Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1387

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Формирование налоговой системы Российской Федерации началось в 1990-е гг. сразу же после провозглашения суверенитета России и избрания первого состава Верховного Совета республики. Уже в декабре 1991 г. парламент принял закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», установивший общие принципы налогообложения юридических и физических лиц, и пакет законодательных актов о налогах и сборах, которыми предусматривалось введение в стране 17 видов федеральных, 5 видов региональных и 22 вида местных налогов, сборов и пошлин.

Демократические преобразования, осуществленные в эти годы, естественно, сказались на социальной направленности принятых законов. В большинстве из них были установлены льготные режимы налогообложения организаций культуры, образования, науки, а также предусмотрено материальное стимулирование предприятий, организаций, учреждений и граждан, вкладывающих свои средства в развитие этих сфер деятельности. Этими же принципами руководствовались субъекты Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления, принимая законодательные и нормативно-правовые акты по налогам и сборам, предусмотренные их компетенцией. Протекционистская позиция государства в отношении культуры в налоговых законах 1991-1993 гг. проявилась в освобождении учреждений культуры и искусства от уплаты подавляющего большинства налогов, включая налоги на землю, имущество, прибыль, добавленную стоимость, в уменьшении налогооблагаемой базы предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих за счет прибыли или собственных доходов финансовую поддержку этим учреждениям.

Однако качество многих законодательных налоговых актов, выработанных в эти годы, было невысоким. Сказались отсутствие продуманной налоговой стратегии у государства, должного опыта у разработчиков и сжатые сроки, отведенные на их подготовку. Система оказалась неэффективной, громоздкой и плохо управляемой. В принятые законы начали вносить многочисленные изменения, дополнения, другие поправки, существенно усложняющие как положение налогоплательщиков, так и работу налоговых органов.

Необходимость реформы стала очевидной, как очевидны и основные ее направления - сокращение числа налогов, снижение величины налогового бремени, отмена неэффективных налогов и сборов, уточнение правил формирования налоговой базы. Эти и другие задачи был призван решить Налоговый кодекс, формирование которого началось во второй половине 1990-х гг.


14.1.

Основы налоговой системы Российской Федерации. Первый этап формирования налоговой системы завершился принятием в июле 1998 г. первой части Кодекса, включающей общие положения, правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов, принципы организации налогового контроля и ответственности за налоговые правонарушения.

Кодекс установил принципиальные основы налогового законодательства. Среди них:

  • всеобщность и равенство налогообложения;

  • запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, их социального положения, национальности, убеждений, или места происхождения капитала;

  • экономическая обоснованность налогов и сборов, недопустимость их произвольного установления, введения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав;

  • запрет на установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство России;

  • единство налоговой политики и системы налогов, строгое разграничение полномочий в области налогообложения между Федерацией, субъектами Федерации и местным самоуправлением;

  • ясность налогового законодательства, исключающая возможность его произвольного толкования, с тем чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить;

  • обязательность условий установления налогов — определение налогоплательщиков и элементов налогообложения, т. е. объектов налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налогов и сроков их уплаты.

В Налоговом кодексе установлены разграничение налогов и сборов и их перечень по видам — федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы и местные налоги, определен порядок их утверждения и территориального применения. К числу федеральных отнесено 16 видов налогов, сборов и пошлин, региональных - 7 (в том числе налог с продаж, отмененный с 1 января 2004 г.), а также налог на имущество организаций, действие которого на территории субъектов Российской Федерации будет прекращено после принятия закона «О налоге на недвижимость», к числу местных - 5 (в том числе земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые утратят силу на соответствующей территории после введения в действие налога на недвижимость). Законодательные акты, утверждающие эти налоги, составляют вторую часть Налогового кодекса, которая была принята в июле 2000 г. и последовательно дополняется до настоящего времени.


Таким образом, к началу 2004 г. налогообложение регулировалось как законами, вошедшими в Налоговый кодекс, так и сохранившими свою силу законодательными актами, принятыми в начале девяностых годов: «Об основах налоговой системы Российской Федерации (в редакции от 1 января 2001 г.), «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями), «О налоге на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями), «О налоге на имущество предприятий» (с изменениями и дополнениями), «О налоге на рекламу», «О таможенном тарифе» и др. Все они утратят силу после завершения их пересмотра и включения во вторую часть Налогового кодекса.

