Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 518

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров

2.2. Классификация терминально-логистических центров

2.3. Системный подход к формированию сети терминально-логистических центров на территории Российской Федерации

3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

3.1. Роль складов в логистических системах

3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов

3.3. Основные функции складов в логистической системе

3.4. Устройство современного склада как технической системы

3.5. Проектирование внутрискладского технологического процесса 3.5.1. Планировка складских помещений Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение. При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации [7].Современное складское хозяйство включает: сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.; сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады; подъемно-транспортное оборудование; емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.; устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке; весовые и измерительные устройства; противопожарные средства; охранную сигнализацию, запоры и другие устройства; разупаковочное и упаковочное оборудование; маркировочные средства; компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов. Складские помещения должны обеспечивать:– невозможность доступа посторонних лиц;– невозможность извлечения товаров и служебной техники, хранящихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;– поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспо­могательных помещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размеща­ют кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническими называют помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административных помещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы: системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат); оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т. д.); мебелью (столы, стулья, шкафы, полки); сейфом для хранения документов. В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,62,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.Выбор этажности склада осуществляют исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые, наоборот, увеличиваются с высотой склада.Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемещаются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром разгружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы перевозчики увозили и привозили товары в согласованное время.Структура системы складирования строится по иерархическому принципу: подсистема – блок (модуль) – элемент (операция).Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, характеризующие технические и технологические параметры зданий и сооружений склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого на основе характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. Можно выделить следующие основные модули: • складируемую грузовую единицу;• подъемно-транспортное оборудование.Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирования, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связанное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требованиями клиентов; управление перемещением грузов.Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эффективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно-компьютерный модуль (автоматизация учета, наличия, движения и управления запасами товаров и других функций), организационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией [12].Отношения между подсистемами, модулями и элементами образуют структуру системы складирования. Выбор структуры зависит от множества факторов и функций склада, его места в логистической системе, номенклатуры грузов, а также от задач, для решения которых и создается система складирования.Зона хранения – часть склада с оборудованием, предназначенным для хранения грузов [7]. Вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь грузов, но и от выбранного способа хранения – на полу, на стеллажах, вешалах, в поддонах, контейнерах и т. д. Правильный выбор оборудования для хранения и обработки грузов позволяет оптимально использовать пространство этой зоны.При проектировании зоны хранения:– моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;– используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);– используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;– выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;– выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.Чтобы сделать работу укладчиков и комплектовщиков менее утомительной, зону хранения делят на эргономичные технологические участки.Чтобы минимизировать время выполнения заказа для комплектовщиков заказа, на складе товары располагают таким образом, что большинство «ходовых» товаров находится в самом легкодоступном месте для комплектовщиков заказа. Менее популярные товары располагают на менее доступных полках.Выбор оптимальной системы хранения зависит от правильности постановки задач для склада и формулирования приоритетов его функционирования.Бесстеллажный тип зон хранения применяют, если: на складе хранится крупный однотипный груз или груз, который штабелируют в несколько ярусов; имеется достаточная площадь; нет средств на оснащение; работать на складе может дешевая техника.Широкопроходный тип зон хранения – межстеллажные проезды 3

3.6. Обработка грузов на складе

3.7. Проектирование технического оснащения склада

4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

4.1. Основные функции контейнерных терминалов

4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи

4.3. Оборудование контейнерных терминалов

4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами

4.5. Проектирование контейнерных терминалов

5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров

5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров

5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров

5.4. Функционально-организационные характеристики терминально-логистических комплексов и их элементов

5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура

5.6. Современные таможенные технологии

5.7. Корпоративная интегрированная системаинформационного обеспечения деятельности терминально-логистических центров

5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



Консольные стеллажи применяют в основном для хранения длинномерных грузов с неограниченным доступом к товарам любого наименования. Можно использовать эту конструкцию и в качестве полочного стеллажа без ограничения длины полки.

На их основе можно монтировать глубинные стеллажи для негабаритных грузов.

Стеллажи элеваторного типа используют для архивного и складского хранения. Они высокотехнологичны, дороги, обеспечивают высокую защиту хранимых грузов, позволяют рационально использовать пространство склада, офиса, архива. Принцип действия элеваторных стеллажей заключается в том, что полки, перемещаясь внутри корпуса стеллажа, по команде доставляют нужный груз на рабочее место оператора. Существуют конструкции, которые защищают продукцию не только от пыли и света, но и поддерживают внутри стеллажа установленный режим температуры и влажности.

