Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 678

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Задание:украсить плошечки хохломскыми рябинками.

Материал: готовые формы плошек различной величины тонированные желтым или черным цветом, гуашь, кисти №9 и №5.

Литературный ряд:загадки о рябине, потешка «Сорока, сорока...».

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Зрительный ряд:изделия хохломского промысла.

Занятие 4. «Лиса - всему лесу краса» - 2 часа

Задачи:

1. Познакомить детей с народной мудростью «Красота не главное, главное - доброта».

2. Познакомить детей с навыками рисования акварельными карандашами.

Содержание: «Трень-брень, гусельки, золотые струнушки, еще дома ли Лиса-краса, еще дома ли Патрикеевна...?»

Задание:нарисовать лису, нарядить её в русский сарафан.

Материал:бумага для акварели, акварельные карандаши.

Литературный ряд:потешка «Лиса по лесу ходила...»

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Зрительный ряд: иллюстрации к русским народным сказкам.

Занятие 5. «Кот домой, в лукошке Петушка несет..» - 2 часа

Задачи:

  1. Формировать представление о настоящей дружбе.

  2. Учить предавать в рисунке простые движения героев.

Содержание:«Не бросил Кот Петушка в беде, выручи его. Идут они домой веселые, песни поют».

Задание:заполнить лист первым и вторым планом. Стараться изобразить движение идущего Кота по показу преподавателя, для изображения второго плана применить уже имеющиеся знания.

Материал:гуашь, ватман А-3.

Литературный ряд: потешки «Петушок - петушок», «Как у нашего Кота».

Музыкальный ряд: русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я» в исполнении оркестра народных инструментов.

Зрительный ряд: иллюстрации к сказке разных авторов.

Занятие 6. «Сказка в гости к нам пришла» - 2 часа

Задачи:

1. Формировать представление у детей о дружбе, взаимовыручки.

2. Учить детей моделировать из одной объемной формы, конуса, с помощью различных деталей разные образы.

Содержание: Давайте поиграем в сказку. Что же нам для этого нужно? Игрушки - герои сказки. Терпение и труд помогут им появиться.


Задание:сложить из плоского круга объемную форму - конус. «А теперь эти конусы превратятся в разных героев с помощью тех деталей, которые вы выберите для них».

Материал: два круга одного размера, один чуть меньше. Готовые детали героев сказки, клей ПВА, кисть для клея.

Литературный ряд: пословицы о дружбе.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Зрительный ряд: куклы би-ба-бо, Петух, Кот, Лиса.

Занятие 7. «Настоящий театр». Декорации к сказке «Кот, Петух и Лиса» - 1 час

Задачи:

1. Дать детям представление о настоящем театре, познакомить с искусством художников-декораторов.

  1. Закреплять умение заполнять лист бумаги первым и вторым планом, не оставляя белых пятен.

  2. Складывать лист бумаги по намеченному контуру.

Содержание: В театре разыгрываются самые разные представления. Чтобы зрителю было легче воспринимать то, о чем рассказывают актеры театральный художник создает декорации, то художественное окружение, где происходят действия спектакля.

Задание:нарисовать первый и второй план лесной опушки, не оставляя белых пятен. Сложить готовый рисунок по контуру, нарисованному с другой стороны листа.

Материал:акварель, кисть №9.

Литературный ряд: сказка «Кот, Петух, Лиса».

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Зрительный ряд: пейзажи И. Шишкина, макет декорации к спектаклю.


Русская народная сказка «Хаврошечка»

Задание 1. «Коровушка-матушка» - 2 часа

Задачи:

1. Закрепить представления о настоящей и мнимой доброте.

  1. Учить складывать бумагу, моделируя конкретное изображение

  2. Продолжать учить детей вырезать по контру.

Содержание: «В одной семье жили-были мать, дочь и падчерица, тяжело жилось падчерице в семье мачехи, единственным другом добрым и ласковым у нее была Коровушка...»

Задание:сложить лист бумаги пополам, обвести шаблон простым карандашом, вырезать изображение по контуру. Согнуть некоторые детали по показу преподавателя. Украсить коровушку цветными карандашами, нарисовать детали.

Материал:лист ватмана А 4, шаблон с изображением коровы, ножницы, цветные карандаши.

