Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 706

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Литературный ряд:загадка про Снегурочку, Т. Шорыгина «Где Снегурочка живет?»

Музыкальный ряд:Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка» (лейтмотив).

Зрительный ряд:В. Васнецов «Снегурочка», кукла Снегурочка.

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

Задачи:

1. Формировать у детей доброе отношение к родителям, умение ценить родительскую заботу.

  1. Дать представление о красоте и разнообразии узора на платках.

3. Учить детей располагать узор в квадрате. Дать первичное понятие о закономерности узора на квадрате и ритме узора.

Содержание:«Обрадовались дед с бабой Снегурочке. Повели ее в избу, нарядили в красивый платочек».

Задание:выложить из готовых форм узор на квадрате, соблюдая

закономерности и ритм задуманного узора.

Материал:квадрат тонированной бумаги холодных цветов 20х20, готовые формы листьев, цветов разных размеров белого цвета.

Литературный ряд:Н. Френкель «На стекле морозный иней».

Музыкальный ряд: П.И .Чайковский «Зимние грезы»,Iчасть (фрагмент).

Зрительный ряд:различные платки (оренбургские и павлово-посадские).

6. «Снеговик» - 1 час

Задачи:

1. Закрепить с детьми знания о зимних забавах и поддерживать добрые дружеские отношения между детьми.

2. Закрепить умение рисовать предметы округлой формы, дополняя характерными деталями.

3. Закрепить представление о пропорциях.

Содержание:«Позвали Снегурочку подружки гулять. Стали они в снежки играть, снеговиков катать. Слепили большого снеговика и давай вокруг него хоровод водить».

Задание:нарисовать на тонированном листе бумаги снеговика, соблюдая пропорции.

Материал: тонированный лист бумаги голубого или синего цвета А 4, пастель белого, розового, голубого цвета.

Литературный ряд:Т. Шорыгина «Снеговик», О. Высотская «Снежный кролик», загадка про снеговика.

Музыкальный ряд: Н. Вересокина «Игра в снежки».

Зрительный ряд:открытки с изображением снеговика.


Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

Задачи:

  1. Формировать у детей бережное отношение к своему дому.

2. Закрепить умение рисовать предметы, состоящие из двух частей - геометрических фигур.

3. Дать понятие «теплые цвета», «холодные цвета».

Содержание:«Жили-были в лесу Лиса и Заяц. Решили построить они себе по избе. Заяц построил лубяную избушку, а лиса - ледяную...»

Задание:нарисовать избушку зайца «теплыми» цветами, а избушку Лисы «холодными».

Материал:гуашь, ватман А 3, кисть №7.

Литературный ряд:пословицы и поговорки о доме.

Музыкальный ряд: народная мелодия «Ах, вы, сени, мои сени».

Зрительный ряд:иллюстрации Ю. Васнецова к сказке «Заюшкина избушка».

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

Задачи:

1. Объяснить детям значение русских народных поговорок «Теплые лучи и лед топят», «Доброе слово и кошке приятно».

2. Дать представление о красоте и изменчивости природы.

3. Закрепить у детей умение рисовать кистью, смешивая краски.

Содержание: «Вышел зайка на крыльцо солнечным лучам порадоваться. Ах, как солнышко пригревает! Свесились с крыши сосульки. Залюбовался заяц, как солнечный лучик сквозь сосульку проходит да радужными искрами рассыпается...»

Задание: нарисовать сосульки, смешивая краски, показать их прозрачность и красоту.

Материал: акварель, бумага для акварели А 3, кисть № 9.

Литературный ряд:И. Демьянов «Под самым карнизом».

Музыкальный ряд:П.И. Чайковский «Подснежник».

Зрительный ряд:стеклянные подвески для люстры, похожие на сосульки, кусочки льда.

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

Задачи:

1. Формировать уважительное отношение к работе народных мастеров. Народные умелицы расписали шаль, вложили в нее часть своей души, потому то в ней так тепло и уютно.

2. Закрепить умение пользоваться ножницами, плавно срезать углы у квадратов по диагонали.

Содержание:«Растаяла у лисы избушка, попросилась она к зайцу, зашла в избу, укуталась в теплую шаль...»


Задание:украсить шаль для Лисы готовыми формами цветов, и листьев (треугольники, вырезанные из квадратов).

Материал: готовые формы цветов, квадраты бумаги разных оттенков зеленого цвета 2х2, 3х3, 5х5, клей, ножницы, тонированный ватман.

Литературный ряд:

Мы украсим наш платочек

И наклеим на листочек -

Цветики веселые, листики зеленые.

И еще прибавим к ним,

То добро, что здесь храним.

