Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 685
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
1.Развивать воображение.
2.Совершенствовать зрительное внимание детей, обучая их глубинному, детальному восприятию предметов разных форм, цветов и размеров, соотношению их частей.
3.Формировать умение логически мыслить, рассуждать при решении проблемных задач.
4.Развивать и корректировать зрительно-пространственное ориентирование.
5.Обогащать словарный запас детей, как в количественном, так и в качественном отношении.
6.Обучить головоломке «Колумбово яйцо», развивать комбинаторные способности.
7.Закреплять умение решать простые арифметические задачи.
Художественное слово:
Русская народная сказка «Курочка Ряба».
Загадки про яйцо, цыплёнка, курицу.
«Весёлые задачи».
Оборудование: персонажи сказки, иллюстрация к сказке; геометрические фигуры, разных форм и размеров; чертёж «колумбова яйца», курочки, разрезанные части этого яйца.
Варианты игровых упражнений:
1. Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
2. «Вместе прочитаем сказку».
3. Игра «Колумбово яйцо» (головоломка).
4. Игра «Чего не стало?»
«Поход на птичий двор».
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Задачи:
1.Развивать и корректировать внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве и на плоскости.
2.Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач.
3.Обогащать словарный запас детей, как в количественном, так и в качественном отношении, учить звуковому анализу и синтезу в словесных играх.
4.Учить играть с загадками, создавать их.
5.Развивать воображение.
6.Совершенствовать зрительное внимание детей, обучая их глубинному, детальному восприятию предметов, соотношению их частей.
7.Обучить головоломке «Танграм», развивать комбинаторные способности.
8.Закреплять умение решать простые арифметические задачи.
Художественное слово:
Русская народная сказка «Теремок».
Загадки про животных из сказки.
Оборудование:картинки с персонажами героев сказки.
Варианты игровых упражнений:
1. См. варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
2. "Что случилось бы …?
3. Игра "Загадай героя".
4. Игра «Танграм».
5. «Словесные игры».
«Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Задачи:
1.Развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, воображение.
2.Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач.
3.Обогащение словарного запаса детей, как в количественном, так и в качественном отношении.
4.Совершенствовать зрительное внимание детей, обучая их глубинному, детальному восприятию предметов, соотношению их частей.
5.Закреплять умение сравнивать похожие предметы, отличающиеся деталями.
Художественное слово:
Русская народная сказка «Снегурочка».
Загадки про зиму, снег и т.д.
Пословицы, поговорки.
Весёлые задачи.
Физкультминутка «Мороз».
Оборудование:иллюстрации с персонажами, картинка, на которой есть два разных снеговика.
Варианты игровых упражнений:
1. «Когда это бывает...»
2. «Снеговики»
3. «Кто лишний и почему?»
4. Игра «Времена года».
5. Игра «Разные снеговики».
6. «Весёлые задачи».
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Задачи:
1.Формировать умение логически мыслить и рассуждать при решении проблемных задач.
2.Закреплять умение сравнивать похожие предметы, отличающиеся величиной.
3.Развивать комбинаторные способности, воображение.
4.Обогащать словарный запас детей.
5.Совершенствовать внимание и память детей, ориентирование в пространстве.
6.Закреплять умение решать простые арифметические задачи.
Художественное слово:
Русская народная сказка «Три медведя».
Загадки и задачи про дары леса.
Пословицы, весёлые задачи.
Стихи М. Масленниковой «Медвежонок», М. Яснова «Медвежонок».
Оборудование: картинки с персонажами сказки, с тремя ложками, тарелками, с кроватями, стульями для фланелеграфа (магнитной доски).
Варианты игровых упражнений:
1. Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2. Игра «Складываем медвежат».
3. Игра «Геометрическая мозаика».
4. «Весёлые задачи».
Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Задачи:
1.Совершенствовать внимание и память детей, ориентирование в пространстве
2.Формировать умение логически мыслить и рассуждать при решении проблемных задач.
