Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 933

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

- Е. Тиличеева «Мамин праздник».

Материал для пения:

- Т. Попатенко «Каждый по своему маму поздравит»;

- Т. Шутенко «Мамины помошники»;

- Е. Тиличеева «Вот какая бабушка»;

- А. Филиппенко «Нынче столько дела».

Элементарное музицирование:

- «Солнышко лучистое», ансамбль: ксилофон, металлофон и ударно-шумовые инструменты.

Музыкально-пластические импровизации:

- танцевальные движения в хороводе под музыку Т.Шутенко «Мамины помошники».

Музыкально-игровая деятельность:

- украинская народная мелодия, обработка В. Полевого;

- игра «Оркестр»;

- игра «Веселись детвора».

III раздел

«В гостях у красавицы весны»

Тема 1. Солнечные зайчики

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Материал для слушания:

- Е. Тиличеева «Весенний вальс»;

- украинская народная песня «Веснянка», обработка Т.Лобачева.

Материал для пения:

- заклички солнцу, птицам (на двух звуках);

- веснянки;

- русская народная песня «Здравствуй, весна»;

- А. Абрамов «Спрашивает солнышко»;

- А. Лазаренко «Солнечный зайчик».

Элементарное музицирование:

- детская закличка «Солнышко» (ксилофон).

Музыкально-игровая деятельность:

- «Солнечные зайчики».

Тема 2. Песенка капели

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Материал для слушания:

- А. Лядов «Окликание дождя»;

- С. Прокофьев «Дождь и радуга»;

- Вас. Калинников «Мишка».

Материал для пения:

- Е. Тиличеева «Песенка скворцов»;

- А. Филиппенко «Пирожки»;

- Г. Фрид «Песенка о весне».

Элементарное музицирование:

- звуковая имитация капели на ксилофоне, треугольнике, коробочке.

Музыкально-игровая деятельность:

- игра с мишкой на русскую народную мелодию «Ой, вставала я ранешенько».

Тема 3. Ручеек-журчалочка

Материал для слушания:

- звукопись: журчание ручья;


- П.Чайковский «Первый дождь».

Материал для пения:

- заклички дождю;

- М. Красев «Дождик»;

- З. Левина «Пришла весна».

Элементарное музицирование:

- музыкальная импровизация на тему «Ручеек- журчалочка», глиссандо на гуслях, цитрах, металлофоне;

Музыкально-игровая деятельность:

- Н. Елисеева «Что делать после дождика».

Тема 4. О чем шепчет весенний ветер

Материал для слушания:

- П. Чайковский «Подснежник»;

- Е. Тиличеева «Березка».

Материал для пения:

- Т. Попатенко «Ай да березка»;

- Н. Назаров «Солнышко»;

- К. Титаренко «Лесная прогулка».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Ветер», исполняет ансамбль на ударно-шумовых инструмента.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Подснежники» под музыку П.И. Чайковского «Подснежник».

Музыкально-игровая деятельность:

- Л. Бетховен «Ветерок и ветер».

Тема 5. Жаворонок звонкий

Материал для слушания:

- медитативная музыка: птичьи голоса;

- М. Глинка «Жаворонок»;

- М. Красев «Воробушки».

Материал для пения:

- русская народная колыбельная «Ай-чи-чи, прилетели к нам грачи»;

- А. Филиппенко «Соловейко»;

- Е. Тиличеева «Догадайся, кто поет?».

Элементарное музицирование:

- звуковая имитация птичьих трелей на свистульках и свирелях.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Гуси лебеди и волк» под музыку Е. Тиличеевой.

Музыкально-игровая деятельность:

- В. Герчик «Скворцы и кошка».


Тема 6. Поющая синева

Материал для слушания:

- Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»;

- С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»;

- С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами».

Материал для пения:

- русская народная песня «А я по лугу»;

- русские народные приговорки «Мотылек-вителек», «Рой роится»;

- А. Филиппенко «Ой, жур-журавель»;

- В. Шаинский «В траве сидел кузнечик».

Элементарное музицирование:

- детская песня «Месяц май», пение с игрой на музыкальных инструментах.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Бродят куры бережком» под музыку А. Филиппенко.

Музыкально-игровая деятельность:

- русский народный хоровод «Со двора со дворика», обработка М.Иорданского.

Тема 7. Вальс цветов

Материал для слушания:

- П.Чайковский «Вальс цветов»;

- Ю. Чичков «Песня о волшебном цветке».

