадров в эту важнейшую для жизни страны отрасль. Так, за счет региональных надбавок уровень оплаты труда в бюджетных организациях Москвы и Московской области значительно превышает федеральный уровень.


Гораздо большую проблему представляют взаимоотношения с субъектами Российской Федерации, которые испытывают нехватку бюджетных средств, в том числе на выплату заработной платы. Это является одной из причин сохранения негативной тенденции существования задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетных организаций. Большинству субъектов Российской Федерации постоянно оказывается финансовая помощь в соответствии с утвержденными лимитами финансирования путем перечисления им средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что ЕТС используется при выполнении различных расчетов для формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Кроме того, ЕТС выполняет функции одного из элементов межбюджетных отношений. Именно с учетом этой системы определяются размеры трансфертов и суммы материальной помощи субъектам Российской Федерации на оплату труда работников бюджетных учреждений территорий. Трансферты и ссуды, перечисляемые из фонда финансовой поддержки, не имеют целевого назначения. Адресное распределение средств, направляемых субъектам Российской Федерации, осуществляется непосредственно органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом с региональных органов власти не снимается ответственность за рациональное использование финансовой помощи и мобилизацию собственных финансовых ресурсов, позволяющих обеспечить выплату заработной платы.

Изменения, происходящие в жизни страны, прежде всего в экономике, постоянно вынуждают искать новые подходы к организации заработной платы, определять направления ее реформирования. В многочисленных дискуссиях и обсуждениях на страницах печати все больше критики высказывается в отношении системы оплаты труда на основе ЕТС. Эта критика главным образом сводится к следующему. В условиях высокой инфляции ЕТС сыграла свою положительную роль. Она обеспечила механизм поддержания соотношений по тарифным ставкам (окладам) и принятие согласованных решений по повышению уровня оплаты труда работников всей бюджетной сферы, принимаемых в целях компенсации роста потребительских цен. Со снижением темпов инфляции жесткая систематизация должностей в рамках ЕТС становится неоправданной. Применение системы оплаты труда на основе ЕТС в дальнейшем не позволит учитывать особенности и различия деятельности отдельных категорий работников различных отраслей бюджетной сферы.