Универсальные стеллажи максимально подходят для ручной обработки грузов, быстро монтируются и демонтируются. Модульность и простота конструкции позволяют в любой момент осуществить перепланировку склада. Эти стеллажи комплектуются различными дополнительными элементами и удобны для использования в офисах, автосервисах, на небольших складах, в качестве торгового оборудования и т. д.

Архивные стеллажи предназначены для хранения документов. Они могут комплектоваться дверцами, разделителями и т. п. Передвижные стеллажи служат для экономии площади склада за счет ликвидации проходов.

В последнее время очень популярны мезонины многоярусные стеллажи с лестничными пролетами и переходами. При необходимости хранить мелкофасованный товар, а также максимально использовать высоту склада устраивают стеллажи на настилах (мезонины). Их размеры ограничены только высотой и размерами помещения.

Мезонины позволяют оптимально использовать пространство склада в тех случаях, когда площадь дефицитна и не требуется большой высоты хранения, и наиболее приемлемы для складов с полочным хранением. Соединение уровней происходит с помощью лестниц, подъемников, лифтов.

В клеточных стеллажах полки разделены вертикальными перегородками. Их используют для хранения мелких товаров в индивидуальной упаковке, в коробках или лотках. В ящичных стеллажах ячейками служат ящики для хранения очень мелких товаров – крепеж, радиодетали, лекарства и т. п.

Проходы проектируют в зависимости от типа используемого оборудования. На мезонинах помимо складов можно размещать офисы, раздевалки,
подсобные помещения, зоны комплектации.

Гравитационные стеллажи состоят из металлоконструкций, имеющих по всей глубине наклонные направляющие дорожки (роликовые, рольганговые, дисковые и т. д.) для перемещения груза под действием собственного веса от одной торцевой стороны к другой.

Гравитационные стеллажи служат для хранения и обработки большого количества однородных грузов, позволяя разделить зоны загрузки и выгрузки. Операции загрузки-выгрузки могут осуществляться одновременно. Конструкция стеллажей реализует принцип FIFO, что актуально при хранении скоропортящейся продукции. Отсутствие межстеллажных проходов позволяет максимально использовать объем склада. На основе таких стеллажей функционируют многие автоматизированные склады пищевых предприятий.

Задачи гравитационных стеллажей:

– обеспечивать грузооборот по принципу FIFO для товаров с ограниченными сроками хранения;

– отслеживать сроки годности и серии хранящейся продукции;

– обеспечивать большой объем хранения на ограниченных складских площадях;

– автоматически перемещать грузы без использования другой техники;

– разделять зоны загрузки и выгрузки.

Использование стеллажей обычно составляет до 70 % объема хранения. Гравитационные стеллажи применяются в распределительных складах предприятий, производящих большие объемы продукции с ограниченным сроком хранения, в дистрибьюторских центрах с большим грузооборотом, в больших морозильных камерах. Для обслуживания гравитационных стеллажей используют любые погрузчики или штабелеры с требуемой высотой подъема. Сокращение пути комплектовщиков и количества ошибок при комплектации заказа за счет прямого доступа к каждому товару и хорошо обозреваемого размещения товаров – преимущества гравитационных стеллажей для мелкоштучной продукции.

Мобильные стеллажи – фронтальные стеллажи, поставленные на специальные рельсы. Все стеллажи сдвинуты вплотную друг к другу, для доступа к нужному грузу открывается лишь один коридор. Обслуживать их может любая техника с нужной высотой подъема и шириной рабочего прохода. Обычно эти стеллажи применяют для размещения на минимальной площади склада максимального количества груза, ценных товаров, архивов. Система является лучшей в использовании складского пространства: стеллажами занято до 75 % площади склада. Снабженная электродвигателем система мобильных стеллажей, которая требует только одного проезда, – оптимальный проект для мест, требующих эффективного использования емкости в ограниченном пространстве. Подвижные стеллажи могут быть легко открыты и закрыты с помощью дистанционного управления, пока оператор ведет к ним штабелер.