Материал для пения:

- русская народная песня «Как пошли наши подружки»;

- русская народная песня «Василек, василек»;

- В. Иванников «По лесу шли ребята»;

- М. Раухвергер «Красные маки».

Элементарное музицирование:

- детская песенка «Василек», исполняет ансамбль ударно-шумовых инструментов.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Волшебный Цветик-семицветик».

Музыкально-игровая деятельность:

- игра «Цветик-семицветик».

Программное содержание и тематический план

Старший дошкольный возраст

I раздел

«В гостях у красавицы осени»

Тема 1. Голоса осеннего леса

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Материал для слушания:

- Н. Римский-Корсаков, тема из Царевны Лебедя из оперы «Сказка о Царе Салтане»;

- П.И. Чайковский, фрагменты из балета «Лебединое озеро».

Материал для пения:

- русская народная прибаутка «Гуси» в обработке С.Разоренова;

- В.Витлин «Лесная песенка»;


- Ан. Александров «Гуси-гусенята».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Гуси-гуси», исполнение в ансамбле.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Танец лебедей» под музыку П.И. Чайковского.

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная игра «Гуси и серый волк».

Тема 2. Лесное эхо.

Материал для слушания:

- Н.А.Римкий-Корсаков, опера «Снегурочка», ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»;

- А. Парусинов «Эхо».

Материал для пения:

- вокальные упражнения на распевание «Эхо в горах»;

- ритмическое упражнение «Два дятла»;

- интонационные импровизиции «Ау»;

- М. Андреева «Музыкальное эхо».

Элементарное музицирование:

- «Кукушечка», имитационное исполнение разных интервалов на фортепьянной клавиатуре.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Игра в лесу» под музыку Т. Ломовой «Эхо»;

- «Повтори движения» под музыку А. Самонова.

Музыкально-игровая деятельность:

- игра «Повтори меня» под музыку Е. Попляновой «Эхо» и «Слово на ладошках», и русскую народную песню «Сорока» (в обработке М.Иорданского).

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Русская народная сказка «Репка»

Материал для слушания:

- русская народная песня «Вью, вью я капусточку»;

- П.И. Чайковский «Урожай»;

- М. Красев «Урожай».

Материал для пения:

- русская народная песня «Вейся капустка»;

- упражнения на звукоподражание голосам людей (бабушка, дедушка);

- Ю. Чичков «Веселый огород»;

- А. Филипенко «Урожайная».

- русская народная песня «Во саду ли, в огороде», элементарное музицирование (металлофон, цитрокселофон).

Музыкально-пластические импровизации:

- музыкальная инсценировка сказки «Репка».

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная мелодия «Плетень» в обработке А.Юдова;

- Ю. Слонов «Что нам осень принесет».


Тема 4. Осень листьями шуршит

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Материал для слушания:

- П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»;

- М. Красев «Падают листья»;

- Т. Попатенко «Листопад».

Материал для пения:

- осенние заклички;

- русская народная песня «Уж как шла лиса»;

- Е. Тиличеева «Кот, петух и лиса»;

- Г. Вихарева «Золотая песенка».

Элементарное музицирование:

- мелодическое исполнение русской народной песни «Петушок» на металлофоне и ксилофоне.

Музыкально-пластические импровизации:

- импровизационный танец с листьями под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песнь»;

- «Дары осеннего леса» (с атрибутами).

Музыкально-игровая деятельность:

- игра «Кто по лесу ходит»;

- народная детская игра «Лиска-лиса».

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Материал для слушания:

- звукопись: живой дождь;

- осенняя закличка в исполнении фольклорного ансамбля;

- Н. Любарский «Дождик».

Материал для пения:

- осенние заклички дождя (мелодический рисунок);

- русские народные песни «На улице дождь, дождь», «Дождик»;

- Г.Вихарева «Дождь».

Элементарное музицирование:

- игра-закличка «Дождик, дождик» на ксилофоне и металлофоне.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Вальс дождевых капель» под музыку Н. Любарского.

Музыкально-игровая деятельность:

- Н. Елисеев «Что делать после дождика».

Тема 6. Ходит ветер у ворот

Русская народная сказка «Колобок»

Материал для слушания:

- медитативная музыка;

- русская народная песня «Жнивушка»;

- Ц. Кюи «Осень».

Материал для пения:

- русская народная песня «Нива моя нива»;

- русская народная прибаутка «Бай, качи, качи», обработка М. Магиденко;

- Г.Струве «Колобок».

Элементарное музицирование:

- исполнение мелодии песни «Каравай» на металлофоне, цитрах, ксилофоне.