Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 685

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

1.Развивать воображение.

2.Совершенствовать зрительное внимание детей, обучая их глубинному, детальному восприятию предметов разных форм, цветов и размеров, соотношению их частей.

3.Формировать умение логически мыслить, рассуждать при решении проблемных задач.

4.Развивать и корректировать зрительно-пространственное ориентирование.

5.Обогащать словарный запас детей, как в количественном, так и в качественном отношении.

6.Обучить головоломке «Колумбово яйцо», развивать комбинаторные способности.

7.Закреплять умение решать простые арифметические задачи.

Художественное слово:

Русская народная сказка «Курочка Ряба».

Загадки про яйцо, цыплёнка, курицу.

«Весёлые задачи».

Оборудование: персонажи сказки, иллюстрация к сказке; геометрические фигуры, разных форм и размеров; чертёж «колумбова яйца», курочки, разрезанные части этого яйца.

Варианты игровых упражнений:

1. Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

2. «Вместе прочитаем сказку».

3. Игра «Колумбово яйцо» (головоломка).

4. Игра «Чего не стало?»

  1. «Поход на птичий двор».

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Задачи:

1.Развивать и корректировать внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве и на плоскости.

2.Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач.

3.Обогащать словарный запас детей, как в количественном, так и в качественном отношении, учить звуковому анализу и синтезу в словесных играх.

4.Учить играть с загадками, создавать их.

5.Развивать воображение.

6.Совершенствовать зрительное внимание детей, обучая их глубинному, детальному восприятию предметов, соотношению их частей.

7.Обучить головоломке «Танграм», развивать комбинаторные способности.

8.Закреплять умение решать простые арифметические задачи.

Художественное слово:

Русская народная сказка «Теремок».

Загадки про животных из сказки.

Оборудование:картинки с персонажами героев сказки.

Варианты игровых упражнений:

1. См. варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».


2. "Что случилось бы …?

3. Игра "Загадай героя".

4. Игра «Танграм».

5. «Словесные игры».

  1. «Игровое упражнение с пальчиками».


Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Задачи:

1.Развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, воображение.

2.Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач.

3.Обогащение словарного запаса детей, как в количественном, так и в качественном отношении.

4.Совершенствовать зрительное внимание детей, обучая их глубинному, детальному восприятию предметов, соотношению их частей.

5.Закреплять умение сравнивать похожие предметы, отличающиеся деталями.

Художественное слово:

Русская народная сказка «Снегурочка».

Загадки про зиму, снег и т.д.

Пословицы, поговорки.

Весёлые задачи.

Физкультминутка «Мороз».

Оборудование:иллюстрации с персонажами, картинка, на которой есть два разных снеговика.

Варианты игровых упражнений:

1. «Когда это бывает...»

2. «Снеговики»

3. «Кто лишний и почему?»

4. Игра «Времена года».

5. Игра «Разные снеговики».

6. «Весёлые задачи».

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Задачи:

1.Формировать умение логически мыслить и рассуждать при решении проблемных задач.

2.Закреплять умение сравнивать похожие предметы, отличающиеся величиной.

3.Развивать комбинаторные способности, воображение.

4.Обогащать словарный запас детей.

5.Совершенствовать внимание и память детей, ориентирование в пространстве.

6.Закреплять умение решать простые арифметические задачи.

Художественное слово:

Русская народная сказка «Три медведя».

Загадки и задачи про дары леса.

Пословицы, весёлые задачи.

Стихи М. Масленниковой «Медвежонок», М. Яснова «Медвежонок».

Оборудование: картинки с персонажами сказки, с тремя ложками, тарелка­ми, с кроватями, стульями для фланелеграфа (магнитной доски).

Варианты игровых упражнений:

1. Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2. Игра «Складываем медвежат».

3. Игра «Геометрическая мозаика».

4. «Весёлые задачи».


  1. Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Задачи:

1.Совершенствовать внимание и память детей, ориентирование в пространстве

2.Формировать умение логически мыслить и рассуждать при решении проблемных задач.

