Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 775
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
техники, туризма, физкультуры и спорта» [132, с. 511]. В этот период роль внешкольных учреждений значительно повысилась, так как они позволяли не только организовать досуг детей, но и реализовать основные стратегические линии воспитательной работы с подрастающим поколением.
В 60-80-годы ХХ века развитие внешкольных учреждений проходило под лозунгом «Все лучшее детям». Создана широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений, которые были ориентированы на развитие творческих способностей детей и удовлетворение их разнообразных интересов. Период летнего отдыха использовался для организации деятельности профильных лагерей, проведения различных смотров, конкурсов и других массовых мероприятий. Основная идея организации летнего отдыха детей – физическое оздоровление, хотя практика сотрудничества детского лагеря
«Артек» с Московским городским Дворцом пионеров и школьников показывает, что пространство детского оздоровительного лагеря достаточно активно использовалось и для организации практик дополнительного образования, которые становились средством для активной воспитательной работы [87]. Аналогичный опыт демонстрирует в этот период и Всероссийский пионерский лагерь «Орленок», на территории которого неоднократно проводились слеты победителей различных олимпиад, всесоюзные сборы актива научных обществ учащихся, военно-спортивные игры, фестивали художественной самодеятельности и др. [197]
В 1980-е годы
получают широкое развитие идеи педагогики сотрудничества и педагогики свободы, глубоко осмысленные в трудах Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, О.С. Газмана, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и др., обусловив преобразование и видоизменение форм и методов, использовавшихся, в том числе и в системе внешкольного воспитания и дополнительного образования. Активно внедряется и используется методика организации коллективных творческих дел, мотивация деятельности детей смещается с приоритета долженствования в
сторону удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, совместная деятельность становится ведущим средством становления идентичности личности ребенка.
В начале 2000-х годов роль детских оздоровительных лагерей как места организованного досуга молодежи была переосмыслена. Начался очередной этап в развитии системы детского оздоровительного отдыха, ориентированного не только на сохранение и укрепление здоровья детей, но и максимальное использование образовательно-воспитательного потенциала пространства детского оздоровительного лагеря. Это время связано с новым этапом в развитии системы дополнительного образования в целом, основной доминантой которого, по мнению Н.А. Курчановой, «является поиск инновационных форм воспитательной деятельности на основе авторских программ» [132, с. 512].
В настоящее время наиболее активно в летний период используются несколько основных организационных форм детского досуга: детские оздоровительные лагеря,
летние лагеря дневного пребывания при образовательных организациях, загородные детские лагеря и оздоровительные центры и др. Все эти организационные формы летнего отдыха детей мы рассматриваем как вариативное пространство дополнительного образования, воспитания, социализации и развития подрастающего поколения. В контексте настоящего исследования нас в большей степени как организационная форма интересует детский оздоровительный лагерь.
При всей понятности данной организационной формы детского отдыха исследователи отмечают неоднозначность подходов к типологии детских оздоровительных лагерей. А.Н. Никульников говорит о существовании двух основных подходов [187, с. 193-194]. Согласно первому, виды детских оздоровительных лагерей определяются по месту размещения детей. Выделяются три основных типа ДОЛ: стационарные, базовые и полевые (палаточные) лагеря. К стационарным лагерям относятся детские оздоровительные учреждения, находящие преимущественно за чертой города.
Под базовыми лагерями понимаются учреждения, создаваемые на базе, приспосабливаемой для организации детского оздоровительного отдыха (например, на турбазе, в школе, в войсковой части, в гостинице, в учреждении дополнительного образования и т.п.). Полевые (палаточные) лагеря не предполагают наличия специальных помещений.
Отметим, что данная типология не дает полного представления о многообразии и вариативных возможностях пространства детского оздоровительного лагеря, так как в ней нивелируется содержательная составляющая. На наш взгляд, второй подход более информативен и базируется
на специфике основной содержательной деятельности, на которую ориентированы лагерные смены. Данный признак является основанием для выделения восьми типов детских оздоровительных лагерей.
Первый тип – спортивно-оздоровительные лагеря. Основным видом деятельности лагерей данного типа является образовательно-оздоровительная. В качестве контингента в основном выступают воспитанники ДЮСШ и различных спортивных объединений и секций. Для них лагерь не столько пространство для отдыха, сколько возможность восстановить силы и поддержать организм в тонусе без отрыва от учебно-тренировочного процесса.
Второй тип – туристские лагеря. Организуются в палаточных условиях. Основная цель их деятельности – формирование навыков, необходимых для активного отдыха на море, в поле или в горах. В некоторых случаях целью может стать и реализация сопутствующих видов деятельности в рамках научной экспедиции (этнографической, краеведческой, археологической и т.п.). Третий тип – трудовые лагеря, или лагеря труда и отдыха. Данный тип лагерей ориентирован на формирование трудовых навыков воспитанников, а также навыков здорового образа жизни. Пребывание в лагерях данного типа
может быть как дневным, так и круглосуточным.
Четвертый тип – санаторно- профилактический лагерь. Основная цель его деятельности – оздоровление и реабилитация воспитанников посредством
использования специальной медицинской базы.
Пятый тип – культурно-познавательный лагерь. Может быть передвижным и стационарным. Решает задачи развития творческого потенциала воспитанников посредством их включения в активные формы деятельности. Примерами таких форм деятельности является организация фестивалей, работа в творческих мастерских и т.п.
Шестой тип – интеллектуальный лагерь. Предполагает освоение предметных и интегративных образовательных программ в сочетании с активным отдыхом.
Седьмой тип – профильный лагерь. Ориентирован на потребности социально активных и творчески одаренных детей. Функционирует круглый год, предлагая детям различные профильные смены по направлениям деятельности. Образовательный центр «Сириус» можно условно назвать примером такого лагеря.
Восьмой тип – семейный лагерь. Основной целью лагеря данного типа является организация совместного творческого досуга, в который включены не только дети и воспитатели, но также и родители.
Многообразие типов детских оздоровительных лагерей и, соответственно, решаемых ими образовательно-воспитательных задач, актуализирует обращение к вопросам организации и сопровождения дополнительного образования детей в их пространстве.
По мнению А.П. Гузенко, в настоящее время имеет место процесс институционализации системы детских оздоровительных центров и об оформлении единой структуры «с особым механизмом функционирования, менеджмента и организации» [67, с. 89]. «Основная суть проблем