Размещение технологического оборудования должно обеспечивать мак­симальное использование площади и высоты склада. в зависимости от назначения и целесообразности существуют различные виды размещения (хранения) грузов:

 произвольное хранение груза без технологического оборудования (на полу или на земле);

 хранение по рядам – груз размещается в два ряда, что делает его легко доступным;

 штабелирование в блоках – груз хранится в блоке из нескольких рядов (33, 43 м и т. п.);

 неподвижное хранение – груз и технологическое оборудование остаются в состоянии покоя в течение хранения;

 передвижное хранение – груз в технологическом оборудовании или вместе с ним находится в состоянии движения (передвижные стеллажи, наклонные стеллажи, конвейеры);

 гравитационное хранение – подвижное хранение, использующее при перемещении массу движущегося груза;

 пропускное хранение – хранение на оборудовании, позволяющее обеспечивать принцип FIFO – «первым прибыл, первым выбыл»;

 штабелирование – способ укладки, при котором грузовые единицы устанавливаются друг на друга;

 стеллажное складирование – хранение в стеллажах.

При выборе видов складирования анализируются все технически возможные варианты с учетом основных показателей конкретных преимуществ каждого.

На современных складах чаще всего используют комбинации различных видов складирования, в особенности на складах оптовой торговли распределительной логистики, что объясняется разнообразием хранимой продукции.

3.7.3. Средства для хранения товаров


Оборудование для хранения товаров подразделяют на следующие виды: для укладки и хранения товаров в таре и штучных товаров, для хранения навалочных и насыпных товаров, для хранения наливных товаров.

С позиций логистики упаковка является комплексом средств, обеспечивающих гармонизацию типоразмерных рядов потребительской упаковки, промышленных упаковочных модулей, грузовых единиц, тары и грузовместимости транспортных средств при физическом распределении и защиту продукции от повреждения и потерь при транспортировке, складировании, грузопереработке и прочих логистических операциях [12].

Преимуществаупаковки:

  • изолирует продукцию, защищает ее саму и от нее – другие товары;

  • удерживает продукцию от нежелательных движений внутри транспор­тной тары (контейнера) в процессе перевозки;

  • разделяет содержимое для предотвращения нежелательных контактов, например, перегородки из гофрированного картона, используемые при перевозке стеклянных изделий;

  • смягчает воздействие внешней вибрации или тряски на содержимое;

  • выдерживает вес идентичных упаковок, которые будут установлены сверху как часть загрузки транспортного средства или тары;

  • располагает содержимое таким образом, чтобы обеспечить ему максимальную защиту. Если в одной упаковке находятся, например, корзины для бумаг и абажуры, то упаковка должна быть сконструирована таким образом, чтобы защитить абажуры корзинами;

  • обеспечивает достаточно однородное распределение веса внутри упаковки, так как большинство оборудования для автоматической погрузки устроено для упаковок, вес которых распределен равномерно;

  • имеет достаточно места на внешней стороне для размещения опознавательных и погрузочных отметок со специальными инструкциями, например «Верх» или «Хранить в охлажденном состоянии». В настоящее время имеется еще и специальное место для размещения штрих-кода. Также на упаковку часто наносятся специальные символы, например зонтик, обозначающий «Хранить в сухом месте»;

  • служит наглядным доказательством порчи или ущерба (в основном упаковки некоторых видов пищевых продуктов и медикаментов);

  • сама по себе безопасна (как во время хранения товара, так и после распаковки) и не представляет угрозы ни потребителю, ни другим лицам.


Тара определяется как элемент (разновидность) упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции, транспортирования и других логистических операций (например, контейнеры, поддоны, ящики).

Тару можно классифицировать по различным признакам: материалу, из которого она изготовлена, габаритам, функциональному назначению, принадлежности и условиям использования.

Основную роль в логистике играют такие виды тары, как поддоны (паллеты) и контейнеры.

Поддоном (европаллетой) называется горизонтальная площадка минимальной высоты, соответствующая способу погрузки с помощью вилочной тележки или вилочного погрузчика и т. п., используемая для сбора, складирования, перегрузки, транспортирования продукции [12].

