Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 786

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения

Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования

Выводы по первой главе исследования

ГЛАВА 2

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ

оздоровительного лагеря

Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году

Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в

Рисунок 2. Динамика контингента обучающихся в организациях дополнительного образования детей в Ростовской области

Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям

Рисунок. 4. Процентный состав категорий детей с нарушениями в развитии, занимающих по дополнительным образовательным программам

Обеспечение образовательной деятельности УДО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями

Условия реализации модели организационно-методического

Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного

Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены

Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения

Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ

Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом

Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены

Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены

Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены

Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены

Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены

Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены

Выводы по второй главе исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета «Я выбираю…»

Методика «Диагностика интереса»

Методика «Дерево»

Методика «Градусник»

Диагностика мотивации

Анкета участников мероприятия или занятия

Методика «Поведение в конфликтах»

Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»

Регистрационный бланк

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Регистрационный бланк

Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

Анкета итоговая (конец смены)

Приложение Б

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЭКСПРЕСС»»

Задачи программы:

Формы реализации:

ДОЛ « ЭКСПРЕСС» ОАО РЖД КАБАРДИНКА

внедряемые в старших классах общеобразовательных школ и используемые в качестве профориентационных программ дополнительного образования [20; 65; 85; 92 и др.]. Министерство просвещения Российской Федерации рекомендует включить модуль «Основы вожатской деятельности» в основные образовательные программы подготовки бакалавров, специалистов и магистров в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

Отметим, что внимание к профессиональному уровню кадрового состава современных детских оздоровительных лагерей является следствием существующих в настоящее время образовательных реалий. Пространство детского оздоровительного лагеря на сегодняшний день должно не только отвечать требованиям оздоровления и организованного отдыха детей, но и создавать условия для развития личности ребенка с учетом его специфических интересов и особенностей психического и физического состояния. Практика организации интегрированных лагерных смен в настоящее время актуализировала необходимость пересмотра требований к кадровому составу детского оздоровительного лагеря. Так, в случае необходимости руководитель детского оздоровительного лагеря обязан привлечь к реализации программы лагерной смены для детей с ограниченными возможностями здоровья специалистов, необходимых для реализации принципа доступности дополнительного образования и организации качественного отдыха «особенных» воспитанников.

Систематизируя вышесказанное, представим основные требования к кадровым условиям, необходимым для организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского
оздоровительного лагеря:

  • методист и педагог-психолог, осуществляющие организационно- методическое сопровождение дополнительного образования должны владеть навыками работы с разным контингентом воспитанников и быть готовыми оказать

необходимую методическую поддержку вожатым, педагогам-организаторам и воспитателям в отношении корректировки содержания их работы с детьми в процессе дополнительного образования с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей;

  • основными нормативными ориентирами при работе методиста и педагога-психолога с педагогическим составом детского оздоровительного лагеря являются требования профессиональных стандартов («Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Специалист в области воспитания», «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)»);

  • методист и педагог-психолог должны оказывать необходимую консультативную помощь руководству детского оздоровительного лагеря при подборе кадрового состава, максимально отвечающего потребностям детей с особенностями здоровья, поведения и развития.

Материально-технические условия также необходимы для осуществления организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря. Именно они определяют для администрации лагеря, методиста и педагога-психолога

возможность прогнозирования вероятного контингента детей, которые могут посетить детский оздоровительный лагерь, что, соответственно, позволяет определить возможную потребность в кадрах и содержательный вектор дополнительной общеразвивающей программы, а также возможные варианты методического обеспечения, необходимого для реализации дополнительного образования в условиях ДОЛ. Основным параметром определения материально-технических условий является оснащенность базы, которой располагает детский оздоровительный лагерь.

Отметим, что детские оздоровительные лагеря санаторно-курортного типа в большинстве случаев обладают развитой базовой инфраструктурой. В ней представлены жилые корпуса для воспитанников и персонала, помещения для проведения культурно-массовых мероприятий и кружковой работы, спортивные площадки, медицинский комплекс и столовая, то есть все то, что необходимо для

организации безопасного и разнообразного отдыха детей. Место нахождения детского оздоровительного лагеря и целевые ориентиры программ дополнительного образования определяют дополнительные варианты инфраструктурной оснащенности. Так, в зависимости от региона расположения детских оздоровительных лагерей, в их инфраструктуре могут быть дополнительные зоны рекреации, бассейны открытого и закрытого типа, вольеры для ухода за животными и занятий конным спортом и др. Отметим, что в большинстве
случаев определение целевых ориентиров реализуемой дополнительной образовательной программы сочетается с возможностями материально-технической базы детского оздоровительного лагеря в контексте обеспечения разнообразных потребностей воспитанников.

Тем не менее, несмотря на достаточно хорошую базовую и в некоторых случаях дополнительную оснащенность детских оздоровительных лагерей, необходимость обеспечения доступности дополнительного образования для детей различных категорий предъявляет дополнительные требования к материально- техническим условиям и стимулирует их дальнейшее развитие. Потребности некоторых категорий воспитанников детских оздоровительных лагерей требуют создания особых условий для качественного освоения ими дополнительных образовательных программ. Это положение касается как детей с особенностями здоровья, так и одаренных детей. В частности, для первой категории необходимо наличие оборудования, которое гарантирует ребенку доступность среды, в которой он находится. В связи с этим руководство детского оздоровительного лагеря должно «мобильно» реагировать на изменения контингента воспитанников во время каждой лагерной смены. Вторая категория детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети) также нуждается в наличии материально-технических условий, учитывающих их индивидуальные потребности и особенности. Так, например, могут потребоваться специальные места и оборудование для интеллектуальных соревнований разного характера, моделирования и конструирования, обеспечение тренировочными
площадками и

спортивными снарядами в объеме, необходимом для поддержания спортивной формы воспитанников, предоставление качественной аудиоаппаратуры для вокально-одаренных детей и т.п.

Стоит отметить, что пространство типового детского оздоровительного лагеря всегда обладает только базовым набором материально-технических условий. Особые условия могут быть предоставлены в соответствии с конкретными запросами участников лагерной смены. При этом на условиях аренды или аутсорсинга может использоваться оборудование сторонних организаций, которые предоставляют его на период пребывания особенного ребенка в детском оздоровительном лагере.

Систематизируя все вышесказанное, мы считаем, что материально- технические условия, необходимые для организационно-методического сопровождения дополнительного образования в пространстве детского оздоровительного лагеря, можно охарактеризовать как мобильные и ситуационно- моделируемые, что объясняется их зависимостью от потребностей и интересов динамично меняющегося контингента детей.

В контексте задач нашего исследования и в соответствии с особенностями организации дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря, мы также выделили фасилитационныеусловия, необходимые для организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей, связанные, с одной стороны, с организованной поддержкой инициативы и творчества детей, с другой, определяющие возможность взаимной поддержки и личностно-профессионального