Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 1089
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Фотоальбом «Времена года».
Пластический ряд:этюд-импровизация «В осеннем солнечном лесу». Превращаемся в деревья, кусты, цветы, болотные кочки.
Музыкально-пластическая импровизация «В царстве грибов»: крепкий гриб-боровик, красавчик подосиновик, симпатичная сыроежка, скромный опенок, задавака мухомор, глупая поганка. Конкурс словесных портретов «Ты чей, грибок, полезай в кузовок».
Массовый этюд «Золотые колосья пшеницы». Умение равномерно «распределить себя» в пространстве: «колосья растут» кругом, рядами, полукругом, вразнобой.
Игры: «Волшебный мешочек», «Чей сноп соберется быстрей», «По грибы, по ягоды».
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Цель: совершенствовать поэтическое представление детей о зиме, чувство восхищения и радости от встречи с красотой зимней природы (ощущение волшебства, чуда), формировать понимание событий, происходящих в природе в это время года, способность устанавливать их причину, взаимосвязь.
Задачи:
1. Обобщать и расширять представления детей о характерных явлениях зимней погоды, их сущности.
2. Совершенствовать представление детей о роли объектов «неживой» природы (солнца, воды, воздуха, почвы) в происходящих изменениях.
3. Формировать устойчивое представление о жизни животных и растений в зимний период.
4. Познакомить детей с растениями и животными, обитающими в разных районах нашей страны: на Севере, в горах, в пустыне, особенностями их жизни.
5. Продолжать знакомство детей с народными традициями, отражающими явления зимней природы.
6. Расширять представление детей о труде человека зимой, о природоохранной деятельности.
7. Воспитывать у детей потребность участия в добрых делах.
Содержание:
Зима в пословицах и поговорках. Образно-поэтическое представление людей о зиме, как холодной, строгой, неприступной красавице. Солнце, воздух, земля, вода – помощники зимы. «День рожденья» солнца.
Тепловые изменения воды. Роль снега в жизни природы. Обитатели леса. Их приспособленность к жизни зимой. Деревья нашего леса. Елка в жизни природы и человека.
Труд людей зимой. Процесс подготовки к новому урожаю - снегозадержание, ремонт техники, сохранение семян. Содержание домашних животных.
Растения и животные северных, горных, пустынных районов нашей страны: олень, осел, верблюд, саксаул.
Природоохранная деятельность людей, помощь лесу и его обитателям. Знакомство с профессией лесничего.
Художественное слово:
Н. Сладков «Разноцветная земля».
В. Бианки «Теремок», «Лесной календарь».
Сказки О. Трошенковой «Жила-была елочка», «Самое доброе дело».
Русская народная сказка «Лиса и заяц».
А. Мусатов «Как хлеб на стол пришел».
Пословицы и поговорки о зиме. Приметы зимы. Заклички солнца.
Загадки о животных.
Музыкальный ряд: шумы - голоса диких и домашних животных.
Зрительный ряд:
И. Шишкин «Зима», «На Севере диком…».
Фотоальбом «Времена года».
Пластический ряд: пластические этюды «падение снежинок на землю». Сочинение волшебных историй «Когда я летала по воздуху...», «Когда я жила в туче...», «Когда я села на нос...» и т. д.
Игра-упражнение «О чем нам поведала елочка?» Групповые «фантазии-сочинялки» - «Почему под Новый год в лесу происходят чудеса?», «О чем плакала елочка?», «Что рассказали новогодние игрушки» и т. д.
Сочинение закличек: снегу, чтобы валил гуще; метели, чтобы добрые песни пела; огню, чтоб не погас. Исполнение закличек сопровождается определенными движениями.
Игры:«Золотые ворота», «Зайцы и лиса».
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Цель:совершенствовать образно – поэтическое представление детей о весне как доброй волшебнице, оживляющей природу, понимание красоты, ощущение динамики и энергии событий, происходящих в это время года, понимание их причин, взаимосвязи.
Задачи:
1. Помочь детям осознать чудо пробуждения природы, зарождения новой жизни
2. Формировать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в неживой и живой природе.
3. Дать начальные представления о природных сообществах.
4. Формировать понимание зависимости деятельности людей от процессов, происходящих в природе, способность видеть закономерности.
5. Поддерживать интерес к народным традициям в познании природы.
6. Воспитывать желание участия в происходящих событиях.
Содержание:
Весна света. Весна воды. Весна травы. Солнце, вода, воздух, земля (почва) – помощники весны.
Пробуждение природы. Первые звуки и запахи весны. Первоцветы.
Встреча птиц. Природные «города» - лес, луг, водоем, и их жители. Кто дружит с деревом. «Чудо-дерево». Деревья и люди.
Труд людей весной. Природоохранная деятельность.
Художественное слово:
М. Ильина, Е. Сегал «Чудесная кладовая».
Ю. Дмитриев «Нарисовал художник лес».