Платежи по налогам и сборам в соответствии с Кодексом устойчиво поступают в бюджеты всех уровней и являются главным источником их доходов. Так, в 2001 г. налоговые поступления составили 87,3% доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, в том числе 91,6% доходов федерального бюджета и 66,9% доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Экономическая весомость и структура налоговых поступлений в федеральном и региональном бюджетах существенно различаются, что связано с принятыми в конкретных законах принципами их направления. В Федеральном бюджете 2001 г. основными источниками являлись налог на добавленную стоимость - 43,8% всех налоговых доходов, таможенные пошлины и таможенные сборы -22,7%, налог на прибыль предприятий и организаций -14,6% и акцизы — 13,9%. Такая структура налоговых доходов сохранилась и в последующие годы.

Основными источниками налоговых доходов региональных бюджетов в 2001 г. являлись налог на прибыль предприятий и организаций — 33,9%, налог на доходы физических лиц - 28,6%, налоги на имущество юридических и физических лиц - 10,0%, платежи за пользование ресурсами - 9,7%. Не претерпела существенных изменений эта структура налоговых поступлений и в 2002-2004 гг.

Такое распределение налоговых поступлений во многом определяет устойчивость и стабильность доходов федерального бюджета и слабость подавляющего большинства региональных бюджетов, живущих за счет перечислений, дотаций, субсидий и кредитов из федерального бюджета. Эта политика не может быть признана оптимальной. Она порождает иждивенчество, тормозит рост экономики, темпы социального развития, становление малого и среднего предпринимательства — основы экономического благополучия современного общества.

14.2.

Налогообложение организаций культуры. Налоговые правоотношения государства и организаций культуры на 1 января 2004 г. регулировали в основном:


  • федеральные налоги и сборы - налог на добавленную стоимость, налог на прибыль (доход) организаций, единый социальный налог, таможенные пошлины и сборы, федеральные лицензионные сборы;

  • региональные налоги и сборы - налог на имущество организаций, транспортный налог, региональные лицензионные сборы;

  • местные налоги и сборы - земельный налог, налог на рекламу, местные лицензионные сборы.

Налог на добавленную стоимость (НДС). Правовые нормы, регулирующие взимание налога на добавленную стоимость, включены в статьи 143-170 главы 21 Налогового кодекса. В соответствии с этими нормами плательщиками налога являются учреждения, индивидуальные предприниматели, а также лица, признанные налогоплательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом объектом налогообложения признаются: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации; передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ и услуг) в соответствии со статьями 153-162 Налогового кодекса. Налоговый период устанавливается как календарный месяц, а при оборотах в месяц менее одного миллиона рублей как квартал.

Ставка налогообложения установлена в размерах 0%, 10% и 18%. Ставка в размере 0% установлена для операций, которые в сфере культуры не совершаются. Ставка в размере 10% применяется в культуре при реализации периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением изданий и продукции рекламного и эротического характера. Эта же ставка применяется для редакционных и издательских работ, услуг по доставке указанных изданий и продукции. Ставка в размере 10% применяется и к услугам по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, не носящих рекламного и эротического характера. При реализации всех других видов товаров, работ и услуг применяется ставка налога в размере 18%. Причем НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет. В сфере культуры по ставке 18% облагаются только доходы, полученные от предпринимательской деятельности и сдачи имущества в аренду.


При формировании закона законодатели, соблюдая конституционные нормы о доступности культуры и необходимости сохранения культурного наследия, сохранили в основном социальную направленность НДС приданную этому налогу в начале 90-х гг. Так, в сфере культуры освобождены от налогообложения услуги по распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Не подлежит налогообложению реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов. Освобождена от налогообложения деятельность учреждений культуры и искусства по:

  • предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, животных, экспонатов и книг;

  • изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений;

  • звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек этих учреждений;

  • доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;

  • составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений;

  • предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства.

Закон о НДС определил также перечень учреждений культуры и искусства, к которым применяются указанные нормы. Это театры, кинотеатры, концертные учреждения и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы. Дома творчества, планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные природные и ландшафтные парки. В соответствии с законом не подлежат налогообложению работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, передача прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.