3.Обогащать словарный запас детей
4.Формировать способность к анализу и синтезу прочитанной сказки, закономерностей событий.
5.Познакомить детей с понятием «алгоритма» действия в сказке и в жизни.
6.Закреплять умение подбирать антонимы к словам.
7.Закреплять умение решать простые арифметические задачи.
Художественное слово:
Русская народная сказка «Хаврошечка».
Пословицы, поговорки.
Веселые задачки.
Оборудование: картинки к сказке "Хаврошечка".
Варианты игровых упражнений:
1. Игра "Сделаем фильм".
2. "Сделай цветным".
3. «Антонимы».
4. Игра «Что раньше, что потом».
Методические материалы к занятиям
Русская народная сказка «Репка»
Варианты вопросов по сказке:
1. Сколько персонажей сказки могут сами передвигаться, а сколько – не могут?
2. Кто стоит за бабкой? за кошкой? за внучкой? за дедом? за Жучкой? за мышкой?
3. Кто стоит перед мышкой? перед бабкой? перед Жучкой? Перед внучкой? перед кошкой? перед дедом?
4. Кто стоит между дедом и внучкой? между мышкой и Жучкой? между кошкой и внучкой? между бабкой и Жучкой?
5. Кто выше бабка или внучка? кошка или мышка? и т.д.
6. Сколько всего персонажей в сказке?
7. Какой по счёту дед? бабка? внучка? Жучка? кошка? мышка?
8. Какая по счёту кошка? бабка? мышка? внучка? дед? Жучка?
Такие вопросы могут задаваться с опорой и без опоры на наглядность. Вопросы со звёздочкой рассчитаны на дальнюю перспективу.
Варианты игровых упражнений:
1). Игра «Что изменилось?»
Незаметно для детей или для водящего (группы водящих) поменять героев местами и выяснить, что изменилось? Попробовать рассказать сказку в изменённом виде.
2). Игра «Кого не стало?»
Незаметно для детей или водящего (группы водящих) убрать одного из героев и выяснить, кого не стало, где раньше находился этот герой, и как изменилась бы сказка, если этого героя вообще бы не было.
3). Игра «Кто лишний?»
Незаметно для детей или для водящего (группы водящих) добавить ещё одного героя, например, ещё одного деда, или ещё одну кошку, и выяснить, кто лишний.
4). «Что случилось бы, если ... ?»
а) ... у деда с бабкой была внучка и её брат. Этот брат был по силе такой же, как собака и мышка. Что случилось бы в сказке, если бы внучка позвала бы не Жучку, а брата? Кого тогда нужно было бы позвать, чтобы вытащить репку: Жучку, кошку или мышку?
б) ... кошка была бы толще Жучки?
в) ... кошка перед тем, как её позвали на п омощь, только что съела бы мышку?
г) ... первой пришла мышка, которой очень захотелось поесть сладкой репки, а это увидела кошка, которой очень захотелось съесть маленькую мышку, и т.д.?
д) ... выросла бы репка возле дома Бабы-яги. Кто поможет Бабе-яге вытащить репку?
е) ... мышка не пришла, потому что очень боялась кошки?
ж) ... кошка побежит за мышкой, а Жучка - за кошкой? Кто останется тянуть репку? Сколько их останется? А сколько убежит?
з) ... уйдёт дед и убежит мышка? Кто останется? Кто будет первым? последним?
5). «Весёлые задачи».
а). Дед, бабка, внучка. Жучка, кошка и мышка тянули-тянули, и, наконец, вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?
б). Репку разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? Насколько частей надо разрезать репку, чтобы всем досталось по куску?
в). Кошка, Жучка, мышка получили за работу по 2 маленьких кусочка репки. Сколько кусочков репы досталось всем животным вместе?
6). «Загадки».
Кругла, а не месяц.
Желта, а не масло.
С хвостиком, а не мышь. (Репа)
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (... это репка)
7). «Стихи».
Грозная хозяйка