ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 404
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
Категории обслуживаемого населения
Виды социальной помощи и услуг
Центры социального обслуживания (цсо)
Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Методы работы социального педагога
Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Ведения документации социальным педагогом.
Формы работы социального педагога с семьей
Методика работы с различными категориями семей.
Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
Виды социально-педагогических технологий.
Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
Методика диагностики подростковых и юношеских групп
Методика диагностики микросреды
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
Этапы ведения консультативной беседы
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
Деятельность консультанта на подэтапе
Деятельность консультанта на подэтапе
Этап 4. Завершение консультативной беседы
Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном
Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.
Профессиональный выбор сделанный подростками влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, карьерного и профессионального роста и социализации.
Профессиональная ориентация учащихся была и остаётся важной задачей школы. Одним из направлений работы социального педагога является социально-педагогическое консультирование, в частности консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении
Общая цель участия социального педагога в профессиональной ориентации подростков - подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Шишковец Т. А., 2005
Для осуществления осознанного выбора профессии необходимо построение грамотной профессиональной ориентации подростков, направленной на помощь в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям. Профессиональная ориентация— это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание. [Захаров Н. Н., 1989]
Проблема выбора профессии возникает в старшем школьном возрасте, включающем в себя старший подростковый и ранний юношеский возраст – от 14 до 17 лет (8 – 11 классы).
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём. [Кулагина И. Ю., 1996]
Выбор специальности характеризуется многоступенчатостью. Уже к концу IXкласса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование, на профессиональное образование, непосредственно на работу. Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д. [Кон И. С., 1979]
В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:
Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
Социально-профессиональная адаптация.
Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства [Кулагина И. Ю.,1996].
В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы – это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.
Профессиональное просвещение
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда [Кулагина И. Ю.,1996].
Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
Одним из видов получения проинформации может служить знакомство подростков с профессиограммой. Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку. [Романова Е. С.,2006]
Перед профпропагандой ставиться задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое.
Профессиональная консультация учащихся.
В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности [Кулагина И. Ю.,1996].
Психологическая помощь индивиду, находящемуся в состоянии субъективного затруднения относительно своей профессиональной карьеры, осуществляется по преимуществу двумя способами: через индивидуальную работу с ним консультанта (не только профконсультанта) и через работу в группах под руководством тренера. При известной схожести этих способов – результат достигается аналогичный – они имеют и существенные различия.
В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа - первичная профконсультация и углубленная профконсультация. [ Овчарова Р. В. 1993]
При проведении первичной профконсультации прежде всего необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т. е. то, в чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно проведения профориентационной беседы [Митина Л. М., 1998]
Профессионально ориентационная беседа помогает оптанту ответить на вопросы: кто я? Какой я? Зачем я? Кем я могу быть? Кем я хочу быть? Как осуществить наличные планы?
А также в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом консультации является формирование профессионального плана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора. [Овчарова Р. В. 1993]
Но в большинстве случаев требуется углубленная профконсультация, которая включает в себя проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить: ценностные ориентации и установки; ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения; уровень сформированности представлений о профессии; уровень развития самооценки; способности, склонности и интересы; уровень развития профессиональной мотивации; личностные особенности; реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).
Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультированием позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы.
Обобщение данных дает возможность воздействовать на учащихся не только в целях профориентации, но и развития личности в целом.
В любой профессиональной консультации специалист задает вопросы, систематизирует, анализирует ответы, характеризующие личность, дает советы, несет ответственность за их последствия. Большое значение имеют анализ и интерпретация полученных при диагностике данных. Результаты исследований, проведенных консультантом, должны помочь школьнику осознанно, объективно, правильно оценить себя и найти наиболее эффективные формы самосовершенствования.
С целью активизации мышления школьника и получения дополнительной информации консультант задает проблемные вопросы. Объективность профконсультации зависит во многом от взаимного доверия консультанта и оптанта. Необходимо стимулировать у школьника положительные эмоции. Общий эмоциональный фон имеет большое значение. Консультант должен всесторонне и исчерпывающе проводить необходимые эксперименты, помочь школьникам, например, понять свои недостатки, отрицательные черты характера и в доверительной форме указать возможности их устранения.
Консультант дает только общие советы, пояснения, на выбор профессии он не влияет, если для этого нет каких-либо медицинских и прочих оснований. В одних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других ¾ требуется углубление и расширение работы по формированию профессиональной направленности к уже сделанному выбору, в некоторых случаях (в связи с выявленными психофизическими качествами) ¾ перестраивать профессиональный выбор.
Помимо индивидуальной формы работы с подростками имеют место групповые технологии для решения проблем профессионального самоопределения. Н. С. Пряжниковым разработаны активизирующие профконсультационные методики, адекватные целям профессионального самоопределения. Приведем краткий обзор этих методик. [Пряжников Н. С., 1997]
Профориентационные игры с классом предназначены для работы с учащимися 7 – 11-х классов. Так, например, итогом игры «Спящий город» является формирование умения принимать профориентационные решения и развитие ответственности за свое профессиональное будущее. [Зеер Э. Ф., 2006]
Игровые профориентационные упражнения основаны на весьма продуктивной методике. Участники рассаживаются в круг (по 8 – 15 человек), что делает упражнение внешне похожим на занятие психотерапевтических групп. При проведении игр профконсультант должен обладать определенным уровнем психотерапевтической культуры: не навязывать своего мнения, всячески демонстрировать свою поддержку и эмпатию участникам, организовывать их реальное взаимодействие, создавать условия для самовыражения всех участников группы и т.д.
Н. С. Пряжников предлагает следующие игровые профориентационные упражнения: «Профессия на букву…», «Автопортрет», «Человек-профессия», «Кто есть кто?», «Звездный час» и др.. [Зеер Э. Ф., 2006]
Карточные профконсультационные методики являются, по утверждению Н. С. Пряжникова, высоко эффективными технологиями. Данная технология весьма продуктивна при проектировании профессиональной судьбы. Средством построения образа жизни служат профконсультационные игровые карточки. В них приводятся образцы решения проблем профессионального становления, а также образцы наиболее привлекательных профессий. Примерами таких методик являются «Стратегия», «Шанс», «Карьера» и др. [Зеер Э. Ф., 2006]
Профессиональный отбор (подбор) учащихся.
Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого - выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям [Кулагина И. Ю., 1996].