Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 515
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров
2.2. Классификация терминально-логистических центров
3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
3.1. Роль складов в логистических системах
3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов
3.3. Основные функции складов в логистической системе
3.4. Устройство современного склада как технической системы
3.6. Обработка грузов на складе
3.7. Проектирование технического оснащения склада
4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
4.1. Основные функции контейнерных терминалов
4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи
4.3. Оборудование контейнерных терминалов
4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами
4.5. Проектирование контейнерных терминалов
5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров
5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров
5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров
5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура
5.6. Современные таможенные технологии
5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров
Манипулятор – это управляемое устройство (машина), которое оснащено рабочим органом для выполнения двигательных функций, аналогичных функциям руки человека при перемещении объектов в пространстве. Манипулятор перемещает предметы (грузы) в любую точку рабочей зоны (в том числе в недоступной для человека среде) или выполняет действия, требующие больших физических усилий, осторожности или скорости.
Манипуляторы оснащены захватными устройствами, которые обеспечивают захват и удержание объектов манипулирования (грузы, изделия). Захватные устройства подразделяются:
-
на механические; -
электромагнитные; -
вакуумные; -
комбинированные.
Захватные устройства также бывают:
-
чувственными; -
нечувственными.
К элементам, обеспечивающим чувственность, относятся различные датчики, которые определяют состояние окружающей среды, местонахождение объекта и его конфигурацию, габаритные размеры, цвет. Это тактильные, локационные, телевизионные и другие устройства. В качестве датчиков используются световоды и светорезисторы, концевые и путевые выключатели, бесконтактное реле, термосопротивления, термоконтакты и т. д.
Выбор оборудования, участвующего в обслуживании материальных потоков, проходящих через склад, зависит от следующих основных факторов:
-
характера грузовой единицы (масса, размер, специфические особенности товара, условия хранения и т. д.) и ее товароносителя; -
грузооборота склада; -
оборачиваемости груза; -
конструктивных особенностей здания (высота, этажность и т. д.); -
вида и размеров технологического оборудования; -
особенностей транспортных средств, обеспечивающих доставку груза на склад и со склада и т. д.
В то же время при выборе подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо учитывать и предъявляемые к ним технико-эксплуатационные требования:
-
машины и механизмы должны обладать эксплуатационной надежностью, иметь необходимую прочность и устойчивость, высокий коэффициент полезного действия (кпд), быть безопасными при обслуживании, иметь собственный вес, соответствующий особенностям конструкции склада (этажность, нагрузка на пол и т. д.); -
производительная мощность машин и механизмов должна соответствовать условиям работ и пропускной способности склада; -
грузоподъемность оборудования должна превышать максимальную массу перерабатываемого груза на складе. При этом необходимо учитывать возможные изменения грузоподъемности подъемно-транспортного оборудования (ПТО) с увеличением высоты подъема груза; -
машины для погрузочно-разгрузочных работ по возможности должны быть однотипными, а лучше всего – универсальными по функциональному назначению, что позволит существенно сократить общий парк ПТО или поддерживать их взаимозаменяемость; -
вид и размеры рабочих органов, а также характеристики самого оборудования должны выбираться исходя из особенностей перерабатываемого груза; -
при выборе машин необходимо исходить из энергетических возможностей склада, экономической целесообразности, технологической необходимости и экологических требований. В закрытых помещениях целесообразно использовать машины с электроприводом и т. д.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что включает понятие «современный склад»?
2. Какие параметры грузопотока преобразуются на складе для наиболее эффективного использования грузов?
3. Какие элементы включает система хранения и переработки груза? Перечислите основные задачи логистической системы хранения и переработки грузопотока.
4. Какие виды материального потока существуют в складской системе? Назовите две форма внутреннего потока.
5. Каково назначение производственных складов? Какие типы складов относятся к производственным складам?
6. Какие бывают склады в зависимости от технической оснащенности и технологии переработки грузов?
7. Дайте определение понятия«мощность склада».
8. На какие группы делятся склады по версии кампании Knight Frank?
9. Что означает понятие «таможенный склад»?
10. Что такое унитизация партии отгрузки?
11. Какие объекты и технические устройства включает современное складское хозяйство?
12. Какие принципы включает структура системы складирования?
13. Что такое зона хранения? Перечислите типы зон хранения на складе.
14. Что должен обеспечивать правильно организованный технологический процесс работы склада?
15. Для чего необходимо разрабатывать карты технологического процесса и технологические графики?
16. Какие существуют рабочие зоны на складах оптовой торговли?
17. Дайте определение понятия «комиссионирование»?
18. Какие методы отборки товаров применяются?