Т. Галицына

Музыкальный ряд: русские народные наигрыши.

Зрительный ряд: павло - посадские платки и шали.

  1. «Сидит зайчик на пенечке и плачет…» - 2 часа

Задачи:

1. Формировать у детей добрые отношения к слабым, беззащитным, желание помочь им, защитить.

2. Учить детей передавать выразительными средствами (деталями) простых движений животного, его настроения.

3. Закрепить умение пользоваться кистью и красками.

Содержание: «… да и выгнала лиса зайца. Сидит зайчик на пенечке и плачет, печалится».

Задание:нарисовать зайчика на пенечке, передать простые движения животного, его настроение (мордочка опущена вниз, уши свесились, лапки опущены и т. д.).

Материал:гуашь, кисть № 9, № 5.

Литературный ряд:потешки «Ой, ты, Заинька, не плачь...», «Не плачь, не плачь...»

Музыкальный ряд: М. Таривердиев «Воспоминание о Венеции» (отрывок).

Зрительный ряд: иллюстрации Ю. Васнецова к сказке.


5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Задачи:

1. Формировать у детей понимание того, что добро всегда побеждает зло, зло будет наказано.

2. Продолжать учить детей передавать в рисунке простые движения животных и птиц.

3. Закрепить умение пользоваться кистью и красками.

Содержание: «… не смог выручить зайца ни медведь, ни волк. Кто же ему помог?»

Задание:нарисовать петушка, передать простые движения (петушок идет по дорожке).

Материал:гуашь, кисть № 9, № 5.

Литературный ряд:загадки о петушке, потешка «Петушок, петушок...».

Музыкальный ряд: Г. Свиридов «Военный марш».

Зрительный ряд: иллюстрации Ю. Васнецова, Чарушина к сказке.

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

Задачи:

1. Продолжать формировать у детей представление о добрых, заботливых отношениях в семье.

2. Закрепить умение пользоваться ножницами, разрезать небольшой прямоугольник на две равные части.

Содержание: «Очень захотел дедушка порадовать бабушку. Думал, думал, да и придумал - сделал соломенного бычка...».

Задание:сделать аппликацию бычка из готовых форм, дополнить самостоятельно вырезанными деталями (ножки, ушки, глазки, хвост).

Материал:готовые полоски желтой бумаги 0,5х10, готовая форма головы бычка, две коричневые полоски бумаги 2х6, ножницы, клей-карандаш.

Литературный ряд:А.Л. Барто «Бычок».

Музыкальный ряд: русская народная песня «Пойду ль я, выйду я».

Пластический ряд: пластическая зарисовка «Шагающий бычок».

2. «Ромашки» - 1 час

Задачи:

  1. Формировать у детей заботливое отношение к друзьям.

2. Дать представление о красоте и многообразии природы, учить детей видеть эту красоту в простом.

3. Закрепить основные приемы рисования кистью, умение пользоваться кистью и красками.

Содержание: «Вышла бабушка с бычком на лужок, а там... Красота-то какая!»

Задание:ромашковая поляна.

Материал:тонированная бумага, гуашь, кисть № 9.


Литературный ряд:загадки о ромашке.

Музыкальный ряд: русские народные наигрыши.

3. «Бабочки» - 2 часа

Задачи:

1. Формировать у детей заботливое отношение к природе, умение любоваться и удивляться ее красоте.

2. Учить основам бумажной пластики.

Содержание: «Бегает бычок по лугу, забавляется. Увидел бабочек, удивляется: «Что за чудо такое?».

Задание:

Материал:бумага двусторонняя 20х20, готовые геометрические фигуры для украшения.

Литературный ряд:загадки о бабочке, Г. Глушнев «Белыми крыльями машет капустница».

Музыкальный ряд: Э. Григ «Бабочка».

Зрительный ряд: изображение различных бабочек, мотыльков.

4. «Открытка в подарок» - 1 час

Задачи:

1. Формировать у детей представление о добрых семейных традициях. Формировать ценность мамы - доброй, красивой женщине, заботливой хозяйке дома.

2. Продолжать осваивать бумажную пластику, пользование акварельным карандашом.

Содержание: «Бычок очень любил бабушку, за ее доброту и заботу. А кто любит и заботиться о вас больше всех? Конечно же мама. И как приятно видеть на мамином лице улыбку.»

Задание:открытка для мамы в праздничный день.

Материал:лист бумаги, акварельные карандаши.

Литературный ряд:Е. Благинина «Мама».

Музыкальный ряд: М. Таривердиев «Детство».

Зрительный ряд: репродукции картин В.Серебряковой.