Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 521
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров
2.2. Классификация терминально-логистических центров
3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
3.1. Роль складов в логистических системах
3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов
3.3. Основные функции складов в логистической системе
3.4. Устройство современного склада как технической системы
3.6. Обработка грузов на складе
3.7. Проектирование технического оснащения склада
4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
4.1. Основные функции контейнерных терминалов
4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи
4.3. Оборудование контейнерных терминалов
4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами
4.5. Проектирование контейнерных терминалов
5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров
5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров
5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров
5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура
5.6. Современные таможенные технологии
5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров
На контейнерном терминале могут выполняться следующие технологические операции с контейнерами и самими грузами.
Разгрузка груженых и порожних контейнеров из транспортных средств морского, внутреннего водного, железнодорожного или автомобильного транспорта.
Внутритерминальные (в том числе интермодальные) перемещения контейнеров с одних технологических участков на другие.
Временное хранение груженых и порожних контейнеров на открытых складских площадках. Сроки хранения контейнеров на терминалах могут быть от 2–3 до 10–15 суток и более – в зависимости от типа терминала, видов транспорта и характера контейнеропотоков. Для хранения груженых и порожних контейнеров предусматриваются отдельные складские площадки.
Погрузка груженых и порожних контейнеров на транспортные средства различных видов транспорта (суда, железнодорожные платформы, автомобили).
Сортировка контейнеров по направлениям дальнейшей транспортировки, регионам, грузополучателям и т. д.
Перегрузка грузов из железнодорожных вагонов и автомобилей в контейнеры и в обратном направлении, а также из одних контейнеров в другие.
Крепление контейнеров и грузов в транспортных средствах.
Таможенный досмотр, в том числе с разгрузкой грузов из контейнеров и обратной загрузкой.
Оформление транспортных документов на контейнеры и грузы.
Оформление таможенных документов.
Обмен информационными сообщениями с судоходными компаниями и предприятиями смежных видов транспорта.
Техническое освидетельствование транспортных средств, грузов, контейнеров, тары, подъемно-транспортных машин.
Разнообразные виды контроля грузов государственными органами. Юридическое обеспечение мультимодальных перевозок.
Техническое обслуживание и ремонт контейнеров, поддонов, подъемно-транспортных машин, устройств и сооружений терминала и т. д.
На железнодорожном транспорте контейнерные терминалы классифицируют:
– по характеру выполняемых работ (грузовые, грузосортировочные и сортировочные);
– функциям в плане формирования вагонов с контейнерами и расположению на полигоне дороги (входные – на входе контейнеропотока на дорогу и выходные – на выходе контейнеропотока с дороги);
– объемам переработки контейнеров (малые – со среднесуточной погрузкой до 10 вагонов с контейнерами в сутки; средние – с погрузкой 11–30 вагонов в сутки; крупные – с погрузкой 31–125 вагонов в сутки);
– типу перерабатываемых контейнеров (для среднетоннажных контейнеров, для крупнотоннажных контейнеров, комбинированные для обоих типов контейнеров);
– направлениям и характеру контейнеропотоков (только внутрироссийские или экспортно-импортные, с таможенным постом и складом временного хранения или без них);
– административному статусу (самостоятельные с собственной товарной конторой и не имеющие своей товарной конторы отдельно от станции, на которой они расположены).
На грузовых контейнерных терминалах оформляются перевозочные документы на местные контейнеры, принимаются к перевозке и выдаются контейнеры, доставляются автомобильным транспортом груженые контейнеры грузополучателям и порожние грузоотправителям под загрузку, доставляются груженые и порожние контейнеры автотранспортом на терминал, хранятся временно груженые и порожние контейнеры в ожидании отправки по железной дороге или вывоза автотранспортом, загружаются и разгружаются грузы из контейнеров.
На грузосортировочных контейнерных терминалах, кроме указанных операций, еще выполняются сортировка транзитных контейнеров по направлениям, их погрузка и выгрузка из вагонов и при необходимости – временное хранение.
На сортировочных контейнерных терминалах выполняются только переработка и временное хранение транзитных контейнеров.
На крупных контейнерных терминалах могут выполняться еще ремонт контейнеров и автомобилей, заправка топливом автомобилей дальнего следования.
Тип контейнерного терминала, его размеры и выполняемые функции устанавливаются при его проектировании на основании предварительно проведенных маркетинговых исследований экономики соответствующего региона, транспортного узла, характера грузополучателей и грузоотправителей и других факторов.
4.2.2. Автомобильные контейнерные терминалы
Автомобильные контейнерные терминалы аналогичны железнодорожным терминалам, но не имеют подъездных железнодорожных путей: поступление и отправка контейнеров осуществляются только автомобильным транспортом. Автомобильные контейнерные терминалы создают в тех пунктах контейнеропотоков, где требуется изменение
каких-либо параметров транспортных партий (например, перегрузка грузов из контейнеров, прибывших в автомобилях дальнего следования, в местный автотранспорт меньшей грузоподъемности, таможенная очистка грузов, прибывших из-за рубежа, и т. д.). Автомобильные контейнерные терминалы могут создаваться на магистральном автотранспорте, в пунктах взаимодействия его с морским, железнодорожным, водным, региональным автомобильным транспортом, при оптовых торговых предприятиях [8].
Некоторые схемы планировок железнодорожно-автомобильных контейнерных терминалов, включающих крытые склады штучных грузов, показаны на рис. 4.1. Типовые компоновки терминалов составить очень трудно, так как в каждом случае они зависят от характера окружающей застройки, конфигурации береговой линии (для морских терминалов), подходов железнодорожного и автомобильного транспорта и т. д. Все эти факторы могут быть уникальны для каждого конкретного случая.