М. Пришвин «Этажи леса».
Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево».
Пословицы, поговорки о весне.
Зрительный ряд:
И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март».
А. Саврасов «Грачи прилетели».
Фотоальбом «Времена года».
Пластический ряд:пластические этюды на тему «Весенние забавы»: чистит перышки воробей в луже, греется на солнышке ворона, грач на вспаханном поле.
Упражнения на одновременное звучание и физическое действие «Песни и танцы апрельских ручьев». Игра-загадка «О чем поет ручей?»
Массовые этюды «прорастания из земли»: трава, цветы, кусты, деревья. Парные этюды «Волшебный лес» - один ребенок «выращивает» из зернышка (другого ребенка) чудесное растение.
Большой массовый этюд «Чудо-дерево». Все дети - одно дерево: ствол, ветви, листья. Дерево спит. С появлением солнца и первых дождевых капель оно просыпается, потягивается, раскрывает листочки, поднимает ветки к солнцу. И начинаются чудеса (индивидуальные этюды детей): зачирикал воробей, вспорхнула бабочка, заквакала лягушка, громко загудел шмель, пролетела стрекоза. Расцветает дерево.
Подвижные игры «Веселые ручьи», «Цапля и лягушки».
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
Цель: совершенствовать художественно-поэтическое представление детей о красоте, богатстве и щедрости природы через образ лета-богатыря, для силы которого трудились все времена года с помощью солнца, воздуха, земли и воды.
Задачи:
1. Помочь детям понять цикличность происходящих в природе событий.
2. Дать детям представление о закономерности происходящих событий.
3. Дать представление о влиянии природных изменений на жизнь людей.
4. Совершенствовать образно-поэтическое представление о временах года как о глобальных моментах в жизни природы.
5. Воспитывать осознанную любовь к земле, благодарность, желание и необходимость, потребность беречь, защищать, помогать, разумно использовать плоды природы и труда людей.
Содержание:
Солнце, воздух, вода, земля – помощники четырех времен года. Зима – отдых, весна – пробуждение, рождение, обновление природы, лето – плодоношение, плододарение, осень – окончание этого процесса, подготовка природы к отдыху – зиме. Красота, сила и доброта происходящих в природе событий.
Участие человека. Красная книга. Природоохранная деятельность - красота добрых поступков.
Художественное слово:
Пословицы и поговорки о временах года.
Песенка-потешка «Солнышко, солнышко, золотое зернышко…».
Д. Биссет «Добрая дорога».
Зрительный ряд:
И. Шишкин «Рожь».
Фотоальбом «Времена года».
Пластический ряд:игра-путешествие «Отправляемся в лес». Композиционные построения: опушка леса, болото, цветочный луг, лесное озеро.
Игры: «Морская фигура», «Где мы были, мы не скажем!»
Календарь природы
СЕНТЯБРЬ - ЛИСТОПАД, РЕВУН
Все чаще начинает хмуриться небо, ветер принимается реветь. Подошел первый месяц осени: осень воздуха, осень леса. Исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на кустах и деревьях. Белка спешит насадить на сучки грибы: сушить себе впрок. Исчезают стрижи, потом ласточки: воздух пустеет.
В большие стаи собираются летовавшие у нас перелетные птицы и незаметно ночами отбывают в дальний путь. И прощальные голоса их громко звучат над ярким и пестрым месяцем сентябрем.
Наблюдения в природе
Уменьшение светового дня.
Понятие температуры воздуха (похолодание).
Изменение в одежде людей.
Холодные росы, туманы. Частые холодные дожди, их характеристика (мелкий - моросит, крупный - “льет как из ведра”;
Цвет неба, движение и форма облаков (почему облака движутся), ветер.
Первые заморозки.
Изменения состояния растений: появление осенних красок в листве, траве.
Последние цветы на клумбах в траве; созревание семян на растениях.
Птицы. Поведение, голоса (синицы перебираются поближе к человеческому жилью, воробьи стайками перелетают с куста на куст, часто каркают вороны - к похолоданию.
11. Поведение насекомых в пасмурную и солнечную погоду.
12. Наблюдения, связанные с ведением календаря природы.
Красота осени не зависит от перемены погоды, осенние запахи.
Практическая работа
1. Ведение календаря природы.
2. Перенести в группу цветущие растения с клумбы.
3. Собрать семена календулы, бархотцев, касмеи.
4. Подготовить цветы к земле.
Собрать семена, листья деревьев для гербариев, дидактических игр.
Работа с родителями
1.Родительское собрание.
2. Анкетирование.
3. Окапывание деревьев и кустарников.
Пословицы и поговорки
Весна красна цветами, а осень снопами.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Осенью кисель да блины, а весной сиди да гляди.
Осенью и воробьям пир.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Не будь в осень тороват, будешь к весне богат.
Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.
Осень всех наградила, все загубила.
Осень - на дворе погод восемь
Холоден сентябрь - да сытен.