3.Обогащать словарный запас детей

4.Формировать способность к анализу и синтезу прочитанной сказки, закономерностей событий.

5.Познакомить детей с понятием «алгоритма» действия в сказке и в жизни.

6.Закреплять умение подбирать антонимы к словам.

7.Закреплять умение решать простые арифметические задачи.

Художественное слово:

Русская народная сказка «Хаврошечка».

Пословицы, поговорки.

Веселые задачки.

Оборудование: картинки к сказке "Хаврошечка".

Варианты игровых упражнений:

1. Игра "Сделаем фильм".

2. "Сделай цветным".

3. «Антонимы».

4. Игра «Что раньше, что потом».

Методические материалы к занятиям

Русская народная сказка «Репка»

Варианты вопросов по сказке:

1. Сколько персонажей сказки могут сами передвигаться, а сколько – не могут?

2. Кто стоит за бабкой? за кошкой? за внучкой? за дедом? за Жучкой? за мышкой?

3. Кто стоит перед мышкой? перед бабкой? перед Жучкой? Перед внучкой? перед кошкой? перед дедом?

4. Кто стоит между дедом и внучкой? между мышкой и Жучкой? между кош­кой и внучкой? между бабкой и Жучкой?

5. Кто выше бабка или внучка? кошка или мышка? и т.д.

6. Сколько всего персонажей в сказке?

7. Какой по счёту дед? бабка? внучка? Жучка? кошка? мышка?

8. Какая по счёту кошка? бабка? мышка? внучка? дед? Жучка?

Такие вопросы могут задаваться с опорой и без опоры на нагляд­ность. Вопросы со звёздочкой рассчитаны на дальнюю перспективу.

Варианты игровых упражнений:


1). Игра «Что изменилось?»

Незаметно для детей или для водящего (группы водящих) поменять героев местами и выяснить, что изменилось? Попробовать рассказать сказку в изменённом виде.

2). Игра «Кого не стало?»

Незаметно для детей или водящего (группы водящих) убрать одного из героев и выяснить, кого не стало, где раньше находился этот герой, и как изменилась бы сказка, если этого героя вообще бы не было.

3). Игра «Кто лишний?»

Незаметно для детей или для водящего (группы водящих) добавить ещё одного героя, например, ещё одного деда, или ещё одну кошку, и выяснить, кто лишний.

4). «Что случилось бы, если ... ?»

а) ... у деда с бабкой была внучка и её брат. Этот брат был по си­ле такой же, как собака и мышка. Что случилось бы в сказке, если бы внучка позвала бы не Жучку, а брата? Кого тогда нужно было бы позвать, чтобы вытащить репку: Жучку, кошку или мышку?

б) ... кошка была бы толще Жучки?

в) ... кошка перед тем, как её позвали на п омощь, только что съела бы мышку?

г) ... первой пришла мышка, которой очень захотелось поесть слад­кой репки, а это увидела кошка, которой очень захотелось съесть ма­ленькую мышку, и т.д.?

д) ... выросла бы репка возле дома Бабы-яги. Кто поможет Бабе-яге вы­тащить репку?

е) ... мышка не пришла, потому что очень боялась кошки?

ж) ... кошка побежит за мышкой, а Жучка - за кошкой? Кто останется тянуть репку? Сколько их останется? А сколько убежит?

з) ... уйдёт дед и убежит мышка? Кто останется? Кто будет первым? последним?

5). «Весёлые задачи».

а). Дед, бабка, внучка. Жучка, кошка и мышка тянули-тянули, и, нако­нец, вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?

б). Репку разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? Насколько частей надо разрезать репку, чтобы всем досталось по куску?

в). Кошка, Жучка, мышка получили за работу по 2 маленьких кусочка репки. Сколько кусочков репы досталось всем животным вместе?

6). «Загадки».

Кругла, а не месяц.

Желта, а не масло.

С хвостиком, а не мышь. (Репа)

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это? (... это репка)

7). «Стихи».

Грозная хозяйка