Рис. 4.1. Схемы основных компоновок железнодорожно-автомобильных грузовых терминалов: а – тупиковые параллельные; б – продольные линейные, в – проходные параллельные; г – продольные параллельные; д – боковые тупиковые; е – проходные
4.2.3. Морские контейнерные терминалы
Морские контейнерные терминалы создаются в портах и служат для перегрузки контейнеров с морского на сухопутные виды транспорта. Они выполняют функции по преобразованию контейнеропотоков, аналогичные функциям железнодорожно-автомобильных терминалов, и имеют в своем составе такие же технологические участки, что и сухопутные терминалы: хранения контейнеров, погрузки и разгрузки на железнодорожный и автомобильный транспорт, склады для перегрузки грузов из контейнеров и в контейнеры, таможенные посты и склады временного хранения и т. д.
Особенностями морских контейнерных терминалов являются: наличие специфических участков погрузки и разгрузки морских судов (причалов); расстояние между объектами терминала; расположение железнодорожных путей; крупные партии прибытия и отправления (до нескольких тысяч контейнеров); большая неравномерность перевозок и
неточная оценка времени прибытия судов; таможенное оформление всех грузов; большие размеры контейнеропотоков, переработка только крупнотоннажных контейнеров.
Некоторые компоновки морских контейнерных терминалов приведены на рис. 4.2–4.4.
Они отличаются набором и расположением разных технологических участков на площадке терминала, применяемым оборудованием и конфигурацией причальных устройств и сооружений. В принципе технология переработки контейнеров на морских и сухопутных терминалах аналогична.
Рис. 4.2. Схема морского терминала с мостовыми перегружателями на причале и поперечной компоновкой участков: 1 – участок погрузки-разгрузки судов; 2 – мостовые портальные краны-перегружатели; 3 – участок прямой перегрузки нерастаможенных контейнеров на железнодорожный транспорт; 4 – участок перегрузки контейнеров на внутритерминальный транспорт; 5 – участки хранения контейнеров; 6 – участок погрузки-выгрузки контейнеров с железнодорожного транспорта; 7 – участок таможенного досмотра контейнеров; 8 – участок погрузки-выгрузки контейнеров с автомобилей; 9 – крытый склад с участком загрузки-разгрузки грузов из контейнеров и хранения их под таможенным контролем
Рис. 4.3. Схема морского терминала с мостовыми перегружателями на причале, продольной компоновкой участков вдоль причала и расположением крытого склада на причале: 1–4 – аналогично рис. 4.3; 5 – участок погрузки-выгрузки грузов из автомобилей и контейнеров; 6 – крытый склад тарно-штучных грузов с участками загрузки-разгрузки грузов из контейнеров и хранения их под таможенным контролем; 7 – участок погрузки-выгрузки грузов из крытых вагонов; 8 – участок погрузки-выгрузки контейнеров с железнодорожного транспорта; 9 – участок погрузки-выгрузки контейнеров из автомобилей; 10 – участок хранения контейнеров; 11 – участок таможенного досмотра контейнеров
Рис. 4.4. Схема планировки морского контейнерного терминала
с пирсом и мобильными стреловыми кранами для разгрузки контейнеров с грузовых судов: 1 – акватория порта;
2 – стреловые мобильные краны; 3 – погрузочно-разгрузочный пирс; 4 – участок погрузки-разгрузки тарно-штучных грузов из автомобилей; 5 – крытый склад с участками хранения, загрузки грузов в контейнеры и таможенного досмотра; 6 – участок погрузки-разгрузки контейнеров с железнодорожного транспорта; 7 – участок хранения контейнеров; 8 – участок погрузки-разгрузки контейнеров
с автомобилей; 9 – участок таможенного досмотра контейнеров
Пока неизвестны случаи создания специальных терминалов для рефрижераторных контейнеров. Обычно на терминалах выделяют отдельные участки для хранения рефрижераторных контейнеров, которые оснащаются стационарными сетями электроснабжения для холодильных агрегатов контейнеров на время хранения. Такое решение считается более выгодным по сравнению с выработкой электроэнергии автономными дизель-генераторами для каждого контейнера в отдельности.
Основная функция контейнерных терминалов как транспортных узлов, связывающих в единую логистическую цепочку морские, автомобильные и железнодорожные контейнерные перевозки – наиболее эффективная организация перевалки контейнеров. С помощью погрузоразгрузочных механизмов устройства перемещаются с железнодорожных платформ на площадки терминала и обратно. Сеть автомобильных дорог на территории терминала позволяет без промедлений загружать прибывшие морем контейнеры на автомобильные платформы для дальнейшей транспортировки. Организовать эффективную деятельность такого сложного производственного механизма, каким является пункт перевалки контейнеров в морском порту, невозможно без применения IT-технологий и современных средств связи. Автоматизированные системы управления помогают оптимально спланировать и произвести перемещения, погрузку, выгрузку, отправку и доставку грузов контейнерами.
Важнейшими пунктами перевалки контейнеров в России являются Первый контейнерный терминал в морском порту Санкт-Петербурга, Усть-Лужский контейнерный терминал с пропускной способностью 2,85 млн ДФЭ, Логистика-Терминал (Шушары). В восточных морских воротах страны роль важнейших контейнерных узлов сопряжения выполняют Владивостокский контейнерный терминал с грузооборотом около 400 тыс. ДФЭ в год, Восточная стивидорная компания (пропускная способность 550 тыс. ДФЭ).
Контейнерные грузы, прибывающие в морские порты, транспортируются вглубь страны автомобильным (на малые и средние расстояния) и железнодорожным транспортом. Новое слово в организации сложных логистических цепочек – ускоренные контейнерные поезда, следующие от морских терминалов до важнейших транспортных узлов страны по твердому расписанию с повышенной скоростью.