Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 714

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Программное содержание и тематический план

Средний дошкольный возраст

I раздел

«В гостях у красавицы осени»

Тема 1. Голоса осеннего леса

Русская народная сказка «Три медведя»

Материал для слушания:

- звукопись: голоса животных и птиц;

- В.Ребиков «Медведь», И.Арсеев «Три медведя».

Материал для пения:

- русская народная песня «Ходила младешенька по борочку» в обработке Н.Римского-Корсакова;

- М.Красев «Медвежата», Е.Поплянова «Веселые медвежата».

Элементарное музицирование:

- упражнения для развития тембрового слуха.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Девочка Маша» под музыку И.Арсеева, «Медведь» под музыку В.Ребикова.

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная игра «Девочка и медведь»;

- М. Раухвергер «Мишка пришел в гости».

Тема 2. Лесное эхо

Материал для слушания:

- русская народная песня «Со вьюном я хожу»;

- Е. Тиличеева «Эхо».

Материал для пения:

- звукоподражание голосу кукушки;

- темповые импровизации на слог: «Ку-ку»;

- М. Красев «Кукушка»;

Элементарное музицирование:

- «Кукушечка» имитационное музицирование на ксилофоне или металлофоне.

Музыкально-пластические импровизации:

- ритмическое упражнение под русскую народную музыку «Андрей-воробей» (хлопки, притопы – повтор за педагогом).

Музыкально-игровая деятельность:

- Е.Тиличеева «Узнай по голосу», «Эхо».

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Русская народная сказка «Репка»

Материал для слушания:

- Е. Тиличеева «Что у осени в корзине».

Материал для пения:

- упражнения на звукоподражание голосам животных: собачке, кошке, мышке;

- Г. Вихарева «В огород мы пойдем».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Во саду ли, в огороде» – ритмический аккомпанемент на ударно-шумовых музыкальных инструментах.


Музыкально-пластические импровизации:

- танцевальные движения в хороводе под музыку Б.Можжевелова.

Музыкально-игровая деятельность:

- игра «Кошки-мышки»;

- «Репка» (пальчиковый музыкальный театр).

Тема 4. Осень листьями шуршит

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Материал для слушания:

- Е. Тиличеева «Осень бродит по лесам»;

Материал для пения:

- осенние заклички;

- русская народная песня «Котя, котенька, коток»;

- упражнения на звукоподражание голоса петушка: веселый-грустный;

- песенная импровизация мелодии на слова «Листья по ветру летят»;

- А. Филипенко «Танец осенних листочков».

Элементарное музицирование:

- ритмическое сопровождение русской народной песни «Петушок» и «Котя, котенька, коток».

Музыкально-пластические импровизации:

- музыкально-пластические импровизации «Кот», «Петух», «Лиса».

Музыкально-игровая деятельность:

- М. Иорданский «Кошка за мышкой»;

- В. Калинников «Тень, тень».

Тема 5. Капли осеннего дождя

Материал для слушания:

- звукопись: живой дождь;

- осенняя закличка в исполнении фольклорного ансамбля;

- Е. Тиличеева «О чем плачет дождик».

Материал для пения:

- осенние заклички на двух звуках;

- детская песенка «Дождик»;

- ритмическая и мелодическая импровизация капелек дождя «Осенний дождик»;

- В. Павленко «Капельки».

Элементарное музицирование:

- ритмическое упражнение «Осенний дождик» на треугольнике (на разных длительностях).

Музыкально-пластические импровизации:

- «Золотые капельки».

Музыкально-игровая деятельность:

- М. Раухвергер «Прогулка и дождик».


Тема 6. Ходит ветер у ворот

Русская народная сказка «Колобок»

Материал для слушания:

- медитативная музыка;

- С. Майкапар «Осенью».

Материал для пения:

- вокальное упражнение «Колобок» на восходящую и нисходящую мелодическую линию (с горки - вниз, на горку - вверх);

- русская народная песня «Расти рожь»;

- русская народная песня «Дуйте, дуйте ветры в поле»;

- колыбельная «Ай-качи-качи-качи на улице калачи»;

- А. Филипенко «Песенка лисы», «Песенка медведя».

Элементарное музицирование:

- ритмическое сопровождение песни «Каравай».

Музыкально-пластические импровизации:

- «Заяц», «Волк», «Медведь», «Лиса» под музыку В.Герчик.

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная песня-игра «Колобок»;

- Е. Тиличеева «Узнай по голосу».

II раздел

«В гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Русская народная сказка «Мороз Иванович»

Материал для слушания:

- З. Хорошко «Снежинки»;

- М. Минков «Вьюга и вальс снежинок».

