Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 926

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

; правила охраны жизни и здоровья обучаю­щихся; методику работы на спортивных снарядах и приспособ­лениях; основы трудового законодательства; организационные структуры систем предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, основные принципы и методы защиты населения при стихийных и экологических бедствиях, крупных производствен­ных авариях, катастрофах, а также защиты от современных средств поражения, порядок оповещения населения при возник­новении различных чрезвычайных ситуаций; организацию и про­ведение экстремальных мероприятий при чрезвычайных ситуа­циях; методы оказания первой медицинской помощи; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты:

8 разряд - среднее профессиональное образование и специ­альная подготовка по ГО или среднее военное образование без предъявления требований к стажу работы;

9 разряд - высшее профессиональное образование и специ­альная подготовка по ГО или среднее военное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10 разряд - высшее профессиональное образование и специ­альная подготовка по ГО или высшее военное образование и стаж работы (службы) по специальности от 2 до 5 лет либо сред­нее военное образование и стаж работы (службы) по специаль­ности свыше 5 лет;

11 разряд - высшее профессиональное образование и специ­альная подготовка по ГО или высшее военное образование и стаж работы (службы) по специальности свыше 5 лет;

12 разряд- II квалификационная категория;

13 разряд — I квалификационная категория;

14 разряд - высшая квалификационная категория.
МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

8-14 разряды.

Должностные обязанности. Проводит практические заня­тия и учебно-производственные работы по профессионально­му (производственному) обучению, участвует в проведении ра­боты по профессиональной ориентации обучающихся. Подго­тавливает оборудование и соответствующую оснастку к заняти­ям, совершенствует материальную базу. Заведует мастерской, гаражом, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает со­блюдение безопасности труда, овладение обучающимися пере­довыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказа­нию услуг населению. Принимает участие в заключении догово­ров с предприятиями, учреждениями и организациями и хозяй­ствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающих­ся к выполнению квалифицированных работ и сдаче квалифи­кационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикло­вых) комиссий, конференций, семинаров. Способствует обще­образовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству.


Должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы трудового законодательства; учебные программы по производственному обучению; технологию производства, производственное обору­дование и правила его технической эксплуатации; основы пе­дагогики, психологии, методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; правила и нормы охраны труда, тех­ники безопасности и противопожарной защиты. Требования к квалификации по разрядам оплаты:

8 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

9 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 5 лет;

11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

12 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет или II квалификационная категория;

13 разряд- I квалификационная категория;

14 разряд - высшая квалификационная категория.
ВОСПИТАТЕЛЬ (включая старшего)

7-14 разряды.

Должностные обязанности. Планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осу­ществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обес­печивающую создание условий для их социально-психологиче­ской реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Исполь­зует разнообразные формы, методы и средства обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с обучающимися (воспитанни­ками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников, детей), проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоро­вье. Организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, ока­зывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования

, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам. Организует с учетом возра­ста обучающихся (воспитанников, детей) работу по самообслу­живанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде. Способ­ствует проявлению интереса у обучающихся (воспитанников, детей) к определенному роду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальней­шему обучению. Проводит работу по профилактике отклоняю­щегося поведения, вредных привычек. Оказывает помощь в орга­низации самоуправленческих начал в деятельности коллектива обучающихся (воспитанников, детей). Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся (воспи­танников, детей), их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями обучающихся (воспитанников, детей) (лицами, их заменяющими). Координи­рует деятельность помощника воспитателя, младшего воспита­теля и других работников в рамках единого образовательного процесса.

При выполнении обязанностей старшего воспитателя руково­дит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с обучающи­мися (воспитанниками, детьми) в тесном контакте с советом образовательного учреждения и детскими организациями. Орга­низует работу актива обучающихся (воспитанников, детей). Пла­нирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу, обес­печивает и контролирует ее выполнение. Оказывает методиче­скую помощь воспитателям, способствует обобщению передо­вого педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив. Максималь­но использует возможности микрорайона для развития разносто­ронней общественно полезной деятельности обучающихся (вос­питанников, детей). Привлекает к участию в работе с коллекти­вом обучающихся (воспитанников, детей) представителей обще­ственных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования. Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психо­логию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной ра­боты; основы государственной молодежной политики, граждан­ского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.


Требования к квалификации по разрядам оплаты:

7 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессио­нальное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет либо высшее профессиональное образование и стаж педа­гогической работы не менее 1 года (для старшего воспитателя);

10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет либо высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до-5 лет (для старшего воспи­тателя);

11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет (для старшего воспитателя);

12 разряд — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или II квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет (для старшего воспитате­ля);

13 разряд - I квалификационная категория;

14 разряд - высшая квалификационная категория.
КЛАССНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

7-14 разряды.

Должностные обязанности. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нрав­ственного формирования личности обучающихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов. Создает благоприятную микросреду и морально-психологичес­кий климат для каждого обучающегося. Способствует развитию общения. Помогает обучающемуся решать проблемы, возника­ющие в общении с товарищами, учителями, родителями.

Направляет самовоспитание и саморазвитие личности обуча­ющегося. Осуществляет помощь обучающимся в учебной дея­тельности. Содействует получению дополнительного образова­ния обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объ­единений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с возрастными интересами обучающихся и тре­бованиями жизни обновляет содержание жизнедеятельности коллектива класса (группы). Соблюдает права и свободы обу­чающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безо­пасность в период образовательного процесса. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную про­паганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, родителями (лицами, их заменяющими).


Должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию, психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подрост­ков, возрастную физиологию, школьную гигиену; педагогиче­скую этику; теорию и методику воспитательной работы, органи­зацию свободного времени обучающихся; основы трудового за­конодательства; правила и нормы охраны труда, техники безо­пасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты

7 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профес­сиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профес­сиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профес­сиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;

11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

12 разряд- II квалификационная категория или высшее про­фессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

13 разряд - I квалификационная категория;

14 разряд - высшая квалификационная категория.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

7-14 разряды

Должностные обязанности. Осуществляет комплекс меро­приятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучаю­щихся (воспитанников, детей). Изучает психолого-медико-педа­гогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей), микросреды, условия жизни. Выявляет интересы и по­требности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, от­клонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между личностью обучающихся (вос­питанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специали­стами различных социальных служб, ведомств и админист­ративных органов. Определяет задачи, формы, методы социаль­но-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (вос­питанников, детей). Организует различные виды социально цен­ной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрос­лых, мероприятия, направленные на развитие социальных ини­циатив, реализацию социальных проектов и программ, участву­ет в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной сре­де. Содействует созданию обстановки психологического комфор­та и безопасности личности обучающихся (воспитанников, де­тей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, ис­пользованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, де­тей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаи­модействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющи­ми), специалистами социальных служб, семейных и молодеж­ных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными фи­зическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.