19. Что такое экспедиция предприятия? Что входит в задачи экспедиции?
20. Дайте определение понятия «стеллаж»? Назовите преимущества стеллажного способа хранения.
21. Что такое упаковка, тара, европаллета?
22. Какие условия нужно учитывать при выборе оборудования?
23. Что означает понятие «гибкий складской модуль»?
24. Что такое транспортный робот, манипулятор?
Рекомендуемая литература: [2, 3, 6–13].
4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
4.1. Основные функции контейнерных терминалов
Эффективность и качество контейнерных грузоперевозок определяются успешностью прохождения всех этапов логистического бизнес-процесса. Скорость перемещения транспортных средств, качество и оперативность погрузоразгрузочных работ, быстрота оформления сопутствующих, в том числе, таможенных документов – все это в равной степени влияет на своевременность доставки контейнерных грузов получателю. Стремясь обеспечить высокий уровень обслуживания грузоотправителей, транспортно-экспедиторские компании все больше внимания уделяют качеству терминально-логистической обработки грузов.
Контейнерный терминал (container terminal) – это комплекс сооружений и технических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, перегрузкой, хранением, сортировкой контейнеров, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков [8].
Контейнерный терминал – это еще и необходимое соединительное звено для обеспечения взаимодействия различных видов транспорта при мультимодальных перевозках. Морские, автомобильные и железнодорожные контейнерные перевозки, как правило, дополняют друг друга, образуя единую логистическую цепочку. Контейнеры, прибывшие по железной дороге на станцию назначения, в большинстве случаев после перевалки на терминале продолжают свой путь «до двери» грузополучателя на большегрузном автомобиле.
Основные функции контейнерных терминалов – приемка и отправка контейнеров, осмотр целостности оборудования, погрузоразгрузочные работы, загрузка порожних контейнеров, хранение груженых и порожних контейнеров, в том числе специализированных. Многопрофильные железнодорожные терминалы выполняют работы по формированию и приему контейнерных поездов. Производятся ответственные работы по перемещению тяжеловесных и негабаритных грузов с последующей их загрузкой в контейнеры-платформы Flatrack и Open Top (с открытым верхом). Кроме проведения погрузоразгрузочных работ, грузоотправителям и владельцам контейнеров оказываются сопутствующие услуги по грузопереработке: консолидация и деконсолидация
, обрешечивание грузов, упаковка и переупаковка перед загрузкой, опломбирование и маркировка контейнеров, взвешивание, оформление таможенных документов при международных контейнерных грузоперевозках. К сопутствующим относят также работы по ремонту, очистке и дезинфекции устройств, промывочно-пропарочные услуги, а также отслеживание в режиме реального времени местоположения и состояния контейнеров, находящихся на территории терминала.
Контейнерный терминал, соответствующий всем требованиям сегодняшнего дня, – это сложное высокотехнологичное многопрофильное предприятие, способное качественно и оперативно производить обработку все возрастающих контейнерных грузопотоков.
4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи
4.2.1. Технологические операции на контейнерном терминале
Основная функция контейнерных терминалов как транспортных узлов, связывающих в единую логистическую цепочку морские, автомобильные и железнодорожные контейнерные перевозки, – наиболее эффективная организация перевалки контейнеров. Сеть автомобильных дорог на территории терминала позволяет без промедлений загружать прибывшие морем контейнеры на автомобильные платформы для дальнейшей транспортировки. Организовать эффективную деятельность такого сложного производственного механизма, каким является пункт перевалки контейнеров в морском порту, невозможно без применения
IT-технологий и современных средств связи.
Бесперебойная и эффективная работа транспортного узла как пункта сопряжения морского, автомобильного и железнодорожного транспорта всецело зависит от слаженности действий подразделений различных транспортных отраслей. Эффективность взаимодействия во многом определяется скоростью передачи и полнотой передаваемой информации. Технология взаимодействия всех участников бизнес-процесса должна быть строго регламентирована и отлажена с учетом всех возможных ситуаций, в том числе чрезвычайных.
Крупные контейнерные терминалы располагают обширным парком причальных перегружателей, стреловых и козловых кранов, рельсовых и на пневмоходу; мостовыми перегружателями, автопогрузчиками, автоконтейнеровозами, рич-стакерами и прочими подъемно-транспортными машинами, оборудовнными спредерами для захвата контейнеров. Пункт перевалки контейнерных грузов – это еще и железнодорожные и подкрановые пути, подъездные автомобильные дороги, инженерные сети, ремонтная база, площадки для хранения контейнеров с ячейками для рефрижераторов и возможностью подключения к электросети.