Материал для пения:

- А. Филиппенко «Зимушка»;

- А. Филиппенко «Елочка»;

- А. Филиппенко «То снежинки как пушинки»;

- О. Берндт «Снежинки».

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом.

Материал для слушания:

- А. Лядов «Мороз».

Материал для пения:

- русская народная песня «Здравствуй, гостья Зима»;

- В. Витлин «Дед Мороз»;

- Ю. Слонов «Танец около елки»;

- В. Дьяченко «Первый снег».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Как на тоненький ледок» исполняет ансамбль на металлофонах и ксилофонах.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Дует холодный ветер».

Музыкально-игровая деятельность:

- Ф. Флотов «Жмурки» (отрывок из оперы «Марта»).

Тема 3. Свищут по лесам метели

Материал для слушания:


- медитативная музыка: метель;

- А. Гречанинов «Метель» из оперы «Елочкин сон»;

- Л. Бекман «В лесу родилась елочка».

Материал для пения:

- М. Красев «Песенка зайчиков»;

- Г. Финаровский «Хороводная»;

- Н. Фоменко «Праздничная».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Метелица», исполняет ансамбль ксилофон, цитры, треугольник, коробочка, бубенцы;

Музыкально-пластические импровизации:

- «Елочка танцует» под музыку А.Гречанинова «Вальс» и «Метель».

Музыкально-игровая деятельность:

- игра у елки (со словом);

- М. Сатулина «Игра с Дедом морозом».

Тема 4. Пришла Коляда

Материал для слушания:

- колядка «Тетенька добренька»;

- колядка «Овсень, овсень».

Материал для пения:

- колядки «Что в лесу осинок», «Коляда-маляда»;

- русская народная песня «Сею, вею, посеваю»;

- Т. Попатенко «Елочка»;

- Л. Маковская «У всех новый год».

Элементарное музицирование:

- святочная игра «Обруч-круж», исполняет ансамбль ксилофон, бубен.

Музыкально-пластические импровизации:

- «В гостях у доброй хозяйки».

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная игра «Пирог» и «Обруч-круж».

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Материал для слушания:

- Рождественский тропарь;

- Н. Елисеев «Божья мать младенца на руках качала».

Материал для пения:

- русская народная игровая песня «Козонька»;

- «Елочка» авторы музыки и слов неизвестны.

Элементарное музицирование:

- «Жмурка», святочная игра с пением на развитие тембрового слуха с использованием ударных и шумовых инструментов: треугольников, бубенцов, колотушки.

Музыкально-игровая деятельность:

- игровая песня «Как у нашей Дуни».


Тема 6. На тройке

Материал для слушания:

- звукопись: звон колокольчиков;

- П.И. Чайковский «На тройке»;

- В. Моцарт «Колокольчики звенят»;

- А. Филиппенко «Саночки».

Материал для пения:

- А. Филиппенко «Колокольчик у Катюши»;

- Е. Тиличеева «На чем играем».

Элементарное музицирование:

- «Колокольцы-бубенцы» святочная игра, исполняет ансамбль: ксилофон, металлофон.

Музыкально-игровая деятельность:

- Р. Рустамов «Тихие и громкие звоночки».

Тема 7. Заискрился в поле снег

Материал для слушания:

- М. Минков «Песня Снеговика»;

- Г. Свиридов «Романс»;

- В. Иванников «Зимний день».

Материал для пения:

- Н. Вересокина «Игра в снежки»;

- М. Иорданский «Голубые санки».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Ах вы сени мои сени», исполняет ансамбль: ксилофон, трещотки, бубен, ложки.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Волшебные узоры на окне» под музыку Г. Свиридова.

Музыкально-игровая деятельность:

- Н. Любарский «Игра с ленточкой».

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Материал для слушания:

- П.И. Чайковский «Ярмарка»;

- В. Карасева «Петрушка»;

- Л. Альперин «Петрушка».

Материал для пения:

- масленичные песни «Масленица-подлизуха», «Матушка-Масленица»;

- русская народная песня «Едет Масленица дорогая»;

- Н. Римский-Корсаков «Проводы зимы».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Едет Масленица дорогая», пение с музыкальным сопровождением и игрой на шумовых и ударных инструментах: трещотках, колотушке, бубнах, коробочке, ложках.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Петрушка», «Клоуны», «Фокусники».

Музыкально-игровая деятельность:

- игра «Горелки».

Тема 9. Подарим мамам песенки

Материал для слушания:

- П.И. Чайковский «Мама»;