Для укладки, хранения и транспортировки тарных и штучных грузов широко применяются поддоны. Если груз приходит в отдельных ящиках, коробках, пачках, его крепят на поддоны и хранят вместе с ними на стел­лажах. Чаще всего деревянные поддоны имеют размер 1200800 мм, реже – 12001000 или 12001100 мм. Основная задача поддонов – обеспечивать возможность их поднятия вилами погрузчиков без повреждения груза или тары, для чего в них предусмотрены специальные пазы. Вторая задача – обеспечивать возможность формирования удобных для погрузоразгрузочных работ и перевозки грузовых модулей (пакетов). Третья задача – иметь стандартные размеры, чтобы обеспечивать возможность планирования объемов перевозок, хранения, погрузоразгру­зочных работ, а также возможность применения стандартных средств механизации обработки грузов. Плоские поддоны используют для пакетирования товаров в ящиках, мешках, коробках, а также для крепления на них крупногабаритных товаров без тары, например двигателей, редукторов и т. п. Стоечные поддоны имеют четыре стойки, позволяющие производить их укладку один на другой в несколько ярусов. Ящичные поддоны имеют днище, жесткий объемный каркас, съемные или несъемные стенки. В них перевозят и хранят легкоповреждаемые товары. Металлические поддоны специальной формы предназначены для перевозки бочек и емкостей другой формы, а также тяжелых агрегатов.

Наряду с поддоном важная роль в логистическом менеджменте принадлежит контейнеру. Контейнеризация явилась второй после
паллетизации необратимой тенденцией в логистике, принципиально изменившей характер физического распределения продукции.

Контейнером называется предмет транспортного оборудования, имеющий следующие признаки:

– постоянные размеры и достаточную прочность для многократного использования в операциях физического распределения; изготавливает­ся в основном из металла;

– конструкция контейнера специально приспособлена для перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной разгрузки;

– снабжен специальными приспособлениями для быстрой грузопереработки и перегрузки с одного вида транспорта на другой;

– обеспечивает легкую загрузку и разгрузку продукции;

– имеет внутренний объем не менее 1 м3.

Для использования в смешанных, интермодальных и комбинированных перевозках применяются стандартные 20- и 40-футовые контейнеры, размеры которых регламентированы стандартом ISO830-81. В частности, для контейнерных перевозок и учета контейнеров принята так называемая учетная единица – ДФЭ – двадцатифутовый эквивалент (twenty-foot equivalent unit – TEU), за которую взят интермодальный контейнер ISO с размерами 2088 футов (605824382438 мм) типа 1СС.

При организации контейнерных перевозок и грузопереработки на контейнерных терминалах в ДФЭ рассчитываются показатели их грузооборота, грузовместимости транспортных средств (судов) и т. п. [12].

Преимуществами контейнеров являются:

  • ускорение оборота транспортных средств и внедрение интер/мульти­модальных технологий перевозок;

  • повышение сохранности груза;

  • снижение логистических издержек;

  • ускорение погрузочно-разгрузочных работ и передачи груза получателям;

  • экономия тары и упаковки;

  • поставка нетранзитных партий продукции непосредственно от предприятий-производителей, минуя склады торговых посредников.

Мягкие контейнеры (МК, биг-бэги) применяют в основном для упаковки, транспортировки и кратковременного хранения неслеживающихся и малослеживающихся сыпучих грузов (дисперсных, зернистых и гранулированных) с удельной насыпной массой (плотностью) 0,75–2,5 т/м3 (преимущественно 1–1,5 т/м3). К дисперсным сыпучим грузам относятся, в частности, цемент, мука, сода, технический углерод, бериллиевый концентрат; к зернистым грузам – сахар-песок, соль; к гранулированным – продукция химической, пищевой промышленности в гранулах. Для перевозки указанных выше неслеживающихся и неопасных сыпучих грузов выбирают, как правило, стандартные одно- и двухслойные МК с вкладышами и внешним покрытием оболочки контейнера или без него. Для малослеживающихся сыпучих грузов лучше использовать биг-бэги с увеличенным размером разгрузочных люков, часто выполняемых в виде конуса. Для опасных сыпучих грузов, например бериллиевого концентрата, применяют имеющие повышенную прочность и герметичность трех- или четырехстропные МК с вкладышами. Масса загружаемого в контейнер опасного груза не должна превышать 1 т. Помимо обычных вариантов выпускаются многослойные биг-бэги. Биг-бэги могут быть одно- или двухстропными. Грузоподъемность обычно равна 1,0 или 1,5 т для работы с электропогрузчиками грузоподъемностью 1,0 и 1,6 т соответственно. Длина, ширина основания (дна) биг-бэга или его диаметр должны соответствовать параметрам транспортных средств [7].