Литературный ряд:потешки «Коровушка-бурёнушка», «Паслись коровушки около дубравушки».

Музыкальный ряд: шумы деревенского двора.

Зрительный ряд: иллюстрации Ю. Васнецова к потешкам.

Занятие 2. «Портрет Хаврошечки» - 2 часа

Задачи:

  1. Продолжать формировать представление о добре и зле.

  2. Дать представление детям о жанре изобразительного искусства - портрет.

  3. Учить рисовать лицо человека, придавая приветливые черты.

  4. Закреплять представление об элементах русского народного костюма.

Содержание: «...хоть и работала Хаврошечка много - да вот чудо, только краше становилась. Видно и вправду говорят: «Работа красит человека».

Задание: по показу преподавателя нарисовать портрет Хаврошечки. Украсить изображение лентой, кокошником или платочком.

Материал: масленая пастель, бумага А 4.

Литературный ряд: пословицы о труде.

Музыкальный ряд: русская народная песня «Пряха».

Зрительный ряд:И.Репин «Стрекоза», Маковский «Портрет девушки в русском костюме».

Здание 3. «Чудесные яблоки» - 2 часа

Задачи:

  1. Поддерживать доброжелательные отношения между детьми.

2. Учить детей предавать с помощью красок оттенки теплых цветов, смешивать их в палитре.


3. Закреплять умение, плавно вести кисть изображая окружную форму яблок.

Содержание: «...Выросла в саду у Хаврошечки чудесная яблонька и яблоки на ней были необычные, все дивились и любовались ими...»

Задание: нарисовать портрет с яблоками, используя несколько оттенков теплого цвета, смешать краски на палитре.

Материал: гуашь , палитра, кисть № 9.

Литературный ряд: считалка «Катилось яблочко».

Музыкальный ряд: русская народная песня «Яблочко» в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Задание 4. «Кокошник невесты» - 2 часа

Задачи:

  1. Формировать представление о том, что доброта, хотя и не ждет вознаграждения, но всегда вознаграждается. Добро побеждает зло.

  2. Учить выстраивать внутри фигурной формы симметричный узор из готовых форм.

  3. Дать представление, что украшение одежды - это отражение той природы, которая окружает человека.

Содержание: «Небо прояснилось, взошло яркое солнце. В день венчания Хаврошечка была необыкновенно красива, на ней был наряд невесты и красивой кокошник».

Задание:по контуру вырезать кокошник, украсить его формами вырезанными из цветной бумаги, сохраняя симметрию.

Материал:лист ватмана А-3, с контурами различной конфигурации кокошника, готовы формы из цветной бумаги (растительный, геометрический орнамент).

Литературный ряд: «Росинка» К.Бальмонт, «В городе трав» В.Степанов.

Музыкальный ряд: С. Прокофьев «Утро».

Зрительный ряд: лллюстрации с изображением праздничного русского народного костюма, Маковский «Обряжение невесты».

Задание 5. «Первый снег»

Задачи:

  1. Формировать любовь к родному краю.

  2. Учить изображать различное состояние природы.

Содержание:«Сыграли свадьбу веселую Хаврошечка и ее избранник. Все радовались за них. Жили они в мире, видели красоту и в листопаде, и в первом снеге».

Задание:вспомнить краски земли, оттенки коричневого цвета, смешивать краски в палитре. Изобразить ближний и дальний план, заполняя весь лист.

Материал: гуашь, кисть №20 щетина, лист ватмана А 3.

Литературный ряд: «Ноябрь» И. Мазин, «Осень» Е. Головин.


Музыкальный ряд: детская песенка «Падают, падают листья».

Зрительный ряд: «Плотина» С. Жуковский.

Задание 6. «Вот так терем»

Задачи:

1. Закреплять представление о семейных ценностях.

2. Формировать представление о разнообразии родной культуры.

Содержание:«Привез купец Хаврошечку в свой терем расписной доброй хозяйкой».

Задание:постараться в рисунке отразить стилистику русского терема.

Материал: гуашь, кисть №9, №3.

Литературный ряд: пословицы о доме.

Музыкальный ряд:русские народные мелодии.

Зрительный ряд:В.Васнецов «Сивка-Бурка», И.Билибин иллюстрации к различным русским народным сказкам с изображением терема.